Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
- «Стыд и срам!»: Чистота как госполитика
- Реальность без розовых вод: Бараки, очереди и дефицит
- Ритуал субботней чистоты
- Как в Германии после войны относились к немецким военнопленным, вернувшимся домой из ГУЛАГа
- «Бумер»: кто были прототипы главных героев фильма
- Почему в СССР не было клещевого энцефалита
- Геннадий Осипович: что стало с летчиком, который сбил корейский Боинг в 83 году
Очередь в баню, СССР, г. Курск, 1920 гГигиена в СССР: как часто мылись советские люди
Стереотип о том, что в СССР процветала бытовая нечистоплотность, — один из наиболее устойчивых мифов о жизни в советское время. На самом деле, все было гораздо сложнее.
«Стыд и срам!»: Чистота как госполитика
Напротив распространенного мнения, советская власть с первых лет своего существования сфокусировалась на гигиене, придавая ей идеологический оттенок. Лозунг «В здоровом теле — здоровый дух!» не был пустым словом: для индустриализации и обороны стране требовались здоровые, трудоспособные люди. Игнорирование чистоты угрожало распространением эпидемий, а вшивость считалась позорным наследием прошлого.
Интересно отметить, что знаменитый «Мойдодыр» Чуковского изначально подвергался критике как «буржуазная проповедь» — мыло и зубной порошок ассоциировались со старым порядком. Однако в 1930-е годы, с массовым переселением крестьян в города, подход кардинально изменился. Новых горожан, привыкших к жизни без водопровода и канализации, срочно нужно было обучать городским нормам. На улицах развешивались агитационные плакаты: «Просьба на пол не плевать!», «Чисти зубы ежедневно!».
Реальность без розовых вод: Бараки, очереди и дефицит
Тем не менее, теория часто не совпадала с практикой. Большинство горожан обитали в бараках, общежитиях и коммуналках, где на множество человек приходился один туалет «на улице», а горячая вода была настоящей редкостью. О ежедневном душе и речи не шло — за ванной или раковиной выстраивались долгие очереди. Выручали общественные бани, куда ходили «по-большому» раз в неделю, чаще всего в субботу. Это было не ритуалом очищения, а жестокой необходимостью.
Ситуация начала меняться с массовым строительством «хрущевок» в 1960-х годах. Наличие отдельного, пусть и очень маленького, санузла с ванной стало настоящим прорывом, позволившим мыться по мере необходимости, а не по расписанию.
Средства гигиены также зависели от доступа, а не от выбора. Хозяйственное мыло и зубной порошок были в достатке, но туалетное мыло с ароматом, качественный шампунь или туалетная бумага оставались дефицитом. Газета, нарезанная квадратиками, была обычным явлением в уборной. Женская гигиена оставалась примитивной: вместо прокладок использовались вата и многоразовые тряпки.
Ритуал субботней чистоты
В таких условиях возникла особая, вынужденная культура гигиены. Её ритм определялся не ежедневными, а еженедельными практиками. Суббота становилась главным гигиеническим днем: генеральная уборка, поход в баню, стирка и смена постельного белья. Нижнее белье менялось раз в день, если оно было (с ним тоже был дефицит), а носки или майки могли носиться несколько дней.
Как в Германии после войны относились к немецким военнопленным, вернувшимся домой из ГУЛАГа
Традиции депиляции, специальные средства для ухода за ушами или интимной гигиены массово внедрились только к 1970-80-м годам. Чистка ушей часто осуществлялась с помощью опасной комбинации «спичка-вата».
Были ли советские люди более чистыми или грязными по сравнению с нами? Скорее всего, их гигиенические практики были иными — вынужденно экономными, ритмизированными дефицитом и условиями жизни, но вовсе не свидетельствовали о отсутствии желания поддерживать чистоту. Государство требовало чистоты ради здоровья нации, а люди стремились к ней просто потому, что это считалось нормальным. Как и в наше время, многое зависело от личных привычек и возможностей: кто-то мылся раз в неделю, кто-то искал возможность делать это чаще, кто-то обходился газетой, а кто-то использовал дефицитную туалетную бумагу. В этом плане советская повседневность была удивительно человечной и далекой от мифов — как о тотальной грязи, так и о стерильной чистоте.
«Бумер»: кто были прототипы главных героев фильма
Почему в СССР не было клещевого энцефалита
Геннадий Осипович: что стало с летчиком, который сбил корейский Боинг в 83 году
Источник: russian7.ru
Поделись видео:





