Loading...
Это не укладывается в голове! После долгожданной победы пришли за наркомом авиапромышленности: причины были две - новости Подоляка

Это не укладывается в голове! После долгожданной победы пришли за наркомом авиапромышленности: причины были две

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
1
+1
8
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Алексей Иванович Шахурин стал народным комиссаром авиационной промышленности в 1940 году, когда в этой отрасли приходилось напрягать все силы, чтобы преодолеть отставание нашей авиации от мирового уровня. Возникло оно из-за шапкозакидательских настроений, охвативших наше руководство под влиянием достижений середины 30-х годов: рекордных дальних перелётов советских лётчиков, их успехов на первом этапе военных действий в Испании, на Халхин-голе.

Расплата за эйфорию не заставила себя ждать: несколько лет — и мы оказались в положении «отстающих и догоняющих». Плюс ещё — сильный разгром руководящих кадров в ходе репрессии. Так что, с самых первых шагов в новой должности наркому, которому тогда только исполнилось 36 лет, пришлось нелегко.

Это не укладывается в голове! После долгожданной победы пришли за наркомом авиапромышленности: причины были две

От Героя до вредителя – один шаг

А затем грянула война. Катастрофа июня 1941 года. Освоение на ходу новой, с запозданием созданной боевой техники, грандиозная эвакуация промышленности на восток, старания по удовлетворению непрерывно растущих потребностей фронта.

Господство советской авиации в воздухе, титаническими усилиями завоёванное в 1943 году, не наступило бы без мощной, непрерывно наращивающей силы авиационной промышленности, во главе которой с первого до последнего дня войны стоял нарком Шахурин.

Ещё в сентябре 1941 года Алексею Шахурину было присвоено звание Героя Социалистического труда, с формулировкой «за выдающиеся достижения в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолётов».

Завоёвана долгожданная Победа. Казалось бы – жить и радоваться. Это не укладывается в голове, но после неё, в 1946 году, против Алексея Ивановича внезапно возбудили уголовное дело. Точнее, не против него одного: в оборот взяли многих руководители авиационной промышленности и членов высшего командования ВВС. Причины –

  • высокая аварийность полётов и смертность лётчиков от несчастных случаев;
  • наметившееся отставание советской авиационной промышленности от США в разработке реактивной и дальней авиации.

Общее состояние научно-технического задела в авиационной технике в СССР было оценено как неудовлетворительно. Руководство ВВС и Наркомата авиапромышленности не смогло обеспечить научные и опытно-конструкторские работы на уровне, необходимом для послевоенного перевооружения ВВС на более современную реактивную технику.

Авиазавод в Саратове во время войны. Фото в свободном доступе.

А по поводу высокой аварийности – сделали вывод, что «подсудимые протаскивали на вооружение ВВС заведомо бракованные самолёты и моторы крупными партиями и по прямому сговору между собой, что приводило к большому количеству аварий и катастроф в строевых частях ВВС, гибели лётчиков».

Персонально Шахурину суд под председательством генерала юстиции Ульриха вменил «превышение власти» и «выпуск нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции».

В ходе судебного разбирательства подсудимые свою вину признали полностью. Ульрих в 21 час. 15 мин., сразу же после оглашения приговора, направил копию этого приговора Сталину — с пометками «Весьма срочно», «Совершенно секретно».

«Человек громаднейшего государственного ума и способностей уникальных, но…»

Алексею Шахурину дали семь лет, и отсидел он их полностью: вышел в 1953 году, после смерти Сталина. Уже 29 мая 1953 года был реабилитирован, а 12 июня ему вернули все награды и звания.

Министром авиационной промышленности к тому времени успешно работал бывший многолетний заместитель Шахурина — П.В. Дементьев. Алексей Иванович стал его заместителем, и работал на этой должности до 1957 года. Потом – не менее достойный государственный пост заместителя председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям. Персональная пенсия. Мемуары «Крылья победы».

А.И. Шахурин. Фото в свободном доступе.

Интересно было его отношение к Сталину. Алексей Шахурин не присоединился к общему хору разоблачителей культа личности вождя и тирана. Он не высказывал к Сталину симпатий, но был уверен в том, что в экстремальную для нашей страны эпоху ей нужен был именно такой – по-диктаторски жёсткий руководитель. С другим ей было бы не выстоять в условиях такого чудовищного давления извне.

«Я могу признать очень много положительных сторон Сталина, потому что я часто с ним встречался в течение шести лет, почти каждый день, и знаю очень много его редких, положительных сторон, и как много он сделал. Это человек громаднейшего государственного ума и способностей уникальных, но в то же время я говорю, что нельзя ему простить такое избиение кадров – партийных, хозяйственных, военных»,- такие слова Шахурина о Сталине донёс писатель Феликс Чуев.

+1
1
+1
8
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии