Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В истории Horten Ho 229 фигурирует сразу несколько названий. Сами братья Хортен, его создатели, называли аппарат H.IX. Позже, уже в Министерстве авиации Германии (RLM), самолёту присвоили официальный индекс Ho 229. Встречается и третье имя, Gotha Go 229 — по названию немецкой компании Gothaer Waggonfabrik, взявшейся за производство.
«Стелс-истребителем Гитлера» этот самолёт окрестили уже в наши дни. Любопытно, что его характеристики малозаметности (то есть способность оставаться невидимым для радаров) вполне могли быть и случайным побочным эффектом.
Как бы то ни было, по словам Уильяма Грина, автора «Военных самолётов Третьего рейха», Ho 229 стал первым в истории «летающим крылом» с реактивным двигателем. Именно в его конструкции впервые применили решения, которые сегодня мы бы назвали стелс-технологиями — всё ради того, чтобы затруднить обнаружение радарами.Потеряли подлодку – Как новый гальюн Третьего рейха потопил U-1206 в прямом смысле
«Тысяча, тысяча, тысяча» и заказ Геринга
Появление этой машины во многом было ответом на амбициозный заказ Люфтваффе.
Глава Люфтваффе, рейхсмаршал Герман Геринг, поставил перед авиапромышленностью задачу, известную как «3 X 1000». Суть её была проста: Герингу требовался бомбардировщик, способный доставить 1000 кг бомб на дальность 1000 км, причём со скоростью 1000 км/ч.
А у братьев Хортен как раз был подходящий задел. Они ещё с 1930-х годов экспериментировали с лёгкими планерами схемы «летающее крыло». Разработчики справедливо полагали, что именно феноменально низкое аэродинамическое сопротивление их конструкций и станет ключом к выполнению требований Геринга.
Что касается крыльев H.IX, то их изготовили из двух фанерных листов, склеив их весьма любопытным составом: смесью древесных опилок и угольного порошка.
Идея понравилась. В 1943 году Геринг лично выделил братьям Хортен 500 000 рейхсмарок (приблизительно более 300 млн российских рублей на ноябрь 2025 года) — на постройку и испытания нескольких прототипов их реактивного «летающего крыла» H IX.
Уже в марте 1944-го Хортены подняли в воздух безмоторный планер. Эта машина не имела почти ничего общего с привычными силуэтами самолётов Второй мировой войны.
Удивительно, но в его облике уже тогда угадывались черты современного американского «стелса» B-2. Геринг, как говорят, был под большим впечатлением от увиденного и немедленно передал проект от Хортенов на производственные мощности Gothaer Waggonfabrik.
Инженеры Gothaer, впрочем, не просто скопировали чертежи — они внесли в конструкцию несколько существенных доработок. Результатом этой работы стала модель H.IX V2. Уже с реактивным двигателем, которая впервые поднялась в воздух 2 февраля 1945 года.
Самих же братьев Хортен, что иронично, от этого проекта отстранили. Они переключились на Horten H.XVIII, амбициозный Amerika Bomber — это была отчаянная попытка создать межконтинентальный самолёт, способный достичь Соединённых Штатов.
Тем временем после ещё нескольких испытательных полётов, Ho 229 был официально признан: 12 марта 1945 года его включили в немецкую «Чрезвычайную истребительную программу» (Jäger-Notprogramm).
Но закончить работу над следующей версией прототипа, H.IX V3, немцы уже не успели. Всё прекратилось, когда 14 апреля 1945 года VII корпус 3-армии США вошёл на завод Gotha в Фридрихсроде. Некое продолжение этой технологии США мы, видимо, тоже знаем…
Американский тест – 8 минут вместо 19
Здесь история получает необычное продолжение, но уже в наши дни.
В 2008 году инженеры компании Northrop-Grumman построили полноразмерный макет H.IX V3. Самое интересное — они использовали оригинальные чертежи и только те материалы, что были доступны в Германии в 1945-м.
Параллельно они, конечно, изучили и единственный сохранившийся оригинал Ho 229 V3, который хранится в реставрационно-складском комплексе Пола Э. Гарбера… в Сьютленде, штат Мэриленд.
Главный вопрос, который мучил инженеров Northrop – был ли этот немецкий самолёт действительно невосприимчив к радарам? Чтобы это выяснить, нелетающий макет отвезли на закрытый полигон для радиолокационных испытаний в Теджоне, Калифорния.
Там его «просветили» радарами, работавшими точь-в-точь на тех частотах, которые использовали британские радиолокационные службы в конце войны. Результаты оказались ошеломляющими.
По словам Тома Добренца, эксперта Northrop Grumman по стелс-технологиям, который комментировал H.IX: «Эта конструкция давала им снижение дальности обнаружения радаром почти на 20% по сравнению с обычным истребителем того времени».
Цифры говорят сами за себя. Если прибавить к этому высокую скорость, то получалось, что после обнаружения радарами британской ПВО (Система обороны метрополии), у Королевских ВВС оставалось бы не более 8 минут на реакцию до подлёта к Англии. Стандартные 19 минут превращались в 8, что катастрофически мало.
Гениальный расчёт или случайность
И вот тут начинается самое интересное – хотя конструкция действительно оказалась малозаметной, многие утверждают, что так получилось случайно.
Во всяком случае, в немецких архивах не нашлось ни одного письменного доказательства, что Хортены сознательно проектировали то, что мы сегодня называем стелс-технологией. Впрочем, есть одно «но».
В статье, написанной Реймаром Хортеном и опубликованной в майском номере 1950 года аргентинского авиационного журнала Revista Nacional de Aeronautica, Реймар писал:
«…с появлением радаров, деревянные конструкции, уже считавшиеся антикварными, снова стали чем-то современным. Поскольку отражение электрических волн от металлических поверхностей хорошее, таким же будет и изображение на экране радара; напротив, от деревянных поверхностей это отражение невелико, в результате чего они едва заметны на радаре».
Прошли десятилетия. В конце 1970-х – начале 1980-х годов в СМИ начала просачиваться первая информация, что Соединённые Штаты, похоже, ведут серьёзную работу над «самолётами-невидимками».
И вот на этом фоне, в 1983 году, Реймар Хортен в своей книге Nurflugel: Die Geschichte der Horten-Flugzeuge 1933–1960 (Herbert Weishaupt, 1983) вдруг вспоминает одну деталь.
Он пишет, что намеревался добавить смесь опилок, угля и клея между слоями дерева, образующими большие участки внешней поверхности, крыла H.IX, чтобы, по словам, защитить «весь самолёт» от радаров, поскольку «уголь должен поглощать электрические волны…
Под этим экраном трубчатый стальной каркас и двигатели стали бы невидимыми для радара» (с. 136).
Многие, конечно, тут же отметили основные принципы американской стелс-технологии. Так или иначе, лишь после войны научные достижения позволили взглянуть на эту идею по-новому.
Учёные и инженеры обнаружили, что сама по себе реактивная конструкция «летающее крыло», подобная Horten Ho 229, будет иметь малую эффективную площадь рассеяния (ЭПР…) по сравнению с традиционными двухмоторными самолётами того времени.
Причина проста: крылья интегрированы в фюзеляж, и в конструкции нет ни больших винтов, ни вертикальных и горизонтальных хвостов, которые так хорошо «светятся» на радарах.
Сам Реймар Хортен до конца жизни утверждал, что смешал угольную пыль с древеным клеем именно для поглощения электромагнитных волн радара. По его мнению, это могло защитить самолёт от обнаружения британской системой раннего предупреждения Chain Home, которая работала на частотах от 20 до 30 МГц.
Кстати, инженеры Northrop-Grumman не просто так взялись за этот проект в 2008-м. Они «обхаживали» Ho 229 давно. Ещё в 1980-х годах некоторые из них посещали объект Смитсоновского музея в Силвер-Хилл, штат Мэриленд, чтобы вживую изучить планер V3.
Тогда-то группа из Northrop-Grumman и провела первые электромагнитные эксперименты с многослойными, деревянными носовыми обтекателями центральной секции V3. Эти обтекатели, толщиной 3/4 (19 мм), были сделаны из тонких листов шпона.
Исследователи зафиксировали: в клее действительно было что-то проводящее, поскольку радарный сигнал, проходя через обтекатель, заметно ослабевал.
Что же, похоже, в Третьем рейхе действительно были в шаге от создания самолёта, который на десятилетия опередил своё время.
Поделись видео:

