Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Если в чём и знали толк инженеры СССР, так это в вездеходах и внедорожниках! Помимо серийных грузовиков самых разных “калибров”, армейских тягачей, машин для условий Крайнего Севера или Антарктиды, в ту эпоху было построено великое множество опытных прототипов. Многоосные, гусеничные или со шнекороторным движителем, проекты ЗиЛа и НАТИ (позже НАМИ)… Не оставался в стороне от этих экспериментов и УАЗ. И вот примеры редких и нестандартных УАЗиков.
Опытный прототип снегохода УАЗ-451С 1962 года щеголял управляемыми металлическими лыжами на передней оси и резино-металлическими гусеницами на задней. И то, и другое можно было сравнительно легко заменить на колёса, для эксплуатации машины летом. Чтобы зимой снова перейти на лыжно-гусеничный ход. Даже в полевых условиях трансформацию можно было провернуть силами двух человек всего за один час. Это выяснил завод на практике.
Испытания проходили в 1963-1966 годах. Причём вскоре после первого образца к полевым тестам присоединился и второй. Зимой 1966 года эта пара прошла по маршруту Новосибирск — Омск — Кустанай — Уральск — Ульяновск. По снежной целине такой аппарат развивал до 20 км/ч, по санно-тракторным дорогам — до 45 км/ч.
Трёхосная “буханка” УАЗ-452К в наши дни сошла бы за проект какого-нибудь модного тюнинг-ателье, строящего шестиколёсные внедорожники на базе чего угодно — от Рейндж Роверов до Гелендвагенов и больших американских пикапов. Однако, в далёком 1973 году это был заводской эксперимент по созданию 16-местного автобуса высокой проходимости для сельской местности.
Амфибию УАЗ-3907 “Ягуар” (привет кошачьим) базе УАЗ-469 начали разрабатывать по заказу армии в 1977 году, а в 1980-1981-м было собрано несколько опытных образцов для испытаний. Представители заказчика сразу обозначили пожелание: нужен именно автомобиль, способный плавать, а не катер, который может передвигаться по суше.
Для УАЗа это было неизведанное направление, но конструкторы справились на отлично. А ведь пришлось повозиться с водоизмещающим кузовом, герметично закрываемыми дверцами, отбором мощности на два гребных винта, а особенно — с охлаждением агрегатов, которые рисковали перегреться в закрытой железной “коробке”. На тестах “Ягуар” своим ходом добрался по Волге вплавь от Ульяновска до Астрахани, а ещё показал свою высокую стойкость в разном климате, от Памира до Каракум. На суше он развивал 100 км/ч, на воде — 8 км/ч.
В 1983-м эту машину приняли на вооружение и началась постройка цехов для серийного выпуска амфибии. Но проект был остановлен из-за горбачёвской “Перестройки”, а потом и совсем заглох по причине развала СССР и последующих непростых лет, как для завода, так и всей страны.
Девятиместный УАЗ-2966, созданный в 1999 году, в начале двухтысячных выпускался малыми партиями для Минобороны. При беглом взгляде кажется, что это простой классический УАЗик-козлик, очередная эволюция 469-го. Но присмотритесь: тут заметно больше обычного и база, и длина кузова, и даже колея.
У этой машины запутанная родословная. В 1980-х УАЗ-469 в ходе долгих лет развития превратился в УАЗ-3151 (с ещё несколькими вариациями). В 1996 году на основе УАЗа 31514 / 31519 ульяновцы создали длиннобазный УАЗ-3153 (расстояние между осями выросло с 2380 до 2760 мм).
В 1999 году на его основе был разработан гражданский люксовый УАЗ-3159 «Барс», выпускавшийся малой серией. У него, вдобавок к базе, и колею расширили (с 1453 до 1600 мм). За счёт этого приёма удалось впервые совместить пружинную переднюю подвеску и широкие “редукторные” мосты. Эта же техническая особенность перекочевала на военную вариацию “Барса” — УАЗ-2966. От люксового внедорожника он отличался упрощённой отделкой и тентованным кузовом.
Другое направление развития линейки УАЗов, тоже заглохнувшее — минивэны. Несколько таких машин было создано на пробу: УАЗ-3165 «Симба» (1999 год), УАЗ-3165М в версии 2003 и 2005 годов (рестайлинг).
Полноприводный короткокапотный “бусик” со сдвижной задней дверью технически был близким родственником “Симбира” и “Патриота” (3162/3163), но обладал оригинальным кузовом и ещё большей колёсной базой (3000 мм против 2760 у внедорожников). Задумывался как гражданский и военный минивэн, скорая помощь (даже был построен такой образец) и ещё мог бы выпускаться как грузовик с бортовой платформой. Но ничего из этого в серию не попало.
Необычные для УАЗа силовые установки? Яркие примеры — электрокары. Так первый электромобиль УАЗа появился в 1959 году. Это был УАЗ-450ЭМ, разработанный для службы на аэродромах. В 1974 году последовал фургон У-131, созданный на шасси “головастика” УАЗ-451ДМ, а в 1978-м в свет вышел микроавтобус УАЗ-451МИ.
Линейка этих машин продолжала развиваться ещё в 1980-х, совершенствовалась электрическая начинка, запас хода составил 75-80 км (использовались свинцово-кислотные батареи). Они не только попали на испытания, но и поступили в опытную эксплуатацию на автокомбинатах. А электрический УАЗ-3801 образца 1980 года ульяновцы даже выпустили за пять лет мелкой серией в 65 штук.
Гибридную систему завод продемонстрировал на прототипе UAZ Profi Hybrid (2018 год). Бензиновый мотор 2.3 совместили с шестиступенчатым «автоматом», в который был интегрирован тяговый электромотор, получавший питание от тяговой батареи. Суммарная отдача системы достигала 258 сил. При этом на скорости до 50 км/ч и на расстоянии до 74 км можно было ехать на одном электромоторе, не запуская ДВС.
Электрическая тема в наши дни продолжена другой компанией, питерской “Электромобили Мануфэкчуринг рус”, создавшей в кооперации с УАЗом малотоннажный коммерческий фургон EVM PRO (2022), на основе модели “Профи”, с запасом хода в 300 км на одной зарядке.
Но самые диковинные «УАЗы» (тут кавычки), пожалуй, выпускает сейчас Завод вездеходных машин (ЗВМ) из Нижегородской области. Точнее, это и не УАЗы вовсе, а удивительные аппараты с кузовами, заимствованными у УАЗов. Тут есть целая линейка вездеходов, достойных преемников советских машин высокой проходимости: гусеничные “Ухтыш” ЗВМ-2410 и “Узола” ЗВМ-2413 на широких гусеницах, “Узола” ЗВМ-2411 и 2412, плюс двухзвенные “Унжа” ЗВМ-3402 и 3402 WT, с приводом на обе секции.
А ещё в этом списке есть подлинная экзотика — “буханка” с роторно-винтовым движителем — плавающий снегоболотоход ЗВМ-2901. Такой шнекоход бесполезен на асфальте, зато на глубоком снегу, на заболоченной местности, в грязи и на воде чувствует себя как дома, ввинчиваясь в грунт гигантскими винтами, напоминающими шнек от мясорубки. Он показывает, что опыты с необычной внедорожной техникой, проводимые в СССР, а потом и в России, не пропали зря.