Фотообзор тяжелых танков Т-10М из коллекции Музея Отечественной Военной Истории ( д. Падиково Московской Области) и Технического Центра Парка «Патриот» ( г. Кубинка).
Танк был принят на вооружение Советской Армии в сентябре 1957 года. От предыдущих модификаций отличался, главным образом, установкой новой 122мм нарезной пушки М-62Т2 ( 2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками, перископического прицела наводчика Т2С-29 «Удар» с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях, стабилизатора вооружения «Ливень», 14,5мм спаренного и зенитного пулеметов КПВТ ( последний устанавливался не на всех танках), несколько измененной формой башни , форсированным с 700 до 750л.с. дизелем В-12-6 и т.д.
Серийно выпускался на Ленинградском Кировском Заводе с 1957 по 1963 год ( «Объект 272») и на Челябинском Тракторном Заводе до 1965 года. Всего изготовлено 1079 танков. Т-10М стал последним советским серийным тяжелым танком. Танк из Кубинки собран в Ленинграде в июне 1958 , а танк из Падиково- в Челябинске в июне 1965 года.
Т-10М в Падиково, февраль 2022 года. На машину еще не нанесена тактическая маркировка.
122мм пушка М-62Т2 оснащалась характерным многощелевым дульным тормозом активно-реактивного типа.
Входные части прицелов наводчика Т2С-29-14 и ТПН-1-29-14
Хороший обзор с рабочего места командира танка достигался за счет установки по периметру командирской башенки семь перископических приборов наблюдения ТНП и один- ТПКУ-2 или ТКН-1 ( в последнем случае-с ИК-осветителем ОУ-3Т).
Антенный ввод радиостанции Р-113 характерной формы.
Одной из характерных особенностей Т-10М- дополнительные приборы наблюдения ТПБ-51 в бортах башни и в корпусе у еханика-водителя.
КПВТ в роли вспомогательного вооружения смотрится весьма эффектно.
Знаменитый «Щучий нос». ВЛД корпуса сваривается из двух 120мм бронеплит, установленных с подворотом относительно продольной оси машины.
Вид на крышу МТО. 750-сильный дизель установлен продольно по центру, броневой лист крыши над ним- съемный,; в нем выполнен люк для доступа к двигателю. Выше люка-сетка окна впуска воздуха зимой, справа и слева-входные окна над радиаторами, по бортам- входные окна эжекторов.
В коровой части корпуса крепились дымовые шашки БДШ-5; либо-дополнительные топливные бочки.
В состав ходовой части входили по семь опорных катков с внутренней амортизацией на борт, три поддерживающих катка, ведущие колеса ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления, направляющие колеса, унифицированные с опорными катками, мелкозвенчатые гусеницы с последовательным ОМШ, механизмы натяжения кривошипно-винтового типа.
Ширина гусениц-720мм. Вкупе со значительной длиной опорной поверхности это обеспечивало приемлемые показатели удельного давления на грунт при боевой массе более 50 тонн.
В системе подрессоривания применялась индивидуальная торсионная подвеска с торсионами составной конструкции , состоящими из семи сегментов ( т.н. «пучковый» торсион). Угол закрутки торсионов был увеличен; в результате -повысилась плавность хода машины.
На первых, вторых и седьмых узлах подвески устанавливались рычажно-поршневые амортизаторы двухстороннего действия.