Французские автомобили на службе Вермахта

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Французские автомобили на службе Вермахта

Так получается, что для некоторой части людей, среди стран, принимавших участие во Второй Мировой войне, особой нелюбовью пользуется Франция. То у них сотни тысяч французов на Восточном фронте воевали, то целая французская дивизия Рейхстаг защищала и прочие выдумки, непонятно на чём основанные. Особый момент — это операция «Барбаросса». Встречались утверждения, что французских танков было при нападении на СССР, чуть ли не больше, чем немецких.

Большинство из этих выдумок даже критиковать нет смыла в силу полной абсурдности. Танки — тема, конечно, интересная, и все французские машины давно посчитаны на Восточном фронте, так что возвращаться нет смысла.

Но часто ещё встречается информация, что, то ли треть немецких дивизий была вооружена трофейным оружием, то ли это касается только автомашин. И это не выдумка, о французских автомобилях много упоминаний. Так же, как вполне справедлива и информация, что часть дивизий Вермахта получили французские 47-мм противотанковые пушки. Однако путаницы в этом вопросе немало, и разобраться интересно. Что я и хочу сделать.

Хотя, в заголовке я написал про автомобили, но давайте несколько строк посвятим противотанковым пушкам. По всем известным справочникам, французские пушки упоминаются в 56-й, 58-й, 79-й 87-й пехотных дивизиях 2-й волны (по 6 орудий в противотанковом дивизионе), во всех дивизиях 4-й волны (251-258-я, 260-263-я, 267-269-я по 6 французских 47-мм пушек, во всех дивизиях 11-й волны (10 дивизий со 121-й по 137-й) по 9 47-мм пушек.

То есть всего вроде получается 174 пушки, но во многих источниках в дивизиях 11-й волны указаны орудия не французские, а чешские. И это очень похоже на истину, однако, учитывая количество выпущенных орудий, сомнительно, чтобы их хватило на все 10 дивизий. Видимо, орудия были разные.

Что касается французских автомобилей, то они упоминаются в следующих дивизия (специально перечислю все номера):

  • в 69 пехотных дивизиях: 58-й и 79-й 2-й волны, 205-й, 208-й, 211-й, 225-й, 227-й, 246-й 3-й волны, 253-й и 254-й 4-й волны, 93-й, 94-й, 95-й, 96-й и 98-й 5-й волны, 81-й, 82-й, 83-й, 88-й 6-й волны, 181-й и 196-й 7-й волны, 121-й, 122-й, 126-й, 129-й, 131-й, 132-й, 134-й, 137-й 11-й волны, 102-й, 106-й, 110-й, 111-й, 112-й и 113-й 12-й волны, 302-й, 304-й, 305-й, 306-й, 319-й, 320-й, 321-й, 323-й, 327-й 13-й волны, 332-й, 333-й, 335-й, 336-й, 337-й, 339-й, 340-й, 342-й 14-й волны, 702-й, 704-й, 707-й, 708-й, 709-й, 710-й 711-й, 712-й, 713-й, 714-й, 715-й, 716-й, 717-й, 718-й и 719-й 15-й волны;
  • В 9 охранных дивизиях: 207-й, 213-й, 221-й, 281-й, 285-й, 286-й, 403-й, 444-й и 454-й;
  • В 4 лёгких пехотных дивизиях: 97-й, 99-й, 100-й и 101-й;
  • В 3 моторизованных дивизиях: 3-й, 14-й и 18-й;
  • В 20-й танковой дивизии (там же были и французские бронеавтомобили).

Итак, французские автомобили имелись в 69 пехотных, 9 охранных, 4 легко-пехотных, 3 моторизованных и 1 танковой дивизиях.

Теперь рассмотрим нюансы.

Во-первых, речь идёт не про французские автомобили, а про трофейные в целом, плюс машины, текущего французского производства. Конечно, большинство трофейных автомобилей были именно французские, но всё же. Французское производство — это машины, которые стали поступать в войска по немецкому заказу. Немцы заказывали автомобили на французских заводах, да ещё платили щедро (и жаловались, что дорого), что несколько мешает традиционному представлению.

Что касается 20-й танковой, моторизованных и легко-пехотных дивизий. В этих дивизиях автопарк был действительно полностью (или почти полностью) французский и бельгийской, включая специальные автомобили, мотоциклы, полугусеничные и колёсные тягачи. В исправном виде такой трофейной техники имелось в 1941 году крайне мало, но на несколько дивизий хватило.

Во-вторых, что касается пехотных дивизий. Трофейная техника составляла до половины автопарка, и речь шла только про грузовики и легковые автомобили, без многочисленных специальных машин. То есть использовались только для тылового снабжения. При этом дивизии 6-й, 7-й и 12-й волны имели практически полностью гужевые тылы. А в соединениях 13-й и 14-й волны тылов практически не имелось. Дивизии же 15-й волны вообще считались стационарными, с сокращённым до предела транспортом и предназначались для береговой обороны.

Из всех перечисленных пехотных дивизий только 18 дивизий 2-й, 4-й, 11-й и 12-й волн находились на Восточном фронте летом 1941 года к началу операции «Барбаросса», ещё 5 дивизий 5-й волны были в резерве и прибыли позже. Все остальные 44 дивизии дислоцировались во Франции или Норвегии. Плюс ещё 9 охранных дивизий, но в них количество автотранспорта было совсем невелико.

В дивизиях 2-й волны по штату полагалось 393 легковых автомобиля, а также 509 грузовиков и тягачей, 4-й волны — 359 легковушек и 618 грузовиков с тягачами. Для сравнения в дивизиях первой волны полагалось 394 и 615, соответственно. По другим волнам я данных не нашёл, но на Восточном фронте порядок в основном был такой же, кроме 12-й волны, где грузовиков почти не было. Что касается дивизий на Западе, то количество автомашин всех типов, тягачей и даже мотоциклов не превышало 200 единиц, а в стационарных и того меньше.

В целом, конечно, вклад трофейных французских автомобилей был велик, не сравним с танками. Но это понятно, танки у всех свои, а вот грузовики в целом одинаковы и для тыловых забот отлично подходят.

Есть цифра, что количество трофейных машин, полученное Вермахтом в 1940 году и первой половине 1941 составляет 33 456 грузовых и 10 778 легковых автомобилей. Сколько их них было французских не сказано, но, учитывая размеры армий, поверженных немцами, подавляющее большинство было из Франции.

Однако, стоит вспомнить, что в операции «Барбаросса» (включая Финляндию и резервы) было использовано в войсках 150 088 грузовых и 84 880 легковых автомобилей, да ещё в различных вспомогательных структурах было 299 912 грузовых и 42 328 легковых автомобилей. Даже если все 40 тысяч трофейных автомобилей и приняли участие в «Барбароссе» (а это не так, большинство осталось на Западе), то доля их невелика.

Впрочем, я хотел разобраться более всего в том, насколько много французских автомобилей оказалось на Восточном фронте к началу войны. И если брать только пехотные дивизии, то число их не превышало 5 тысяч, а всего до 11-12 тысяч.

Но, конечно, их могло быть немало в упомянутых вспомогательных структурах, где трофейная техника использовалась очень широко.

В любом случае, я вас теперь есть данные, более точные чем «треть автомобилей в Вермахте были французские».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии