Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета Х-55СМ предназначена для использования против важных стратегических объектов противника с заранее разведанными координатами. Стратегическая ракета Х-55СМ способна с высокой точностью поражать стационарные цели на большом удалении от точки пуска. В полете ракета огибает рельеф местности на малой высоте.
В качестве носителя Х-55СМ применен сверхзвуковой самолет Ту-160В, в двух грузоотсеках которого может располагаться 12 ракет.
КР Х-55СМ представляет собой модификацию ХР-55, имеющей улучшенную характеристику дальности за счет установки сбрасываемых конформных подвесных топливных баков.
Основные характеристики
Тип ракеты | Х-55 | Х-55СМ |
Количество ступеней | 1 | 1 |
Максимальная дальность стрельбы, км | 2 500 | 3 000 |
Максимальная стартовая масса, т | 1,7 | 1,7 |
Боевая часть Мощность, кт Масса боевой части, кг |
200 410 |
200 410 |
Габариты, м: длина диаметр размах |
8,9 0,514 3,10 |
8,9 0,77 3,10— |
Режимы полета высота полета на маршруте, м высота применения (пуска), м скорость полета, м/с |
до 25 20-12000 260 |
до 25 20-12000 260 |
Предложения о разработке ракеты ХР-55 были готовы в 1971 г., т.е.за 4 года до начала разработки стратегической крылатой ракеты (КР) в США. Отечественная программа была реализована со значительно меньшими затратам. НИОКР создания и доводки отечественной стратегической КР практически совпали по времени (начало — середина 1976 г., окончание — середина 1982 г.) с аналогичными работами в США.
Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двухконтурный турбореактивный двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности.
Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты Х-55 независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).
Ракета принятие на вооружение 31 декабря 1983 года. После распада СССР часть ракет и их самолетов-носителей осталась за пределами России, в частности, на Украине и в Казахстане.
В конце 1999 г. 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55 и Х-55СМ было доставлено из Украины в Россию железнодорожным транспортом в счет погашения долга за поставки газа.
На базе КР Х-55 помимо Х-55СМ созданы:
- тактическая модификация Х-65 с обычной боеголовкой;
- С-10 Гранат (3М-10; SS-N-21 Sampson) — КР морского базирования;
- РК-55 (SSC-X-4) — КР наземного базирования, уничтожена по договору сокращения вооружений средней дальности.
Дальнейшим развитием КР серии Х-55 явилась новейшая стратегическая крылатая ракета Х-555, имеющая существенное отличия от своей предшественницы. Уменьшена ЭПР и улучшена навигация. Дальность возросла почти до 5000 км.
В октябре 1999 года прошли испытательные пуски, приняло решение развернуть серийное производство Х-555.
Поделись видео: