Loading...
Этот стратегический бомбардировщик СССР похож на злую утку: Стратегическая авиация и самая мощная неядерная фугасная бомба ФАБ-9000 - новости Подоляка

Этот стратегический бомбардировщик СССР похож на злую утку: Стратегическая авиация и самая мощная неядерная фугасная бомба ФАБ-9000

Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Этот стратегический бомбардировщик СССР похож на злую утку: Стратегическая авиация и самая мощная неядерная фугасная бомба ФАБ-9000

Сегодня мы снова перенесёмся в Центральный музей Военно-Воздушных Сил в «Монино» и покажем самые интересные образцы дальней стратегической авиации, являвшейся носителями ядерного вооружения, а бонусом покажем легендарную фугасную авиабомбу ФАБ-9000.

Ранее у нас уже была серия статей о авиации в Монино, но позже мы посещали этот прекрасный музей снова и сделали фотографии некоторых стратегических носителей ядерного оружия получше, поэтому решили написать о них снова.

-2

И первым в нашем обзоре будет дальний стратегический бомбардировщик Ту-4 или просто «Изделие Р» с бортовым номером 01 красный.

-3

Этот самолёт являлся улучшенной копией американского бомбардировщика B-29, производившегося с 1947 по 1952 гг. и первым серийным носителем ядерного оружия в СССР, также одновременно с этим являясь последним серийным поршневым тяжёлым бомбардировщиком Советского Союза.

-4
-5
-6

Главным вооружением Ту-4 являлась 1200-килограммовая ядерная бомба РДС-4Т мощностью 30 килотонн, прозванная «Татьяной».

-7

В качестве оборонительного пушечного вооружения этот самолёт был оснащён десятью 23-мм скорострельными пушками НР-23.

-8

Помимо ядерной бомбы он мог нести и обычные, например одну фугасную авиабомбу ФАБ-5000 или 4 фугасные бомбы ФАБ-3000, или же сразу 8 ФАБ-1500, либо ещё больше ФАБ-ов поменьше, а также химические и бронебойные бомбы или донные якорные мины.

-9

Рядом с ним лежит целое семейство авиационных бомб, которые он мог нести.

-10

Следующим самолётом в нашем обзоре будет опытный самолёт-разведчик Ту-16Р-1 с бортовым номером 50 красный, который был разработан в 1954 г. на базе тяжёлого реактивного многоцелевого самолёта Ту-16 «Изделие Н», производившегося с 1953 по 1963 гг. в различных модификациях и получившего прозвище по НАТО-вской классификации «Барсук».

-11

Данный самолёт являлся прототипом дальнего разведчика Ту-16Р «изделие 92», выпускавшегося с 1955 г., который был оснащён семью фотокамерами, аппаратурой радиотехнической разведки и станцией активных помех.

-12

Рядом стоит модернизированный Ту-16К-10-26 «Изделие НК-6» с бортовым номером 53 красный, являвшийся ракетоносной модификацией Ту-16.

.

-13

Который мог нести сразу три вида ракет воздушного базирования с ядерными боевыми частями, причём одновременно.

-14

Ту-16К-10-26 мог нести крылатые ракеты К-10С «Изделие 352» принятого на вооружение в 1961 г. авиационного ракетного комплекса К-10. Эти ракеты оснащались ядерной боевой частью, одна из которых была испытана на полигоне «Новая Земля».

Также он мог нести крылатые ракеты КСР-2 «Изделие 085» принятого на вооружение в 1961 г. авиационного ракетного комплекса К-16, ядерная боевая часть для которых была мощностью 1 мегатонна, а также сверхзвуковые крылатые ракеты дальнего радиуса действия КСР-5 «Изделие Д-5» принятого на вооружение в 1969 г. авиационного ракетного комплекса К-26 с термоядерной боевой частью мощностью 350 килотонн.

-15

А это уже сверхзвуковой тяжёлый дальний бомбардировщик Ту-22А «Изделие А» с бортовым номером 32 красный в своей самой первой модификации. Причём данная машина являлась последней из 20 выпущенных базовых версий бомбардировщика Ту-22, который производился с 1959 по 1969 гг. в различных модификациях. Всего было построено 2 прототипа и 311 серийных Ту-22

-16

Он мог брать на борт одну атомную бомбу 7У-31 или одну атомную бомбу 246Н.

К слову, до наших дней сохранилось всего 11 различных Ту-22 в виде музейных экспонатов и памятников.

-17

А это второй лётный экземпляр дальнего многоцелевого ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 «Изделие 45-03» с бортовым номером 33 красный. Такие машины в модернизированном варианте до сих пор находятся на вооружении ВВС.

К слову, постоянно ходят споры о том, является ли эта машина стратегической или нет. И да, она ей является, и именно с таким обозначением Ту-22М3 был внесён в списки договоров о ограничении стратегических вооружений, из за возможности дозаправки в полёте. Является она ей и сейчас как бы кто на эту тему не спорил.

-18

А вот и ещё один легендарный турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС «Изделие ВП-021» с бортовым номером 31 красный, получивший прозвище «Медведь».

-19

Эта ракетоносная модификация Ту-95 с экипажем из семи человек была разработана в 1979 г. на базе производившегося с 1968 по 1994 гг. дальнего противолодочного самолёта Ту-142МК в качестве носителя крылатых ракет и производилась вплоть до 1992 г.

-20

Размеры этого ракетоносца с максимальной взлётной массой до 185 тонн просто огромные. Его длина со штангой топливоприёмника превышает 49 метров, а размах его крыла превышает 50 метров. Он может перемещаться со скоростью до 830 км/ч на расстояния до 10 500 км.

-21

Главным оружием Ту-95МС изначально были шесть стратегических крылатых ракет семейства Х-55 «Изделие 120» с ядерными боевыми частями мощностью до 50 килотонн, которые располагались на многопозиционной катапультной барабанной пусковой установке револьверного типа МКУ-6-5 во внутрифюзеляжной подвеске.

-22

Впоследствии все Ту-95МС были модернизированы для несения стратегических крылатых ракет Х-101 и Х-102 класса «воздух-земля», которые в том числе оснащались и термоядерными боевыми частями мощностью 250 килотонн. Позже к ним добавили ещё 4 подкрыльевых держателя с подвеской для ещё десяти ракет Х-55.

-23

На самых последних модификациях этого ракетоносца, которые до сих пор стоят на вооружении ВВС, бомбовый отсек был увеличен и установлено 8 наружных балок, на которых размещается до 16 крылатых ракет типа Х-101 и выше.

-24

Единственный в своём роде уникальный прототип сверхзвукового стратегического бомбардировщика М-50А с бортовым номером 12 синий, который был разработан в 1958 г. в ОКБ Мясищева.

-25

Эта махина весит 118 тонн при длине 58 метров с размахом крыльев 27 метров. По первоначальному проекту взлётная масса этой громадины составляла 238 тонн, из которых 70% занимало топливо.

-26

В отсеке самолёта должно было располагаться либо бомбовое вооружение общей массой до 30 тонн, либо одна 16-тонная сверхзвуковая управляемая крылатая ракета М-61 со складными крыльями, а его так и не построенные серийные модификации предполагалось оснащать пушечными установками с дистанционным управлением.

Данная машина должна была преодолевать без дозаправки расстояния до 12 000 км при скорости около 1000 км/ч, а с дозаправкой в воздухе до 15 00 км.

-27

Свой первый полёт М-50А совершил в 1959 г., а всего он совершил 19 испытательных полётов, включая участие в воздушном параде в Тушине 9 июля 1961 г. и в том же году все работы над этим бомбардировщиком были прекращены.

-28

И ещё один уникальный и единственный в своём роде экспериментальный сверхзвуковой ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносца Т-4 или просто «Изделие 100» с бортовым номером 101 красный.

-29

Т-4 разрабатывался в рамках программы истребителя авианосцев «Проект 100» в ОКБ Сухого и был построен на Тушинском машиностроительном заводе в 1971 г.

Длина этого ракетоносца составляет 44,5 метра, а размах крыльев 22,7 метра при максимальной взлётной массе около 135 тонн. При этом, не смотря на внушительные размеры, экипаж машины состоял всего из двух человек.

-30

Данный ракетоносец должен был преодолевать расстояния до 6000 км со скоростью до 3200 км/ч, а для перехода в сверхзвуковой режим полёта, его носовой обтекатель поднимался в рабочее положение, закрывая лобовые стёкла, из за чего экипаж в этом режиме мог смотреть вперёд только через перископ.

-31

Эта машина вызывает у меня ассоциации со злой уткой,которая должна была нести две гиперзвуковые противокорабельные ракеты с дальностью действия до 500 км, которые должны были размещаться на узлах навески под крыльями и в том числе оснащаться ядерными боевыми частями. Помимо самолёт должен был нести и свободно падающие бомбы в специальном подфюзеляжном сбрасываемом контейнере.

-32

22 августа 1972 г. Т-4 совершил свой первый испытательный полёт, а всего он их совершил 10, а уже в 1976 г. все работы по этому проекту были прекращены из за гигантского расхода топлива, отдав предпочтение новому ракетоносцу Ту-160, который быстро довели до ума и он по сей день является главным стратегическим ракетоносцем ВВС России, производясь в настоящее время в модернизированном варианте Ту-160М.

-33
-34

Возле этого самолёта лежит несколько фугасных авиабомб, на одной из которых хочется остановить внимание. Это знаменитая фугасная авиационная бомба ФАБ-9000, являющаяся самой мощной отечественной неядерной фугасной авиабомбой, для которой в настоящее время не существует носителя.

Когда-то мы уже писали о них подробную статью, встретив в другом знаменитом музее, но т.к. увидеть эту модель бомбы теперь редкая удача, то коротко решили рассказать о неё ещё раз в довесок.

-35

В годы Великой Отечественной Войны активно применялись свободнопадающие фугасные авиационные бомбы ФАБ-5000НГ и после окончания войны, исходя из уже имевшегося опыта, в СССР продолжили работы над созданием ещё более мощной фугасной авиабомбы.

Таким образом в 1950 г. была разработана первая в СССР сверхтяжёлая свободнопадающая фугасная авиационная бомба ФАБ-9000 М-50 образца 1950 г., которая показала себя слишком плохо на полигонных испытаниях из за неравномерной детонации боевого заряда, в следствие чего на месте взрыва оставались валяться огромные куски не сдетонировавшей взрывчатки. Не смотря на это, начался их выпуск мелкими серийными партиями, одновременно с работами над усовершенствованием конструкции.

-36

А в 1954 г. была разработана новая модификация фугасной авиационной бомбы ФАБ-9000 М-54 образца 1954 г., которая была принята на вооружение сразу после проведения успешных полигонных испытаний. Эта бомба была рассчитана на сброс с высоты до 16 000 метров на скорости до 1200 км/ч. и отличалась большим количеством детонаторов с улучшенной схемой подрыва, а форма носовой части корпуса получила тормозной для снижения скорости падения бомбы.

Масса изделия составила 9407 кг, из которых лишь 4297 кг составлял заряд взрывчатого вещества, а в войсках эта бомба получила прозвище «Слон».

-37

Именно эту модернизированную версию ФАБ-9000 представляют себе в первую очередь практически все, кто о ней пишет в интернете, путая с неудачной первой версии бомбы. Тем не менее и с этой бомбой всё сложилось не так удачно, как планировалось изначально.

-38

ФАБ-9000 М-54 была разработана в первую очередь для поражения мощных фортификационных сооружений, цехов заводов и крупных кораблей противника, но первое же их реальное боевое применение, которое к слову было проведено даже не в СССР, а в Ираке, показало крайне низкую для заложенных в неё параметров эффективность.

Дело в том, что Советский Союз поставил для ВВС Ирака 12 дальних бомбардировщиков Ту-22Б, которые применялись в ходе Ирано-иракской войны. Так в феврале 1986 г. три борта Ту-22Б ВВС Ирака, в районе полуострова Фао произвели сброс ФАБ-9000 на сверхзвуковой скорости по иранским подразделениям с детонацией на высоте около 8 метров над уровнем земли, но потери противника, хоть и были большими, но оказались сильно меньшими, чем были запланированы от их применения.

Второе боевое применение этих бомб провели уже ВВС СССР в зимний период 1988-1989 гг., отрабатывая ими с самолётов Ту-16 из состава 251-го гвардейского инструкторского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка по ущельям и позициям бандформирований моджахедов в лазуритовых копях Ахмад-Шаха и в окрестностях Джелалабада. Тогда за три месяца было сброшено 289 бомб ФАБ-9000 М-54, где они показывали себя хорошо лишь в стеснённых условиях ущелий при их обрушении, что при низкой точности таких бомб было крайней редкостью, а в обычной местности ущерб от одной ФАБ-9000 был меньше чем от двух ФАБ-3000. О этих событиях кстати можно почитать в книге «История авиационного вооружения. Краткий очерк» за авторством военного публициста А. Широкорада.

Больше эти бомбы не применялись нигде и никогда, хотя в сети ходит байка о якобы их применении в первой Чеченской кампании 1994-1996 гг.

-39

Вот только такого быть попросту не могло, т.к. в России к тому времени попросту не оставалось носителей этих бомб, ведь их главными носителями были дальние бомбардировщики 3М, Ту-16 и Ту-22, а также первые модификации Ту-95. Но уже к 1994 г. первые три были полностью сняты с вооружения, а все Ту-95 были модернизированы в ракетоносцы и утратили возможность нести сверхтяжёлые бомбы данного класса из за размещения в бывших бомбовых отсеках пусковой установки револьверного типа для крылатых ракет, что позволяло поражать цели с большой точностью на больших расстояниях, не заходя в зону действия ПВО противника.

-40

ФАБ-9000 из за своей низкой точности и малой эффективности по сути оказалась попросту тупиковой ветвью бомбового вооружения, а её задачи гораздо боле эффективно выполняют бетонобойные и объёмно-детонирующие бомбы, а также крылатые ракеты. УМПК на такую бомбу тоже не поставишь, слишком она тяжёлая.

-41

Вот так и вышло, что на вооружении ВВС эти бомбы оставались просто лежать на складах, а носителей к ним не осталось и теперь их можно встретить лишь в нескольких музеях.

-42

А рядом с ней для сравнения лежит ФАБ-5000 М-54.

-43

Ну а напоследок недавно рядом со стратегами почему-то поставили стоявший в другой части поля первый лёгкий дозвуковой лётный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолёта МиГ-105.11 «ЭПОС».

-44

Он был разработан в 1975 г. в рамках программы авиационно-космической системы «Спираль», которая продолжалась с 1969 по 1988 гг. и включала в себя орбитальный самолёт воздушного старта, который выводился в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем и ракетной ступенью заданную на орбиту.

-45

Почему его поставили сюда остаётся только гадать.

-46

Ну и в наше последнее посещение на территорию прибыл новый экспонат, который ещё не собрали, так что на этом всё.

+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии