Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Уж нам ли, представителям энергетической державы, не знать, чем для автотехники является топливо! Это как кровь для организма, как электричество для лампочки.
С той поры, как человеком была изобретена машина, он постоянно экспериментировал с горючим. На какие только ухищрения не шли товарищи изобретатели!
В частности, в СССР в горючее превращали самые разные продукты, доходя иной раз до невероятных, а то и научно-фантастических решений.
Газ как альтернатива дорогому бензину
В тридцатых годах прошлого столетия в молодой стране Советов с бензином было не так просто, как в нынешние времена.
Дабы выйти из сложившегося положения технически подкованные энтузиасты искали альтернативы традиционному топливу.
В результате были выпущены пробные машины, работающие на сжатом или сжиженном газе.
Особенностью подобных авто называли стабильную мощность двигателя по сравнению с бензиновым «собратом».
В 1938 году на Горьковском автозаводе изготовили модель НАТИ СГ-44. Правда, до ее серийного производства дело так и не дошло.
Не были в ней до конца решены вопросы пожаробезопасности, да и регулярно заправлять баллоны высокого давления по тем временам не представлялось возможным.
Тем не менее партия грузовиков на базе полуторок все же вышла в свет. Примечательно, что ГАЗ-44 приспособили для работы на сжатом газе, а ГАЗ-45 – на сжиженном.
До войны такой техники появилось всего около пары десятков. Зато в пятидесятых удалось наладить выпуск газовых машин на поток – в Москве и в Горьком.
В столице мастерили ЗИС-156А грузоподъемностью до трех с половиной тонн, а в провинции – ГАЗ-51Ж, 51ЖУ и тягач 51ПЖ.
Подобные грузовики в Союзе делали вплоть до самого распада государства.
Только распространение эта автотехника получила исключительно в крупных городах, где для этого имелись специализированные заправки.
Керосинка на колесах
В индустриальные тридцатые были пущены в производство машины на керосиновых двигателях.
В них воспламенение топлива происходило в специальной калильной головке, закрываемым кожухом. Для нормальной работы калолизатор приходилось прогревать снаружи паяльной лампой или факелом.
Среди достоинств «керосинок» называли простоту конструкции, надежность и непритязательность к обслуживанию.
Любопытно, что такие агрегаты запускали не только на пресловутом керосине, но и на дизтопливе, сырой нефти, и даже на подсолнечном масле. При этом специально перенастраивать оборудование не требовалось.
В процессе работы керосиновый мотор охлаждался специальным водяным контуром.
Керосиновые двигатели производились серийно до конца пятидесятых и ставились на сельхозтехнике, например, на тракторы «Запорожец» и С-65 «Сталинец», на тягач СТЗ-5, а также на маленькие рыболовные суда и на мотрисы.
Машины с водяными моторами
В семидесятых годах советские инженеры умудрились установить на «Москвич-412» водородную силовую установку. «Топливом» для нее послужила живительная влага, H2O.
Десятилетиями раньше человечество стало задумываться об исчерпаемости нефтяных запасов на Земле.
Требовалось отыскать средство для хотя бы частичной замены этого ценного энергоносителя. В СССР нашли выход в использовании наиболее экономичного и доступного продукта на планете – обыкновенной воды.
В 1976 году на свет появился экспериментальный автомобиль, в бак которого заливалась пресная водичка. В процессе запуска активизировались насосы, что поставляли негорючее «горючее» по трубкам в камеру с катализаторами из окислов металлов.
Вслед за этим возникала химическая реакция, в ходе чего вода распадалась на водород и кислород. Мотор функционировал на водороде, в дополнительную выхлопную трубу выходил обычный пар, тогда как в основную трубу поступал классический выхлоп.
Да, авто было гибридным, ведь без бензинового двигателя силовая установка на водороде запуститься не могла. Но даже при таких раскладах разработка смотрелась прорывной, прогрессивной. Она задумывалась как техника ближайшего будущего.
Плохо ли, хорошо ли, но эксклюзивный «Москвич-412» в серию не пошел. Возможно, что был создан всего один единственный образец – в экспериментальных целях.
Было время, когда эта же модель, но только с карбюраторным двигателем, считалась чуть не самой любимой у отечественного обывателя. Но с течением времени она безнадежно устарела. И едва ли апгрейд с помощью водородной установки спас бы положение…
Судьба у «водяного» «Москвича» не задалась. После нескольких тестовых заездов испытуемой машины бумажный проект плавно перекочевал в архив, а опытный образец куда-то испарился.
Видимо, начальство решило, что для доведения разработки до ума понадобится вложение немалого количества денежных средств, времени и человеческих сил. Так эту затею и забросили.
Как видите, интересных технических замыслов в стране Советов хватало. Да и умных голов тоже. И как тут не переиначить старую фразу: не бензином единым жив человек!
Поделись видео: