Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Российские жёлтые СМИ в конце марта 2025 года начали усиленно разгонять тему якобы «ненужности» пассажирского самолета Ту-214, производство которого на Казанском авиазаводе налаживается достаточно сложно с 2022 года. Некоторые авторы и вовсе поспешили похоронить туполевскую машину, заявив, что МС-21 уже практически готов, а Ту-214 еще далек от серийного производства. С другой стороны неоднократно приходится после 2022 года слышать, что «двести четырнадцатый» это крайне перспективный самолет, а МС-21 — его удачливый конкурент. Глупо, конечно, эти бредни разбирать, но наши люди так любят цепляться за некие чудесные образцы техники, которые какие-то «враги народа» не дают выпускать «как в СССР». Поэтому давайте еще раз по порядку.
Ту-214 и МС-21 — разные машины из разных эпох. На самом примитивном уровне объяснения: возьмите автомобиль 1980-х годов и современный аналогичного класса, внешне они похожи, но различий, в том числе не сразу бросающихся в глаза пользователю очень много. Ту-214 — модификация советского Ту-204 (созданного в 1980-х годах), а МС-21 создан как новый самолет в другую эпоху (2010-2020-е годы). Соответственно параметры экономичности у машин разные. Разные и двигатели (ПС-90А и ПД-14), и конструкция (вспомните про композитное крыло на МС-21), — всё это, несмотря на внешнюю схожесть. Разбирать можно долго, но и сказать, что Ту-214 это плохой самолет — верх глупости. Очевидный показатель надежности и качества — самолеты данного типа постоянно трудятся в Специальном летном отряде (СЛО «Россия»), где перевозят первых лиц государства.
МС-21 — просто новый тип, созданный с учетом всех изменившихся за 1990-2010-е годы требований к пассажирским самолетам. Поэтому он будет в любом случае массовым, на заводе в Иркутске уже готовы к сборке достаточно серьезного объема МС-21. Все ждут окончания испытаний и сертификации: вы же хотите летать на безопасных самолетах вместо «боингов» и «эйрбасов»? Так что серийный МС-21 это все-таки 2027 год. Хотя для умного человека скорость не важна — нужно, чтобы самолет, который потом будут 30 лет выпускать, был именно безопасный и качественный.
Как в этом случае быть с Ту-214? Зачем в Казанский авиазавод было влито большое количество финансов в 2022-2024 годах? Почему так медленно разворачивается программа по производству Ту-214, ведь всем казалось, что машина «почти готова», и в 2024-2025 годах она будет уже летать как минимум в количестве нескольких штук, собранных «с нуля» в Казани, а потом и вовсе десятками пойдет на рынок? Казанский проект по Ту-214 изначально, как бы вежливо сказать, был рискованным для государства в 2022 году, когда наши власти решили вложиться в его реализацию. Во-первых, был определенный статус предприятия, которое могло делать лишь единичные, но не серийные борты на протяжении почти десятилетия. Во-вторых, Казанский завод с головой ушел в большой военный заказ по восстановлению производства Ту-160 (вежливо промолчим про ПАК ДА и программы модернизации Ту-22М3), а кадровые и производственные мощности у предприятия были ограничены. Третий пункт все как-то вежливо обходили стороной, но в «чисто российском» Ту-214 «внезапно» оказались импортные компоненты, которые не просто нужно было заместить своими, сертифицировать их, но и наладить серийное производство на заводах РФ. Поэтому вывод очевиден: не надо было ответственным лицам кричать в 2022-2023 годах, что скоро будет много казанских самолетов, а прессе за ними повторять «сенсации» для подъема духа населения. Все технические проекты требуют времени, а в случае с организацией (!) серийного производства доработанного варианта самолета, который делали до того по 1 штуке в год, то это горизонт в 3-5 лет. Три года можно было бы выдержать, если бы еще не один пункт, — в Казани не всё было готово и на самом производстве. Вспомним о закупках нового оборудования, строительстве (!) нового корпуса, создании учебного ресурса и т.д. Если это понимать, то всё логично по срокам, которые мы наблюдаем:
Середина 2022 года — начало проекта по Ту-214 в Казани, декабрь 2024 года — полет первой собранной машины, 2025 год — два серийных самолета для заказчика (хочется верить, что это будет выполнено в срок), 2026-2027 годы — увеличение объемов производства, 2028 год — начало реального серийного выпуска Ту-214. Итого 5-6 лет на преодоление всех проблем и выход на плановые показатели. Достаточно сжатые сроки, не фантастические как в играх, а объективные для авиаотрасли. Интересно, все помнят, что до 2022 года серийное производство у нас было в гражданской авиации только у самолета «Суперджет» в Комсомольске-на-Амуре?
Теперь о том, какое будущее у самолета? Оно есть, как бы ни изгалялись наши внутренние и внешние противники. Ту-214 — платформа многофункциональная. Посмотрите в недавней истории: есть несколько разведывательных самолетов на его базе для наших военных. Плюс президентский авиаотряд (СЛО «Россия») и силовые структуры — тоже заказчики единичных Ту-214, но зато постоянные. С коммерческими заказчиками — не так всё просто. Подлил масла в огонь «Аэрофлот», который в прошлом году остановился только на МС-21 и фактически отказался от приобретения в перспективе Ту-214 для регулярных перевозок. Но можно продавать не только в «Аэрофлот», тем более что российские авиакомпании через несколько лет начнут искать замену своим «боингам» и «эйрбасам». А санкции, снятие которых так любят обсуждать враги российской промышленности и независимости как таковой, все-таки надолго. Так что и на Ту-214, и на МС-21 — всем заказов хватит.
Кстати, имея более простой в технологическом плане Ту-214, можно было бы неплохо выстроить его экспортные поставки дружественным странам. Но об этом как-нибудь отдельно — тема очень интересная.
Использовано фото ОАК. На фото: пассажирский самолет Ту-214
Российские Ту-204 активно используются в Северной Корее — ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ
Пассажирский самолет Як-42 отметил свое 50-летие — ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ
Российские авиадвигатели ПД-14: Сколько их производят и какие планы на 2025-2026 годы? — ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ