Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Во многом благодаря «Мерседесу», «Фольксвагену» и BMW все заговорили о немецком качестве, а машины этих марок превратились в своеобразный объект почитания. Вот только большая часть людей никогда не задумывается, как именно производятся эти автомобили, где их собирают и из каких частей. Конечно, поговорка о качестве, возникла не на пустом месте, но вот немецким назвать его и правда сложно.
1. Как устроен глобальный автопром
Лучший и самый выгодный тип производства – это закрытый цикл, географически сосредоточенный в одном месте, когда все или почти все компоненты выпускаются в пределах одного предприятия. Такой способ производства даёт множество преимуществ, вот только сейчас это сделать практически невозможно – мир стал слишком большим, а техника чрезвычайно сложной, чтобы весь процесс можно было развернуть в пределах лишь одного места. Учитывая это, трансконтинентальные компании были вынуждены полностью сменить концепцию работы, и немецкие автогиганты исключением не являются. Строительство заводов в разных странах позволяет снижать затраты на логистику, избегать высоких таможенных пошлин и адаптировать продукцию под требования конкретных рынков. Немецкие инженеры разрабатывают технологии и стандарты, но их воплощение происходит по всему миру — от американского штата Алабама до китайской провинции Цзилинь.
История немецкой экспансии началась десятилетия назад: Volkswagen ещё в конце 1950-х наладил сборку «Жуков» в Бразилии, а с 1967 года — в Мексике. В 1990-х Mercedes-Benz запустил производство внедорожников в США, впервые наладив выпуск модели класса SUV за пределами Европы. Сегодня ни один крупный производитель не привязывает сборку конкретной модели к одной стране. Например, BMW X7 для всех мировых рынков, включая Китай, выпускается в американском Спартанберге, а в китайском Шэньяне собираются локальные модели вроде 5 Series LWB и iX3.
Современный автопром представляет собой сложную сеть производственных центров, взаимосвязанных между собой. Платформы, двигатели и компоненты путешествуют между континентами, чтобы в конечном счёте собраться в автомобиль с немецким шильдиком. Завод в Германии часто становится лишь одним из звеньев этой цепи, специализируясь на выпуске наиболее технологичных или флагманских моделей, в то время как массовые версии создаются там, где это экономически целесообразно.
2. Неожиданные адреса немецких брендов
География производства немецких марок напоминает политическую карту мира. Volkswagen Group, крупнейший европейский автопроизводитель, имеет свыше 100 заводов в 27 странах. Каждый третий автомобиль концерна сходит с конвейера в Китае — на совместных предприятиях в Чанчуне и Шанхае собирают модели, которые европейцы считают исконно немецкими. До 2022 года в Калуге выпускались Volkswagen Polo и Tiguan, а Skoda Octavia для России производилась в Нижнем Новгороде.
BMW использует ещё более гибкий подход. Крупнейший в мире завод по производству X-серии находится в американском Спартанберге (Южная Каролина), откуда внедорожники экспортируются в 125 стран. Для китайского рынка создан эксклюзивный седан 1 Series, который не встречается на европейских дорогах. Южноафриканский завод в Росслине десятилетиями выпускал BMW 3 Series для глобального рынка, а сегодня там собирается X3 качество которого не зависит от географических координат.
Mercedes-Benz тоже давно перешагнул национальные границы. В американской Алабаме собирают внедорожники GLS и GLE, во французском Амбаше — автомобили smart, а в венгерском Кечкемете — компактные CLA и A-класс. Китайские заводы выпускают удлинённые версии E-класса и S-класса, специально созданные для местных предпринимателей и чиновников. Даже культовый G-класс частично производится в Австрии, что не мешает ему оставаться символом немецкого автопрома.
3. Миф о 100% немецких компонентах
Иллюзия «чистого» немецкого качества полностью ломается глобальными цепочками поставок. Электронные блоки управления от Bosch, чьи заводы расположены в Малайзии и Венгрии, превращаются в мозг современных «Мерседесов». Шины Continental производятся на предприятиях в Чехии и Румынии, а подушки безопасности могут быть от японско-американской компании Joyson Safety Systems. Даже сталь для кузовов часто поставляется из Польши или Китая и проходит контроль качества по немецким стандартам.
Интересно, что главным здесь является принцип платформенности. Концерн Volkswagen Group использует универсальную платформу MQB для десятков моделей — от Skoda Octavia до Audi A3. Это означает, что владелец премиального седана Audi получает те же самые шасси, элементы подвески и трансмиссию, что и водитель бюджетного хэтчбека Volkswagen Polo. Разница заключается в настройках, материалах отделки и дополнительном оборудовании, но базовая архитектура остаётся общей.
Наиболее показателен пример двигателя EA888 — знаменитой турбочетвёрки концерна VW. Этот силовой агрегат в разных модификациях устанавливается на Volkswagen Tiguan, Seat Leon, Skoda Kodiaq и Audi Q5. Производство двигателя налажено в Германии, Венгрии и Китае, при этом качество жёстко контролируется независимо от локации. Покупатель платит за бренд и инжиниринговые решения, а не за географическое происхождение каждой детали.
4. Что в итоге получает покупатель
Покупатель немецкого автомобиля, собранного за пределами Германии, приобретает не географическую принадлежность, а целый комплекс техники и стандартов качества. Крупные автопроизводители давно отработали систему контроля: немецкие инженеры курируют технологические процессы на всех заводах, а ключевые моменты проверяются по единым протоколам. Китайский BMW проходит те же тесты на герметичность и шумоизоляцию, что и баварский, а американский Mercedes-Benz обладает идентичными характеристиками пассивной безопасности.
Общая статистика не показывает прямой зависимости между страной сборки и надёжностью. К примеру, мексиканский Volkswagen Jetta имеет такую же долговечность, как и немецкий Golf, а южноафриканская BMW 3 Series сохраняет высокую остаточную стоимость на вторичном рынке. Главное здесь – не локация, а поколение модели и особенности конкретного производственного цикла.
Конечно, не обходится без курьёзов. Так, собранные в Германии автомобили часто имеют более высокую цену из-за повышенных трудовых издержек, а стоимость обслуживания и ремонта обычно привязана к бренду, но никак не к месту производства запчастей. Локализация производства в конечном счёте сделала немецкие марки доступнее, сохранив их главные преимущества — отработанные технологии и продуманную эргономику. Так и получается, что автомобиль могут собрать на другом краю мира, хоть на нём и висит шильдик немецкой компании.
Не имеет значения, где именно собираются немецкие автомобили, лишь бы они подходили покупателям и на них был спрос. Впрочем, здравомыслие не всегда ставится в приоритет перед энтузиазмом и желанием поэкспериментировать.
Поделись видео:
