Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
История советских автомобилей полна загадок и неожиданных открытий. Но что точно объединяет все наши авто той эпохи – так это искреннее, большое желание их создателей сделать советские машины по-настоящему современными, и на голову лучше иностранных.
Что-то придумывали и разрабатывали сами, кое-что заимствовали у лучших автомобильных школ мира. Но старались и делали изо всех сил.
Из всего, довольно немаленького, списка авто особняком стоит легендарная «Эмка» или ГАЗ-М1
Легковую машину с характерным благородным профилем «американского авто» построили в середине 30-х. Официально ГАЗ-М1 пошел в серию в 1936 г, но реальная дата появления легковушки на свет, похоже, совпала с первым легковым ГАЗ-А, построенным на базе известного Ford Model B и Ford Model A.
Кстати, документацию на машины СССР получил официально вместе с только что построенным американцами автозаводом.
Интересно, что инженеры Горьковского автозавода довольно сильно переработали ходовую часть и трансмиссию. Пришлось немного поступиться уровнем комфорта, но после упрощения «Эмка» стала намного надежнее и выносливее «американца».
В первую очередь, переделали подвеску. У Ford Model B ходовая часть стояла на двух поперечных рессорах, у ГАЗ-М1 поставили четыре продольных рессорных пакета. А заодно заменили мягкие ротационные амортизаторы на обычные поршневые, гидравлические.
Плавностью хода тоже пришлось поступиться ради выносливости и долговечности. Еще упростили рулевое управление, был усилен привод тормозов и использованы шины низкого давления.
Машина получила металлический кузов, частично сварной, частично клепанный
Причем силовая конструкция «Эмки» была рассчитана на американский металл и технологии. Многие элементы должны были изготавливаться штамповкой целиком. Наши инженеры практически пересчитали запасы прочности в расчете на советскую высокоуглеродистую сталь.
Самые нагруженные участки, которые компания Ford делала из легированных сталей, горьковцы делили на несколько сегментов. Отдельные узлы закаливали, иногда делали с поковкой. Потом все это соединялось клепкой и сваркой.
Количество ручного труда, естественно, увеличивалось, но общая цена машины существенно снижалась из-за уменьшения количества дефицитных высокопрочных сталей. Кстати, вес машины тоже уменьшался. Естественно, салон и отделка внутри машины были проще, в основном из древесины и дерматина.
Конструкция «Эмки» позволяла легко отремонтировать кузов и даже частично шасси где-нибудь в поле. Кроме того, у ГАЗ-М1 и легендарной «Полуторки» было немало общих деталей, так что найти запчасти было довольно просто.
Что касается мотора
Первоначально на ГАЗ-М1 планировался шестицилиндровый мотор. Компания Ford пыталась навязать свои наиболее ходовые модели двигателя на 6 и 8 цилиндров, довольно тяжелые и очень дорогие в производстве.
Возможно, американская компания планировала поставлять эти моторы для советских авто, но советская делегация стояла на своем – только V4. Причем по рабочему объему и мощности «четверка» не уступала V6 и V8, а по трудоемкости и технологичности отлично вписывалась в возможности ГАЗа.
Долгое время проблемным местом «Эмки» была трансмиссия
Поначалу трехступенчатую коробку на 3 скорости и карданную передачу просто скопировали у Ford Model B. В уже серийной машине коробка так и осталась фордовской конструкции, а вот кардан спрятали в защитную трубу. Американцы посчитали такое решение ошибкой, труба довольно сильно передавала удары от моста на кузов.
Плавности хода — как и не бывало. Зато в период с 1941 по 1945 гг. «Эмка» при одной сломанной рессоре могла продолжать движение, ползком, но ехала. А вот хваленый Ford Model B при такой поломке полностью терял ход.
Разумеется, инженеры ГАЗа при проектировании ГАЗ-М1 отчетливо понимали, что машине придется в будущем «поучаствовать». И пусть «Эмка», которая была основной штабной машиной, не выезжала на передовую, проехать дорог ей пришлось немало.
Благодаря надежному мотору на 50 сил и довольно большому клиренсу в 210 мм «Эмка» добиралась куда угодно. При этом грузоподъемность в 500 кг означала, что на передок, помимо парочки офицеров, доставлялись грузы.
Каждый выезд автотранспорта на линию, был связан с возможностью пересечения, поэтому порожняком никогда не ездили. Даже штабные машины. И доставалось «Эмке» довольно крепко, так как машину было хорошо видно как с воздуха, так и из наблюдательных пунктов.
На базе «Эмки» сделали несколько полноприводных командирских ГАЗ-61. После Великой Победы машина стала основной единицей для всех таксопарков. Но большая часть ГАЗ-M1 находились в государственных организациях.