Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Я заметил, что когда разные люди публикуют рассказы о том, как воевали в Великую Отечественную разные будущие известные актёры, писатели, поэты, композиторы, то всячески стараются написать как можно больше героического, порой добавляя что-то от себя лично. Именно от себя, поскольку в воспоминаниях актёров и писателей такого нет. Сами же актёры в своих воспоминаниях редко что-то приукрашивают. Если, не считать Георгия Юматова, который и сам не скрывал, что порой сильно преувеличивал в своих рассказах, особенно под хорошее застолье. Но ему можно простить, как мне кажется, поскольку его реальная биография без всяких приукрашиваний на хороший боевик тянет.
Стремление такое понятно, хочется почитать ведь, что любимый артист или поэт и в войну себя проявили героически. Тем более, что далеко не всем из них довелось иметь такую фронтовую биографию, чтобы пересказ не уместился в один абзац. И ничего в том зазорного, на мой взгляд нет. Если бы Юрий Никулин не в войсках ПВО служил, а в пехоте с гранатой под танки бросался, каких шедевров лишился мир.
Наверное, вы уже догадались, что замечательный актёр Николай Прокопович, точнее его фронтовая биография, как раз является ярким примером всему выше написанному. И не ошиблись.
Сам актёр, надо заметить, сыграл много ролей людей военных, причём чаще из разных спецслужб, как разведки, так и контрразведчиков изображал на экране. Даже в самом первом своём фильме — «Молодая гвардия» он был в мундире немецкого офицера. А потом было просто море ролей. Это и Гиммлер, которого Прокопович играл трижды — в фильмах «Семнадцать мгновений весны», «Родины солдат» и «Дума о Ковпаке». Это полковник КГБ из серии фильмов о «Резиденте», и майор Вильгельми из серии про «Сатурн». А ещё комиссар госбезопасности из фильма «Письма к живым», гауптман Штольц в кинокартине «Назначаешься внучкой», генерал Форст — «Фронт в тылу врага», генерал НКВД из кинокартины «Затерянный в Сибири» и явно я не всё упомянул.
Про его фронтовую биографию рассказать получается гораздо меньше. Я встречал упоминание, что пошёл он на фронт добровольцем, воевал в 4-й танковой армии, чуть прошёл аж до Берлина, но не дошёл, ибо был ранен, награждён шестью медалями и орденом Отечественной войны II степени. К сожалению, это всё относится к тому, с чего я начал статью. Орденом он был награждён в 1985 году, медаль была одна — «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Дату награждения медалью я почему-то не нашёл, видимо, тоже после войны.
Когда началась война Коля Прокопович жил в Москве и учился в школе (родился он в Туле 4 ноября 1925 года). В 1943 году ему исполнилось 18 лет, и он был призван в армию. Правда, в одном из документов указано, что служил он с мая 1943 года, но другой гласит, что с декабря 1942 года. Вторая дата больше похожа.
Попал же молодой солдат в часть с аббревиатурой ВАД 26. Которая расшифровывается, как Военно-автомобильная дорога №26. Понятно, что слово «дорога» многими людьми, далёкими от изучения тыловых структур РККА, воспринимается исключительно, как инженерное сооружение для движения разных типов транспорта и пешеходов. Но в данном случае это именно воинская часть, которая обеспечивает движение людей и транспорта на определённом участке, по одной или нескольким дорогам, с использованием всей имеющейся инфраструктуры. Попробую перевести на более доступный, ибо это поможет нам понять, что Николай Прокопович занимался на войне.
На войне дорога — это не просто асфальтовое полотно или просёлок, но и важный военный объект. Который должен действовать так, как это необходимо войскам. А для этого создаются воинские части и подразделения, которые обеспечивают функционирование всего необходимого. Ведь движение транспорта нужно регулировать, дорогу нужно ремонтировать, машинам и людям где-то необходимо останавливаться, отдыхать (а то и лечиться), чиниться, питаться, заправляться и пр., и пр. Конкретно часть под название ВАД состоит из нескольких дорожно-комендантских участков. Ей могут придаваться дорожно- и мосто-строительные и ремонтные части, эксплуатационные и регулировочные подразделения. Словом — это огромный организм (или механизм), который работает на победу, так же, как и… танковая армия. Хотя работа совсем другая.
Кстати, самая известная всем нам военно-транспортная дорога имела номер 101-й и обеспечивала движения транспорта по льду Ладожского озера. А уж о том, как именно она работала, думаю, читали многие из вас.
Что касается 26-й военно-автомобильной дороги, то она была сформирована приказом от 8 февраля 1943 года и первоначально должна была действовать в районе Чукина, Ефремов, Елец, Воронеж, Бобров, Батурлиновка. Ну а дальше, в ходе наступления, шла следом за продвигающимся на запад фронтом.
Кстати, служба в этой части едва ли можно назвать синекурой. Да и опасности хватало. И диверсанты могли запросто на дороге что-то устроить нехорошее, и под бомбёжку попасть, да и мины никто на дорогах и рядом с ними не отменял. И как раз Николая Прокопович тому примером, ибо получил в апреле 1945 года вполне себе боевое ранение в ногу. С которым, собственно, его служба закончилась. Не потому, что списали, а просто война успела закончиться, пока он выздоравливал. Демобилизовался он с погонами старшего сержанта.
Вот собственно и всё, что можно рассказать о его славном боевом пути. Именно славном, ибо Родину он защищал, работу своё делал и кровь за страну пролил. Значит Герой!
Поделись видео: