Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Зарубежные военные специалисты считают, что появление в составе ВВС Украины истребителей F-16 не сможет быстро изменить обстановку в воздухе. Однако, по их мнению, новая матчасть позволит украинским лётчикам, как минимум, повысить эффективность работы против российских систем ПВО.
Действительно, российскую ПВО считают сильнейшей, по меньшей мере, в Европе. Именно она представляет главную угрозу для остатков украинских ВВС. Имеется информация, что в ходе боевых действий российский ЗРК большой дальности сбил украинский самолет с дистанции ~130 км. По сравнению с «табличными» показателями это кажется небольшой цифрой, однако следует учесть, что цель шла на малой высоте.
Бороться с такими системами лётчикам ВВС Украины сложно. Да, общими усилиями противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM (High-speed Anti-Radiation Missile) были адаптированы к украинским самолётам советского производства. Однако адаптация эта была выполнена «кое-как»: дальности пуска ПРР не слишком велики, кроме того, лётчик не может оперативно перенацелить ракету на другую РЛС. Будучи подвешенной под самолёт, изначально приспособленный для такой работы, HARM станет более эффективной. Правда, для радикального решения этой задачи требуется подвешивать на F-16 контейнер с системой целеуказания HTS (HARM Targeting System), а получит ли их Украина, не сообщается.
Впрочем, выполнение задачи по подавлению ПВО противника требует ещё и специальных навыков. И неясно, получат ли эти навыки украинские лётчики. США планировали обучить в текущем финансовом году 12 курсантов из Украины, а также несколько десятков специалистов по техническому обслуживанию F-16. Однако по какой программе проводится подготовка, неизвестно.
«Это не будет… “золотой пулей”, когда внезапно у них (украинцев) появятся F-16, и они получат превосходство в воздухе», — сказал командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеймс Хеккер. – «Им предстоит столкнуться с интегрированными системами противовоздушной и противоракетной обороны».
Планы по поставкам вооружения для F-16 также не ясны. По неофициальным данным, помимо ПРР AGM-88 HARM, украинские ВВС получат ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и AIM-9X Sidewinder, а также планирующие управляемые бомбы JDAM. Собственно, западное управляемое оружие класса «воздух-поверхность» у украинцев уже есть. Однако, как и в случае с ракетой HARM, эффективность его понижена, что обусловлено «неполной» адаптацией с БРЭО МиГ-29 и Су-24. Понятно, что F-16 сможет использовать НАТОвское оружие для работы по земле с лучшими результатами.
Однако основным препятствием для эффективного применения F-16 в небе Украины зарубежные военные специалисты видят в невозможности свежеиспечённого лётного состава быстро перейти к тому стилю и той тактики, которые используются в ВВС стран НАТО. Менталитет – в том числе профессиональный – складывается и нарабатывается годами. Изменить его за несколько месяцев переподготовки– задача практически невыполнимая.
Это подтверждается опытом перехода с советской на западную технику вооружённых сил стран бывшего Варшавского договора, которые теперь являются членами НАТО. В частности, Польша с трудом перешла на эксплуатацию всё тех же F-16. Изменение «военного мышления» с советского стиля на западную доктрину и тактику, методы и процедуры требуют длительного обучения. Выход на уровень лётчиков «старых» стран НАТО требует нескольких лет, а то и десятилетия.
Ещё одна «непонятка» — будет ли разрешено украинским F-16 использовать средства вооружения, произведённые в США, для ударов по российской территории и по целям в небе над ней. Пока такое разрешение действует с ограничениями (по крайней мере, официально). И многие специалисты отмечают, это эти ограничения не позволяют ВСУ использовать американское оружие с максимальной эффективностью.
Впрочем, первые F-16 уже переданы в ВВС Украины. Так что скоро (хотя, безусловно, и не «завтра») мы увидим, в какой степени они повлияют на обстановку в небе Украины.
Алексей Захаров,
авиационный эксперт
Поделись видео:






Ну, да. Все дело в «менталитете», куда ж без него?
Пересел с жигулей на мерседес — придется менять менталитет. Эти западные снобы и их отечественные подпевалы-эксперты считают, что главная трудность закоснелого в советской технике летчика — осознать, насколько же замечательная западная машина ему досталась.
Может быть, по отношению к хохлам это и справедливо, большая часть самолетов, которые они используют возраста 40 лет и старше. По сравнению с ними неоднократно модернизированые за это время F-16 имеют преимущество.
Вот только эти эксперты забыли, что российские самолеты тоже проходили модернизацию, а Су-35, к примеру, по своим боевым возмодностям не оставляет никаких шансов F-16.
Поэтому о том, что «внезапно у них (украинцев) появятся F-16, и они получат превосходство в воздухе», мог сказать только убежденный в собственной исключительности долбоеб американского образца.
«Менталитет» — не совсем подходящее слово. Архитектура западных машин основана на иных принципах. У них иная логика работы.
У американцев другая система мер. У них футы, дюймы, фунты, галлоны, а у нас метры, килограммы, литры. У нас на авиагоризонте самолётик перевёрнутый, а у американцев — нет. Когда человек освоил что-то до уровня устойчивого динамического стереотипа, быстро перестроить выработанные годами рефлексы не так-то просто, если вообще возможно. Под F-16 нужно готовить «с нуля» молодых лётчиков и техников.
Пилот USAF ощущает себя частью сильной, высокотехнологичной державы, которому доверили multi-million dollar aircraft. Пилот «повитряных сыл» — одноразовый расходник, которому сбагрили металлолом на утилизацию, и он это в глубине души прекрасно понимает. Разница в мотивации — колоссальна, а мотивация при освоении сложной техники имеет решающее значение.
И конечно же американцы не дадут Мыколе современный комплект БРЭО — не по Хуану сомбреро!
Что есть русску «другая логика работы»? У них что, число Рейнольдса по другому считают?Перефразируя Евклида можно сказать, что в аэродинамике нет особых путей для американцев.
Вот для примера вполне пропагандистская и тенденциозная статья какого-то американца, который летал на Миг-29 и F-16 и не испытал при этом особых трудностей.
https://newsland.com/post/7519308-mig-29-protiv-f-16-mnenie-pilota-nato-letavshego-i-na-tom-i-na-tom
А насчет мотивации полностью согласен, ощущать себя бедным родственником не помогает в бою.
Автор статьи, — подполковник Иоганн Кёк 2 года командовал эскадрильей Миг-29 в Германии. Это профессионал выше средней квалификации, а не обычный строевой лётчик. У него-то может быть и не возникло особых трудностей с пересадкой на другой самолёт.
У западной техники другая логика управления. В разных культурах существуют разные исторически сложившиеся традиции и общепринятые соглашения о том, как должна управляться и обслуживаться техника. Для носителя какой-либо культуры, российской, западной, восточной — неважно, эти общепринятые, «само-собою разумеющиеся» соглашения имеют серьёзные отличия. Кёк, кстати, в своей статье об этом и пишет. Органы управления F-16 и МиГ-29 реагируют на управляющее воздействие со стороны человека по-разному. Для американца и немца эта реакция непривычна и неудобна. У нас она сложилась исторически и её изменение, разумеется, невозможно без основательной переподготовки пилотов.
Вот весь вопрос в этих ограничениях — до каких пор они будут действовать?
Может быть не строить иллюзий и сразу трезво оценивать ситуацию безо всяких ограничений и тогда результат не заставит себя ждать?