Loading...
ФАБ-9000. Легендарная самая мощная неядерная авиабомба СССР и России для которой больше нет носителей - новости Подоляка

ФАБ-9000. Легендарная самая мощная неядерная авиабомба СССР и России для которой больше нет носителей

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
ФАБ-9000. Легендарная самая мощная неядерная авиабомба СССР и России для которой больше нет носителей

Посещая различные военные музеи в Москве прошлым летом, мы наткнулись на эту легендарную красавицу, о которой захотелось немного написать отдельно, учитывая их активное упоминание последние пару лет в разговорах о новых унифицированных модулях планирования и коррекции, применяющихся в более младших собратьях.

Фотография ФАБ-9000 М-50 из раздела Бомбовое вооружение в Энциклопедии современной военной авиации 1945-2002 ч.2
Фотография ФАБ-9000 М-50 из раздела Бомбовое вооружение в Энциклопедии современной военной авиации 1945-2002 ч.2

ФАБ-9000 М-50

Учитывая опыт применения в годы Великой Отечественной Войны пятитонных свободнопадающих фугасных авиационных бомб ФАБ-5000НГ, в Советском Союзе и после войны продолжалась разработка более мощной фугасной авиабомбы.

Так уже в 1950 г. была разработана первая девятитонная сверхтяжёлая свободнопадающая фугасная авиационная бомба ФАБ-9000 М-50 образца 1950 г.

На полигонных испытаниях она показала себя слишком неудачно из за неполного подрыва боезаряда в следствие отказа или разновременного срабатывания детонаторов. По некоторым данным в первой версии их было всего два. В итоге после подрыва на месте взрыва оставались валяться огромные куски не сдетонировавшего тротила.

Бомба получилась «сырой» и её было необходимо дорабатывать, но даже не смотря на появление у СССР первых ядерных бомб, дальнейшие работы над самой мощной неядерной бомбой продолжились. Тем не менее бомбы первой версии также были выпущены в ограниченном количестве.

-3

ФАБ-9000 М-54

Таким образом к 1954 г. была разработана новая модификация девятитонной авиабомбы ФАБ-9000 М-54 образца 1954 г., которая после проведения полигонных испытаний была принята на вооружение в том же году. В ней уже было четыре (по некоторым данным три) детонатора и улучшена схема подрыва, а также изменена форма корпуса и добавлен новый носовой обтекатель для придания необходимых аэродинамических свойств, чтобы снизить скорость падения бомбы.

Масса нового изделия составила 9407 кг, из которых 4297 кг были зарядом взрывчатого вещества. В войсках эта бомба получила прозвище «Слон». Она была рассчитана на сброс с высоты до 16 000 метров при скорости до 1200 км/ч.

Фото сброса ФАБ-9000 М-54 над Караногайским полигоном с дальнего бомбардировщика 3М из неустановленного печатного издания.
Фото сброса ФАБ-9000 М-54 над Караногайским полигоном с дальнего бомбардировщика 3М из неустановленного печатного издания.

Именно эту модернизированную ФАБ-9000 представляют себе все, кто о ней упоминает в новостях и коротких очерках о ней, при этом многие даже не знают про её предшественницу, путая рассказы о первой версии бомбы с модернизированной, которая работала намного лучше, но тоже не так как задумывалось.

Модернизированная ФАБ-9000 М-54 разрабатывалась для поражения мощных фортификационных сооружений, производственных площадей и крупных кораблей противника, но их судьба сложилась иначе.

Фото подвески ФАБ-9000 М-54 в грузовой отсек бомбардировщика 3М из книги Николая Якубовича "Мясищев. Неудобный гений. Забытые победы советской авиации".
Фото подвески ФАБ-9000 М-54 в грузовой отсек бомбардировщика 3М из книги Николая Якубовича «Мясищев. Неудобный гений. Забытые победы советской авиации».

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФАБ-9000 М-54

Так первое боевое применение этих бомб произошло даже не в СССР, а в Ираке, которому СССР поставил 12 дальних бомбардировщиков Ту-22Б. Тогда в феврале 1986 г., в ходе Ирано-иракской войны, три борта Ту-22Б ВВС Ирака на сверхзвуковой скорости произвели сброс ФАБ-9000 М-54 по иранским подразделениям в районе полуострова Фао, прилегающего к Персидскому заливу. Подрыв был осуществлён на высоте 8 метров от поверхности земли и иранская сторона понесла серьёзные потери, хотя результат всё равно оказался не таким серьёзным, как ожидалось.

А зимой 1988-1989 гг. уже ВВС СССР использовал эти бомбы в бою, когда самолёты Ту-16 из состава 251-го гвардейского инструкторского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка, сбросили за три месяца 289 бомб ФАБ-9000 М-54 по позициям бандформирований моджахедов в лазуритовых копях Ахмад-Шаха и в окрестностях Джелалабада, отрабатывая по ущельям, но и там их эффективность оказалась меньше, чем планировалась. О применении ФАБ-9000 можно почитать в книге военного публициста Александра Широкорада «История авиационного вооружения. Краткий очерк».

Фото солдата с ФАБ-9000 М-54, автор неизвестен.
Фото солдата с ФАБ-9000 М-54, автор неизвестен.

МИФ О ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФАБ-9000 М-54 В ЧЕЧНЕ

Также можно встретить ничем не подтверждённые упоминания о якобы двух случаях применения этих бомб в первой Чеченской кампании, которые обычно подкрепляют этой фотографией, сделанной неизвестно где и когда (причём судя по пикселям на фото вообще на мобильный телефон), но с утверждением, что сделана она где-то в Чечне. Только проходила та война с 1994 по 1996 гг., а в то время у России уже не оставалось носителей этих бомб (и мобильников с камерами не было), поэтому почти со 100% вероятностью такого просто не было.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФАБ-9000 М-54 В ВОЙСКАХ

Кроме того, боевое применение этих бомб показало их низкую эффективность и крайне малую точность при сбросах с больших высот. Большая часть боезаряда расходовалась в пустую, а более лёгкие бомбы ФАБ-1500 и ФАБ-3000 отрабатывали местность гораздо эффективнее. Диаметр гарантированного уничтожения живой силы противника на открытой местности составлял всего лишь около 120 метров, а в диаметре до 500 метров противник получал контузии различной степени в зависимости от удаления от эпицентра взрыва. В условиях складок местности эти показатели были ещё ниже, а с большим круговым вероятным отклонением эффективность снижалась до минимума, хотя ущелья они конечно обрушали сильно при правильном попадании.

В итоге применение таких сверхтяжёлых бомб оказывало больше психологический эффект. По этим причинам после Афгана эти бомбы перестали использовать в войсках.

НОСИТЕЛИ ФАБ-9000 М-54

Главными носителями этих бомб были дальние бомбардировщики 3М, Ту-16 и Ту-22, а впоследствии и ранние Ту-95.

К слову, уже к концу 1980-х гг. и боевому применению ФАБ-9000 М-54, бомбардировщик Ту-16 оставался единственным носителем этих бомб т.к. все другие самолёты были либо сняты с вооружения, либо модернизированы до ракетоносцев, дальних разведчиков, противолодочных и других вариантов, утратив функции тяжёлого бомбардировщика и поэтому их было бы необходимо переделывать обратно. Кроме того, Ту-16 мог нести эту пятиметровую бомбу полностью уместив в бомбовый отсек. В других стоявших в то время на вооружении бывших бомбардировщиках она полностью не помещалась и транспортировалась с открытым бомболюком, утопленной внутрь наполовину.

После распада СССР все остававшиеся Ту-16 были выведены из эксплуатации и в 1993 г. сняты с вооружения. Вслед за ними в 1994 г. были сняты с вооружения и оставшиеся Ту-22, а все современные модификации Ту-95 модернизированы и утратили возможность нести эти бомбы.

К слову, посмотреть на самолёты дальней авиации-носители этих бомб, в том числе и на уникальные не пошедшие в серию, вы можете в нашей статье, где кстати тоже есть одна ФАБ-9000 М-54.

ИТОГИ

В итоге сами бомбы у нас до сих пор есть на арсеналах, а вот для их использования необходимо переделывать имеющиеся носители, только смысла в этом нет т.к. использование нескольких ФАБ-ов меньшей мощности оказалось более эффективно, тем более теперь, когда для них разработаны и активно используются модули УМПК, позволяющие поражать цели с высокой точностью не заходя в зону работы средств ПВО противника.

Таким образом ФАБ-9000 оказалась тупиковой ветвью развития авиабомб. Её задачи по поражению фортификационных сооружений эффективно выполняют бетонобойные бомбы, поражение живой силы объёмно-детонирующие, а поражение надводных целей соответствующие ракеты.

-7

Ну а напоследок подборка ФАБ-ов: Слева в заднем ряду ФАБ-9000 М-54, по центру в заднем ряду ФАБ-5000 М-54, справа в заднем ряду ФАБ-3000 М-46 раннего образца, слева в переднем ряду ФАБ-1500–2500 ТС и справа в переднем ряду ФАБ-500 М-54.

Как можно увидеть, модернизированная линейка ФАБ-ов образца 1954 г. вся шла с новыми обтекателями. Ну а на этом всё.

+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии