ГАЗ-3301: почему наследник легендарной «Шишиги» так и не увидел свет

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
ГАЗ-3301: почему наследник легендарной «Шишиги» так и не увидел свет

Знаменитый бескапотный среднетоннажный грузовик ГАЗ-66 знают даже те, кто не успел пожить в Советском Союзе. При этом сегодня уже мало кто помнит, что в 1980-е годы советскими специалистами была создана еще одна в целом аналогичная машина с улучшенными характеристиками, которая в перспективе должна была прийти на смену легендарной «Шишиге». Называлась она ГАЗ-3301.

Шишига была хороша, но не без греха. /Фото: drive2.ru.

В конце 1970-х годов стало окончательно понятно, что ГАЗ-66 «Шишига» стремительно устаревает и армии требуется новый грузовик. Главным заказчиком нового среднетоннажного грузовика повышенной проходимости стало Министерство обороны СССР. Военные хотели видеть в своем распоряжении более современную, надежную, безопасную и экономичную машину. Работа над новинкой была доверена специалистам Горьковского автомобильного завода. После нескольких лет напряженной разработки отечественные конструкторы наконец представили первый опытный образец. Так, в 1982 году на свет появился ГАЗ-3301, который должен был стать перспективной заменой легендарной «Шишиги».

Отличная могла быть машина. /Фото: drive2.ru.

Стоит отметить, что советские конструкторы проделали потрясающую работу. Грузовик оснастили усиленной рамой, более надежным шасси, кабиной нового образца. Удобство и безопасность последней в сравнении с кабиной ГАЗ-66 заметно возросли. Обновлен был и двигатель новинки. Оснастили грузовик 6-цилиндровым рядным дизелем ГАЗ-542.10. Вопреки популярной позднесоветской легенде, мотор производства ГАЗ вовсе не был копией немецкого F6L913 от фирмы Deutz AG. Силовой агрегат новинки с отдачей 125 «лошадей» был разработан горьковскими специалистами фактически с нуля. Среди прочих улучшений в сравнении с ГАЗ-66 нельзя не упомянуть значительно усиленные мосты и появление пневмогидравлических тормозов.

-4

Модель отлично себя показала. /Фото: kolesa.ru.

Благодаря внесенным улучшениям, преемник «Шишиги» обладал впечатляющей проходимостью на большинстве типов местности, мог спокойно развивать скорость до 90 км/ч, а также преодолевал броды глубиной до 1.2 метров. Возросла и грузоподъемность грузовика. Так, если ГАЗ-66 мог перевозить до 2 тонн, то ГАЗ-3301 справлялся уже с 2.5 тоннами полезной нагрузки. Также советским конструкторам удалось сократить массу защиты автомобиля почти в 2.5 раза без потери эффективности последней. В следующий год после появления опытного образца новый грузовик успешно прошел испытания. Конечно, не обошлось без проблем, в частности ГАЗ-3301 неважно показал себя на заснеженной целине в груженом состоянии. Однако, в остальном машина выглядела заметно лучше «Шишиги», а вскрытые проблемы с проходимостью и двигателем вполне можно было устранить в процессе доводки конструкции.

На машину не нашли денег. /Фото: ВКонтакте.

При этом уже после первых испытаний машина, по сути, была готова к серийному производству. Однако, на конвейер ГАЗ-3301 так и не пошел по нескольким причинам. Во-первых, на проект просто не нашлось денег. На дворе уже был 1986 год и администрация Горбачев М.С решила, что новый грузовик для армии «дороговат». Коллектив ГАЗ предлагал найти выход из ситуации за счет упрощения конструкции новинки и отказа от части «наворотов», однако взаимопонимания с высшим руководством промышленники так и не нашли. Во-вторых, в необходимости нового бескапотного грузовика стали сомневаться сами армейцы. Здесь сказался опыт войны в Афганистане, которая наглядно продемонстрировала, что капотные грузовики намного безопаснее в случае подрыва на мине или фугасе, нежели их бескапотные аналоги.

+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии