Loading...
Гибель АПЛ "Курск": Как халатность погубила атомную подлодку с крылатыми ракетами - новости Подоляка

Гибель АПЛ «Курск»: Как халатность погубила атомную подлодку с крылатыми ракетами

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
3
+1
11
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
3
Гибель АПЛ "Курск": Как халатность погубила атомную подлодку с крылатыми ракетами

Прошлым летом мы опять побывали в Мурманске и снова решили посетить мемориал с рубкой одной из самых печально известных подводных лодок — ракетного подводного крейсера К-141 «Курск» проекта 949А «Антей», трагично затонувшего в августе 2000 г., гибель которого овеяна множеством необоснованных конспирологических теорий и заговоров.

Прижизненное фото АПЛ "Курск", найденное в интернете.
Прижизненное фото АПЛ «Курск», найденное в интернете.

История строительства К-141:

Эта трагически известная атомная подлодка была заложена на судостроительном предприятии «Севмаш» в Северодвинске 22 марта 1990 г. как крейсерская подлодка К-141.

31 января 1991 г. данная подводная лодка была зачислена в списки строящихся кораблей ВМФ, а 18 марта для К-141 был сформирован экипаж, который в середине лета был направлен в учебный центр ВМФ в г. Обнинск.

3 июня 1992 г. подводная лодка К-141 была отнесена к классу атомных подводных крейсеров.

6 апреля 1993 г. подлодка получила собственное наименование «Курск» в честь 50-летия со дня победы на Курской дуге.

В октябре 1993 г. обученный экипаж вернулся из учебного центра ВМФ на завод для приёма «Курска» в эксплуатацию. Там экипаж был подчинён 339-й отдельной бригаде строящихся и ремонтируемых подводных лодок Беломорской Военно-Морской Базы.

16 мая «Курск» был спущен на воду и приступил к заводским и ходовым испытаниям, а 30 декабря 1994 г. наконец был подписан акт о принятии лодки в строй. Так, 20 января 1995 г. на «Курске» в торжественной обстановке был поднят Андреевский флаг, после чего «Курск» совершил свой первый переход на постоянное место базирования в Видяево.

1 марта 1995 г. подводная лодка «Курск» вошла в состав 7-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота, а 6 марта лодка была освящена Курским и Белгородским епископом владыкой Иоанном.

Прижизненное фото АПЛ "Курск" с экипажем, найденное в интернете.
Прижизненное фото АПЛ «Курск» с экипажем, найденное в интернете.

Служба К-141:

Не смотря на то, что К-141 была принята в эксплуатацию только в 1995 г., уже с декабря 1997 по февраль 1998 гг. на «Курске» проводился ремонт на «Севмаше», по окончании которого лодка была модернизирована и в сентябре выполнила программу расширенных гидроакустических испытаний в Белом море. При этом в том же 1998 г. ПЛАРК К-141 «Курск» был признан лучшей подводной лодкой в 7-й дивизии

С августа по середину октября 1999 г. под командованием капитана 1-го ранга Г. П. Лячина «Курск» выполнил боевое дежурство, совершив автономный поход через Атлантику и Средиземное море. По возвращении с похода экипаж К-141 был признан лучшим на Северном флоте и даже отмечен правительственными наградами. Командир «Курска» и вовсе был представлен к званию Героя Российской Федерации, а от Губернатора Мурманской области экипажу «Курска «был вручен переходящий приз «Лучшая подводная лодка Северного флота».

С мая по июль 2000 г. К-141 выполнил ещё одно боевое дежурство, после которого экипаж начал подготовку к большим военно-морским учениям в составе авианосной группировки кораблей Северного, Черноморского и Балтийского флотов.

30 июля 2000 г. «Курск» принимал участие в параде кораблей на рейде г. Североморска в честь празднования дня ВМФ.

11 августа 2000 г. после перегрузки боезапаса, «Курск» вышел в район полигона для участия в учениях боевой подготовки разнородных сил флота с проведением учебных торпедно-ракетных стрельб.

Так, утром 12 августа 2000 г. экипаж ПЛАРК К-141 начал готовиться к учебной атаке крылатыми противокорабельными ракетами «Гранит» эскадры кораблей во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом Северного флота атомным крейсером «Пётр Великий». По плану К-141 должен был произвести стрельбу в период с 11.40 до 13.40, но с этого момента начинается огромная трагедия для целой страны. Подводная лодка исчезла со связи, а в 11.30 Норвежской сейсмической станцией был зафиксирован сейсмический толчок мощностью около 100 кг тротила, а в 11.32 ещё один мощностью более тонны тротила.

Картина о трагедии на АПЛ "Курск".
Картина о трагедии на АПЛ «Курск».

Гибель К-141:

А дальше начинаются все эти конспирологические теории и множество бездарных дилетантских хайповых роликов и статеек про всякие заговоры, скрытые документы, отпиленные непоказанные носы и т.д. и т.п., хотя всё что только возможно по гибели этой лодки давно рассекречено со всеми установленными подробностями и лежит в открытых источников ни от кого не скрываясь.

Согласно официальной и самой компетентной версии, озвученной в своё время ещё самим генеральным прокурором Устиновым, катастрофа произошла в 11.28 из-за неправильной подготовки к эксплуатации торпеды 65-76А «Кит» необученным экипажем, что привело к её дальнейшему взрыву в торпедном аппарате №4.

Так, правительственная комиссия установила, что за день до этого, то есть 11 августа 2000 г., экипаж перед выходом не был должным образом проинструктирован правилам обращения с уже снятой к тому времени с вооружения химической торпедой на сильных окислителях, в следствие чего она была заправлена ненадлежащим образом с нарушением правил эксплуатации, что и привело к утечке компонентов топлива, смешавшихся в ходе последующих химических реакций с парами керосина. Химическая реакция привела к воспламенению и дальнейшему взрыву боевой части торпеды, а от дальнейшего пожара в первом отсеке и столкновения лодки с грунтом через две минуты после первого взрыва, произошла детонация других торпед и боезапаса.Причём первая подорванная торпеда вообще числилась учебной и оказалась из партии десятка бракованных торпед, в своё время отозванных на завод, но по халатности именно эту торпеду с серийным номером 1336А на завод так и не была отправлена и по такой же халатности попала на К-141.

Входивший в правительственную комиссию вице-адмирал В. Д. Рязанцев в своём докладе указал, что в служебных документах о подтверждении уровня подготовки экипажа к эксплуатации таких торпед, подписи личного состава были попросту подделаны и никакой полноценный инструктаж не проводился.

Вообще наши коллеги по хобби с канала RuRoomREC сняли о этих событиях самый компетентный и подробный фильм в интернете, где всё расставлено по полочкам и после просмотра которого у вас не останется никаких вопросов о гибели «Курска», поэтому крайне рекомендуем ознакомиться с их материалом, ссылку на который мы оставим в конце статьи.

Картина о спасательной операции на АПЛ "Курск".
Картина о спасательной операции на АПЛ «Курск».

Спасательная операция К-141:

Ну а ближе к ночи в 23.00 по всему Северному флоту была объявлена боевая тревога, а в 13 августа примерно в час ночи в предполагаемый район аварии вышло спасательное судно «Михаил Рудницкий», оснащённое двумя глубоководными спасательными аппаратами АС-32 и АС-34.

В 02.22 при помощи своей гидроакустической станции атомный крейсер «Пётр Великий» обнаружил предполагаемое местонахождение «Курска» на глубине 108 метров, а в 03.20 зафиксировал в том районе звуки ударов по металлическому корпусу.

Утром в 10.30 в предполагаемый район отправилась глубоководная станция АС-15, а в 18.32 подводный аппарат АС-34 смог обнаружить затонувшую аварийную подводную лодку «Курск», после чего в район катастрофы стали стягиваться суда обеспечения.

Исследование подводным аппаратом аварийной АПЛ "Курск".
Исследование подводным аппаратом аварийной АПЛ «Курск».

Но спасательная операция сильно затянулась и лишь 16 августа глубоководная станция АС-15 смогла произвести полноценный осмотр разрушений лодки, но сделать ничего не смогла, поэтому 19 августа из Норвегии на помощь пришло спасательное судно «Normand Pioneer». 20 августа также прибыло ещё одно норвежское судно «Seaway Eagle» со своими водолазами на борту.

К тому времени было выяснено, что глубоководные аппараты АС-32 и АС-34 не смогли закрепиться на специальной комингс-площадке, поэтому их работа была свёрнута, ана смену им пришли подводные аппараты с судна «Seaway Eagle», которые смогли произвести открытие верхнего, а затем и нижнего люка в 9-й отсек, но к сожалению, к тому времени уровень содержания кислорода в отсеке оказался ниже 8%, поэтому все 118 членов экипажа были признаны погибшими. Ядерный реактор атомной подводной лодки оказался заглушен системой аварийной остановки ещё сразу после первого взрыва.

Фото рубки затопленной АПЛ "Курск", найденное в интернете на сайте Ведомости.
Фото рубки затопленной АПЛ «Курск», найденное в интернете на сайте Ведомости.

Подъём и утилизация К-141:

Далее в сентябре 2000 г. на место аварии прибыло научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», которое доставило глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2», при помощи которых смогли провести детальный осмотр корпуса «Курска».

В октябре водолазы начали операцию по подъёму погибших моряков, после которой норвежскими подводными аппаратами «Halliburton AS» продолжили полноценное обследование корпуса.

В 2001 г. после отделения от лодки 1-го носового отсека с повреждёнными торпедными аппаратами, по заказу правительства России к дальнейшим работам по поднятию К-141 подключилась голландская компания «Mammmoet Transport Antilles N. V.»

Фото АПЛ "Курск" в плавдоке, найденное в интернете.
Фото АПЛ «Курск» в плавдоке, найденное в интернете.

Уже в октябре 2001 г. для детального изучения причин аварии в п.Росляково завели плавучий док ПД-50, в котором проходили все основные следственные действия и работы по разбору завалов в отсеках, извлечению оставшихся тел погибших и выгрузке топлива из ядерного реактора. Для этих работ на уже погибшем К-141 был сформирован новый временный экипаж.

А в апреле 2002 г. «Курск» был подготовлен в плавдоке ПЛ-42 к своему последнему переходу на судоремонтный завод «Нерпа» в г. Снежногорск для дальнейшей утилизации. Кроме того, в мае провели сложную операцию по подъёму со дна остатков и самого ранее отделённого 1-го отсека.

Фото срезанной части рубки АПЛ "Курск" 2009 г., найденное в интернете.
Фото срезанной части рубки АПЛ «Курск» 2009 г., найденное в интернете.

После разделки, в 2003 г. ограждение рубки К-141 планировалось установить в Мурманске в мемориальном комплексе у храма Спаса на водах, который к тому времени так и не построили, поэтому сделали несколько других мемориалов погибшим подводникам в разных городах.

Тем не менее саму рубку К-141 всё же не утилизировали и в 2009 г. она была обнаружена моряками на свалке металлолома на заводе. Рубку тогда спасли и всё же решили установить её в качестве мемориала подводникам.

-10
-11
-12

Так, 12 августа 2009 г. в г. Мурманск рядом с Храмом Спаса на водах установили переднюю часть ограждения рубки К-141 «Курск», которая вошла в единый мемориальный комплекс «Морякам-подводникам, не вернувшимся из походов в мирное время», спроектированный архитекторами Н. Киреевым и Н. Богдановым, который был торжественно открыт 5 октября 2002 г.

-13
-14

Теперь ограждение рубки К-14 установлено слева от башни маяка.

-15
-16
-17

Слева от рубки закреплена доска с перечнем кораблей, судов и подводных лодок, погибших в мирное время.

-18

Справа от рубки закреплены иконы праведного воина Феодора Ушакова.

-19
-20
-21
-22

Рядом возвышается 15,5-метровая шестигранная маячная башня, олицетворяющая символ света всем погибшим морякам.

-23
-24

На первом этаже башни расположен зал памяти.

-25

Внутри зала на пяти стенах установлены плиты в память о погибших в море в мирное время моряках разных флотов.

-26
-27

Перед которыми лежат книги памяти погибших моряков.

-28
-29

На площадке ниже маячной башни заложена капсула с морской водой, на которой установлен большой судовой якорь.

-30
-31
-32
-33
-34

Оформление ограждения.

-35
-36

И камень в честь основания мемориала.

-37

До сих пор многие спорят о причинах трагедии «Курска», но если не смотреть все эти бредовые хайпожорские передачки с притянутыми за уши версиями про подлодки НАТО, скрывание информации властями и т.д., а просто вникнуть и пройтись по фактам, то всё быстро становится ясно — это самая обычная повсеместная халатность, которая к сожалению в то время царила повсеместно на флоте.

Ну а для тех, кто действительно хочет разобраться в теме и получить ответы на все свои вопросы, мы ещё раз советуем посмотреть фильм от наших коллег, там вы откроете для себя много нового, хотя это было известно всегда и никто этого не скрывал.

-38

Ну а на этом всё.

-39

Спасибо за просмотр и до новых встреч.

+1
3
+1
11
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
3

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии