Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Сегодня мы снова перенесёмся в Центральный музей Военно-Воздушных Сил в «Монино» и покажем самые интересные образцы дальней стратегической авиации, являвшейся носителями ядерного вооружения, а бонусом покажем легендарную фугасную авиабомбу ФАБ-9000.
Ранее у нас уже была серия статей о авиации в Монино, но позже мы посещали этот прекрасный музей снова и сделали фотографии некоторых стратегических носителей ядерного оружия получше, поэтому решили написать о них снова.
И первым в нашем обзоре будет дальний стратегический бомбардировщик Ту-4 или просто «Изделие Р» с бортовым номером 01 красный.
Этот самолёт являлся улучшенной копией американского бомбардировщика B-29, производившегося с 1947 по 1952 гг. и первым серийным носителем ядерного оружия в СССР, также одновременно с этим являясь последним серийным поршневым тяжёлым бомбардировщиком Советского Союза.
Главным вооружением Ту-4 являлась 1200-килограммовая ядерная бомба РДС-4Т мощностью 30 килотонн, прозванная «Татьяной».
В качестве оборонительного пушечного вооружения этот самолёт был оснащён десятью 23-мм скорострельными пушками НР-23.
Помимо ядерной бомбы он мог нести и обычные, например одну фугасную авиабомбу ФАБ-5000 или 4 фугасные бомбы ФАБ-3000, или же сразу 8 ФАБ-1500, либо ещё больше ФАБ-ов поменьше, а также химические и бронебойные бомбы или донные якорные мины.
Рядом с ним лежит целое семейство авиационных бомб, которые он мог нести.
Следующим самолётом в нашем обзоре будет опытный самолёт-разведчик Ту-16Р-1 с бортовым номером 50 красный, который был разработан в 1954 г. на базе тяжёлого реактивного многоцелевого самолёта Ту-16 «Изделие Н», производившегося с 1953 по 1963 гг. в различных модификациях и получившего прозвище по НАТО-вской классификации «Барсук».
Данный самолёт являлся прототипом дальнего разведчика Ту-16Р «изделие 92», выпускавшегося с 1955 г., который был оснащён семью фотокамерами, аппаратурой радиотехнической разведки и станцией активных помех.
Рядом стоит модернизированный Ту-16К-10-26 «Изделие НК-6» с бортовым номером 53 красный, являвшийся ракетоносной модификацией Ту-16.
.
Который мог нести сразу три вида ракет воздушного базирования с ядерными боевыми частями, причём одновременно.
Ту-16К-10-26 мог нести крылатые ракеты К-10С «Изделие 352» принятого на вооружение в 1961 г. авиационного ракетного комплекса К-10. Эти ракеты оснащались ядерной боевой частью, одна из которых была испытана на полигоне «Новая Земля».
Также он мог нести крылатые ракеты КСР-2 «Изделие 085» принятого на вооружение в 1961 г. авиационного ракетного комплекса К-16, ядерная боевая часть для которых была мощностью 1 мегатонна, а также сверхзвуковые крылатые ракеты дальнего радиуса действия КСР-5 «Изделие Д-5» принятого на вооружение в 1969 г. авиационного ракетного комплекса К-26 с термоядерной боевой частью мощностью 350 килотонн.
А это уже сверхзвуковой тяжёлый дальний бомбардировщик Ту-22А «Изделие А» с бортовым номером 32 красный в своей самой первой модификации. Причём данная машина являлась последней из 20 выпущенных базовых версий бомбардировщика Ту-22, который производился с 1959 по 1969 гг. в различных модификациях. Всего было построено 2 прототипа и 311 серийных Ту-22
Он мог брать на борт одну атомную бомбу 7У-31 или одну атомную бомбу 246Н.
К слову, до наших дней сохранилось всего 11 различных Ту-22 в виде музейных экспонатов и памятников.
А это второй лётный экземпляр дальнего многоцелевого ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 «Изделие 45-03» с бортовым номером 33 красный. Такие машины в модернизированном варианте до сих пор находятся на вооружении ВВС.
К слову, постоянно ходят споры о том, является ли эта машина стратегической или нет. И да, она ей является, и именно с таким обозначением Ту-22М3 был внесён в списки договоров о ограничении стратегических вооружений, из за возможности дозаправки в полёте. Является она ей и сейчас как бы кто на эту тему не спорил.
А вот и ещё один легендарный турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС «Изделие ВП-021» с бортовым номером 31 красный, получивший прозвище «Медведь».
Эта ракетоносная модификация Ту-95 с экипажем из семи человек была разработана в 1979 г. на базе производившегося с 1968 по 1994 гг. дальнего противолодочного самолёта Ту-142МК в качестве носителя крылатых ракет и производилась вплоть до 1992 г.
Размеры этого ракетоносца с максимальной взлётной массой до 185 тонн просто огромные. Его длина со штангой топливоприёмника превышает 49 метров, а размах его крыла превышает 50 метров. Он может перемещаться со скоростью до 830 км/ч на расстояния до 10 500 км.
Главным оружием Ту-95МС изначально были шесть стратегических крылатых ракет семейства Х-55 «Изделие 120» с ядерными боевыми частями мощностью до 50 килотонн, которые располагались на многопозиционной катапультной барабанной пусковой установке револьверного типа МКУ-6-5 во внутрифюзеляжной подвеске.
Впоследствии все Ту-95МС были модернизированы для несения стратегических крылатых ракет Х-101 и Х-102 класса «воздух-земля», которые в том числе оснащались и термоядерными боевыми частями мощностью 250 килотонн. Позже к ним добавили ещё 4 подкрыльевых держателя с подвеской для ещё десяти ракет Х-55.
На самых последних модификациях этого ракетоносца, которые до сих пор стоят на вооружении ВВС, бомбовый отсек был увеличен и установлено 8 наружных балок, на которых размещается до 16 крылатых ракет типа Х-101 и выше.
Единственный в своём роде уникальный прототип сверхзвукового стратегического бомбардировщика М-50А с бортовым номером 12 синий, который был разработан в 1958 г. в ОКБ Мясищева.
Эта махина весит 118 тонн при длине 58 метров с размахом крыльев 27 метров. По первоначальному проекту взлётная масса этой громадины составляла 238 тонн, из которых 70% занимало топливо.
В отсеке самолёта должно было располагаться либо бомбовое вооружение общей массой до 30 тонн, либо одна 16-тонная сверхзвуковая управляемая крылатая ракета М-61 со складными крыльями, а его так и не построенные серийные модификации предполагалось оснащать пушечными установками с дистанционным управлением.
Данная машина должна была преодолевать без дозаправки расстояния до 12 000 км при скорости около 1000 км/ч, а с дозаправкой в воздухе до 15 00 км.
Свой первый полёт М-50А совершил в 1959 г., а всего он совершил 19 испытательных полётов, включая участие в воздушном параде в Тушине 9 июля 1961 г. и в том же году все работы над этим бомбардировщиком были прекращены.
И ещё один уникальный и единственный в своём роде экспериментальный сверхзвуковой ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносца Т-4 или просто «Изделие 100» с бортовым номером 101 красный.
Т-4 разрабатывался в рамках программы истребителя авианосцев «Проект 100» в ОКБ Сухого и был построен на Тушинском машиностроительном заводе в 1971 г.
Длина этого ракетоносца составляет 44,5 метра, а размах крыльев 22,7 метра при максимальной взлётной массе около 135 тонн. При этом, не смотря на внушительные размеры, экипаж машины состоял всего из двух человек.
Данный ракетоносец должен был преодолевать расстояния до 6000 км со скоростью до 3200 км/ч, а для перехода в сверхзвуковой режим полёта, его носовой обтекатель поднимался в рабочее положение, закрывая лобовые стёкла, из за чего экипаж в этом режиме мог смотреть вперёд только через перископ.
Эта машина вызывает у меня ассоциации со злой уткой,которая должна была нести две гиперзвуковые противокорабельные ракеты с дальностью действия до 500 км, которые должны были размещаться на узлах навески под крыльями и в том числе оснащаться ядерными боевыми частями. Помимо самолёт должен был нести и свободно падающие бомбы в специальном подфюзеляжном сбрасываемом контейнере.
22 августа 1972 г. Т-4 совершил свой первый испытательный полёт, а всего он их совершил 10, а уже в 1976 г. все работы по этому проекту были прекращены из за гигантского расхода топлива, отдав предпочтение новому ракетоносцу Ту-160, который быстро довели до ума и он по сей день является главным стратегическим ракетоносцем ВВС России, производясь в настоящее время в модернизированном варианте Ту-160М.
Возле этого самолёта лежит несколько фугасных авиабомб, на одной из которых хочется остановить внимание. Это знаменитая фугасная авиационная бомба ФАБ-9000, являющаяся самой мощной отечественной неядерной фугасной авиабомбой, для которой в настоящее время не существует носителя.
Когда-то мы уже писали о них подробную статью, встретив в другом знаменитом музее, но т.к. увидеть эту модель бомбы теперь редкая удача, то коротко решили рассказать о неё ещё раз в довесок.
В годы Великой Отечественной Войны активно применялись свободнопадающие фугасные авиационные бомбы ФАБ-5000НГ и после окончания войны, исходя из уже имевшегося опыта, в СССР продолжили работы над созданием ещё более мощной фугасной авиабомбы.
Таким образом в 1950 г. была разработана первая в СССР сверхтяжёлая свободнопадающая фугасная авиационная бомба ФАБ-9000 М-50 образца 1950 г., которая показала себя слишком плохо на полигонных испытаниях из за неравномерной детонации боевого заряда, в следствие чего на месте взрыва оставались валяться огромные куски не сдетонировавшей взрывчатки. Не смотря на это, начался их выпуск мелкими серийными партиями, одновременно с работами над усовершенствованием конструкции.
А в 1954 г. была разработана новая модификация фугасной авиационной бомбы ФАБ-9000 М-54 образца 1954 г., которая была принята на вооружение сразу после проведения успешных полигонных испытаний. Эта бомба была рассчитана на сброс с высоты до 16 000 метров на скорости до 1200 км/ч. и отличалась большим количеством детонаторов с улучшенной схемой подрыва, а форма носовой части корпуса получила тормозной для снижения скорости падения бомбы.
Масса изделия составила 9407 кг, из которых лишь 4297 кг составлял заряд взрывчатого вещества, а в войсках эта бомба получила прозвище «Слон».
Именно эту модернизированную версию ФАБ-9000 представляют себе в первую очередь практически все, кто о ней пишет в интернете, путая с неудачной первой версии бомбы. Тем не менее и с этой бомбой всё сложилось не так удачно, как планировалось изначально.
ФАБ-9000 М-54 была разработана в первую очередь для поражения мощных фортификационных сооружений, цехов заводов и крупных кораблей противника, но первое же их реальное боевое применение, которое к слову было проведено даже не в СССР, а в Ираке, показало крайне низкую для заложенных в неё параметров эффективность.
Дело в том, что Советский Союз поставил для ВВС Ирака 12 дальних бомбардировщиков Ту-22Б, которые применялись в ходе Ирано-иракской войны. Так в феврале 1986 г. три борта Ту-22Б ВВС Ирака, в районе полуострова Фао произвели сброс ФАБ-9000 на сверхзвуковой скорости по иранским подразделениям с детонацией на высоте около 8 метров над уровнем земли, но потери противника, хоть и были большими, но оказались сильно меньшими, чем были запланированы от их применения.
Второе боевое применение этих бомб провели уже ВВС СССР в зимний период 1988-1989 гг., отрабатывая ими с самолётов Ту-16 из состава 251-го гвардейского инструкторского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка по ущельям и позициям бандформирований моджахедов в лазуритовых копях Ахмад-Шаха и в окрестностях Джелалабада. Тогда за три месяца было сброшено 289 бомб ФАБ-9000 М-54, где они показывали себя хорошо лишь в стеснённых условиях ущелий при их обрушении, что при низкой точности таких бомб было крайней редкостью, а в обычной местности ущерб от одной ФАБ-9000 был меньше чем от двух ФАБ-3000. О этих событиях кстати можно почитать в книге «История авиационного вооружения. Краткий очерк» за авторством военного публициста А. Широкорада.
Больше эти бомбы не применялись нигде и никогда, хотя в сети ходит байка о якобы их применении в первой Чеченской кампании 1994-1996 гг.
Вот только такого быть попросту не могло, т.к. в России к тому времени попросту не оставалось носителей этих бомб, ведь их главными носителями были дальние бомбардировщики 3М, Ту-16 и Ту-22, а также первые модификации Ту-95. Но уже к 1994 г. первые три были полностью сняты с вооружения, а все Ту-95 были модернизированы в ракетоносцы и утратили возможность нести сверхтяжёлые бомбы данного класса из за размещения в бывших бомбовых отсеках пусковой установки револьверного типа для крылатых ракет, что позволяло поражать цели с большой точностью на больших расстояниях, не заходя в зону действия ПВО противника.
ФАБ-9000 из за своей низкой точности и малой эффективности по сути оказалась попросту тупиковой ветвью бомбового вооружения, а её задачи гораздо боле эффективно выполняют бетонобойные и объёмно-детонирующие бомбы, а также крылатые ракеты. УМПК на такую бомбу тоже не поставишь, слишком она тяжёлая.
Вот так и вышло, что на вооружении ВВС эти бомбы оставались просто лежать на складах, а носителей к ним не осталось и теперь их можно встретить лишь в нескольких музеях.
А рядом с ней для сравнения лежит ФАБ-5000 М-54.
Ну а напоследок недавно рядом со стратегами почему-то поставили стоявший в другой части поля первый лёгкий дозвуковой лётный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолёта МиГ-105.11 «ЭПОС».
Он был разработан в 1975 г. в рамках программы авиационно-космической системы «Спираль», которая продолжалась с 1969 по 1988 гг. и включала в себя орбитальный самолёт воздушного старта, который выводился в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем и ракетной ступенью заданную на орбиту.
Почему его поставили сюда остаётся только гадать.
Ну и в наше последнее посещение на территорию прибыл новый экспонат, который ещё не собрали, так что на этом всё.
Поделись видео: