Loading...
«Это решение невозможно объяснить с точки зрения здравого смысла»- как третьем рейхе появились сверхтяжелые танки? - Подоляка

«Это решение невозможно объяснить с точки зрения здравого смысла»- как третьем рейхе появились сверхтяжелые танки?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
1
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Немецкие танки всегда создавались в условиях жесткой конкуренции. В борьбу за военные заказы вступали известные фирмы: «Daimler-Benz», «Rheinmetall-Borsig», «Krupp» и «MAN». Однако, самым упорным и длительным было противостояние фирм «Porsche» и «Henschel» в классе тяжелых танков.

И дело было даже не в принципиальном различии концепций, предложенных конструкторскими школами доктора Порше и Эрвина Адерса (воплощающего в жизни идеи Книпкампа), а в формах, которые приобретала эта борьба. Зачастую судьбу проектов решала не справедливая оценка достоинств и недостатков конструкции, а близость к высшему руководству Рейха и наличие административного ресурса.

«Это решение невозможно объяснить с точки зрения здравого смысла»- как третьем рейхе появились сверхтяжелые танки?

До 1939-го года все разработки новой бронетехники курировало Управление вооружений, причем очень плотно, фирмы, привлеченные к участию в конкурсе, получали жесткие ТЗ, в котором предусматривалось все, вплоть указания конкретных узлов и агрегатов. Ответственным за разработку новых танков был назначен Книпкамп, уже сделавший себе имя и заработавший непререкаемый авторитет в этой тематике.

С одной стороны, это было неплохо. Появлялась возможность концентрирования усилий в одном направлении, отсекало чересчур «креативные» кострукции, ориентировалось на освоенные немецкой промышленностью узлы и агрегаты. С другой, при провале выбранной программы, отсутствовали альтернативные варианты, и приходилось начинать все заново. Заметить и исправить ошибку в выборе концепции на более ранних этапах развития проекта, было по определению невозможно, так как все находилось в одних и тех же руках.

С целью разрушить монополию Управления вооружений, в противовес ей создается «Танковое бюро», которое должно вести независимую экспертную оценку предлагаемых проектов. Возглавил его доктор Порше, пользующийся расположением Гитлера и, в дальнейшем, получивший протекцию рейхминистра вооружений Тодта. Понятно, что в таких условиях никакой любви и взаимного сотрудничества между этими структурами возникнуть не могло. Обе предлагали свои концепции развития и сходились в жестоких схватках, абсолютно не брезгуя запрещенными в условиях нормальной конкуренции приемами.

Первая серьезная баталия разыгралась при создании танка «Тигр». Про нее знают все, кто хоть что-то читал про немецкие танки. С Книпкампом очень плотно сотрудничала фирма «Henschel». На момент выдачи ТЗ на новый тяжелый танк у нее был уже почти пятилетний опыт работ в этом направлении.

Порше подключился уже на последнем этапе, и, не имея опыта проектирования, даже вырвался вперед, сумев сконцентрировать все силы на одном проекте. В результате и вариант Порше и вариант Адерса были приняты на вооружение с одинаковым сквозным индексом Sd.Kfz.181 и обозначениями Pz.Kpfw.VI P и Pz.Kpfw.VI H соответственно. Оба равноценны по бронированию и вооружению, оба имели свои достоинства и недостатки. Но в серию мог пойти только один из них, и эту схватку Порше проиграл.

Эрвин Адерс. Фото в открытом доступе.
Эрвин Адерс. Фото в открытом доступе.

Не будем углубляться в детальный технический разбор этих двух проектов. Он, безусловно, интересен, и заслуживает отдельной статьи. Не менее интересно проследить, как разворачивались события с точки лоббирования и расстановки сил. Расставим их в хронологическом порядке. В мае 1941-го года Гитлер принимает решение изготовить по 6 танков конструкции Порше и Хеншеля с одинаковыми башнями.

Поскольку Порше значительно опережает, уже через месяц при поддержке Гитлера и Тодта, ему выдают заказ на 100 танков. В феврале 1942-го после гибели Тодта в авиакатастрофе, рейхсминистром вооружений становится Шпеер, который тоже имел большое влияние на Гитлера, но поддерживал Управление вооружений. Практически сразу, «Henschel» тоже получает заказ на 200 танков. После демонстрации Гитлеру в апреле, окончательное решение не принято. Оба варианта требуют серьезных доработок, причем у Хеншеля проблем больше, и фюрер по-прежнему отдает предпочтение танку Порше.

И тут Порше допускает стратегическую ошибку. Уверенный в своей окончательной победе, он позволил себе расслабиться и завозился с выбором варианта трансмиссии. Хеншель его догоняет, и после принятия в августе обоих образцов на вооружение, благодаря производственной базе, вырывается вперед по количеству. В Управлении вооружений, тем временем, уже все решили. В приоритете танк Хеншеля.

Чтобы имитировать хоть какую-то видимость объективности, принимается решение о проведении сравнительных испытаний. Результаты уже значения не имели. Они нужны были для того, чтобы окончательно зарыть проект Порше. Подтверждением может служить то, что до их окончания производство танков Порше было остановлено, а Хеншель наоборот, получил дополнительный заказ на 124 танка и наращивал производство.

Порше, разумеется, пытался воевать до последнего, но его танк уже превратился из из «приоритетного танка прорыва» в «чрезмерно затратную и ненадёжную машину». Утешением ему послужило решение об изготовлении из уже готовых 90 шасси (10 все-таки пошли на танки) тяжелых САУ «Фердинанд», названных в его честь. А башни пригодились для шасси Хеншеля.

Фердинанд Порше. Фото в открытом доступе.
Фердинанд Порше. Фото в открытом доступе.

Не успели Порше и Адерс перевести дух после этой драчки, как сразу ввязались в новое соревнование. На этот раз в разработку танка-истребителя, который должен был иметь самую мощную пушку, прикрытую самой толстой броней. Пушка, в принципе, уже была, 88 мм KwK 43 L/71, только вот она не лезла даже в шасси «Тигра». Это стало уникальным случаем в истории мирового танкостроения, когда танк спроектировали для установки имеющейся пушки, не особо обращая внимание на решение какой-то конкретной боевой задачи. В результате появился последний тяжелый танк Рейха, пошедший в серию и известный, как «Королевский тигр».

Порше довольно быстро убедился, что подогнать под новое ТЗ его Тигра VK 4501(P) не удастся и сделал новый проект. Впрочем, не совсем и новый. Осталась ходовая часть и подвеска, а, главное, и та же схема и тип трансмиссии, которую считали основной причиной его предыдущего проигрыша. Впрочем, Порше не мелочился, и на рассмотрение 6-му Департаменту Управления вооружений предложил сразу пять вариантов. Они отличались силовыми установками (бензин или дизель), трансмиссиями (электромеханическая или гидромеханическая) и компоновкой (башня спереди или сзади). По большому счету, все возможные вариации гибрида Тигра (P) с Фердинандом.

Адерс мудрить тоже не стал. Правда, выбрал более верную стратегию. Он очень внимательно отнесся к требованию заказчика о максимальной унификации с разрабатываемым фирмой MAN танком «Пантера II» и сразу набрал очки уже на старте. Если Порше сделал ставку на разнообразие креативных вариантов, в надежде, что какой-то проскочит, Адерс выбрал один, учитывающий пожелания заказчика.

Сработало и то, что Порше умудрялся наживать врагов на ровном месте, и его упорство в проталкивании отклоненных идей на пользу не шло. Можно сказать, что среди военных и управленцев сложился устойчивый альянс против «выскочки с идеями». История повторилась, причем с забавной точностью. Проект Порше «отменили» на тех же основаниях, слишком сложная электромеханическая трансмиссия, требующая для производства дефицитные материалы. Кроме того, поскольку в победе Порше на этот раз, практически никто не сомневался, успели изготовить 50 башен и 7 шасси. Башни, как и в первом случае, пошли на первые серийные «Королевские тигры», а шасси на первые САУ «Ягдтигр».

Порше демонстрирует Гитлеру модель танка «Маус». Фото в открытом доступе.
Порше демонстрирует Гитлеру модель танка «Маус». Фото в открытом доступе.

С точки зрения здравого смысла невозможно объяснить, зачем понадобился проект сверхтяжелого танка. После войны все от него упорно открещивались, например, Книпкамп заявлял, что «Маус» это авантюра, инициированная Гитлером и Порше. На самом деле, первые требования к «супертяжу» Управление вооружений разработало еще в ноябре 1941-го года. «Krupp» предлагает сразу несколько вариантов Pz. Kpfw. VII Loewe с массой от 70-ти до 90 тонн и разным вооружением. Но управленцам кажется это недостаточным, и они предлагают «Krupp» «раскормить» танк до 100 тонн. «Krupp» объединяется с Порше, которому отдает разработку шасси, оставляя за собой башню и вооружение.

Летом 1942-го года требования на сверхтяжелый танк прорыва уточняются. Управление вооружений генерирует креативные идеи одну за другой. Помимо пушек, танк должен получить два огнемета и зенитное орудие. Порше к маю 1943-го года делает макет своего танка с любимой схемой трансмиссии, правда без наворотов управленцев и Гитлер дает добро на подготовку серийного производства. «Маус» весит 180 тонн.

Казалось, на этом можно было поставить точку, но разгорается новый виток конкурентной борьбы. Управление вооружений в очередной раз разносит трансмиссию Порше. «Krupp» быстро ориентируется в ситуации и кооперируется с «Henschel». Рождается проект «Tiger-Maus», или «Krupp-Maus».

Он выглядит более перспективным, так как имеет некоторую унификацию с танком «Tiger II» или «Королевским тигром». Правда, ради этого пришлось пойти на уменьшение толщины брони и снизить массу до 130-ти тонн. Никаких преимуществ перед «Маусом» Порше этот проект не имеет, да и защита значительно слабее. Гитлер принимает решение, что остается только одна «мышь», конструкции Порше.

Танк «Маус» на полигоне. Фото в открытом доступе.
Танк «Маус» на полигоне. Фото в открытом доступе.

Но и это не стало окончательной точкой в истории сверхтяжелых. «Krupp» и Книмкамп еще не потеряли надежду пропихнуть свой проект на замену «Маусу». И весной 1944-го года, когда «Maus» уже по полной программе испытывается на полигоне под Бёблингеном, «Tiger-Maus» появляется вновь. Теперь уже под названием E-100. Действующие лица те же самые: «Krupp», «Henschel» (под личиной зависимой от него «Adlerwerke») и идейный вдохновитель Книпкамп.

Примечательно, что этот проект появился в то время, когда Германии было уже не до сверхтяжелых танков. Это понял даже Гитлер, личным приказом запретивший их дальнейшую разработку и создание. Но запрет, странным образом коснулся только Порше, на «Henschel» проектирование шло до конца войны. Успели сделать только одно шасси без башни. Резюме вынесли англичане, вывезшие его на свой остров. После непродолжительных исследований и испытаний отправили шасси в металлолом.

+1
1
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии