Ещё один нелепый современный миф про Блокаду Ленинграда

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
2
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
Ещё один нелепый современный миф про Блокаду Ленинграда

Хочу ещё раз вернуться к мифу, который выдумали уже в постсоветское время, хотя по глупости он затмевает все выдумки времён сталинских.

Речь о том, что Блокада Ленинграда была создана сознательно советской властью, хотя возможности кормить досыта город имелись.

Главной «мотивировкой» является отсутствие Блокады, поскольку целых 65 километров берега Ладожского озера оставались в наших руках (это про западный берег), ну а на восточном берегу ещё больше у нас имелось места. А это якобы давало возможность легко снабжать город, как по воде, так и по льду.

В целом на эту тему я уже писал, сейчас хочу посвятить материал лишь одному моменту — возможности снабжать город судами по воде, пока озеро не замёрзло. Эти фантазёры, о которых веду речь, приводят в качестве доказательства огромное число судов и их грузоподъёмность, что явно бы хватило для полного обеспечения города всем необходимым. Вот об этом, давайте и поговорим.

Наш город действительно во многом снабжается именно речным транспортом. Один из символов Питера — разведённые мосты в Белые ночи, как раз об этом. Мосты разводят, чтобы крупные речные суда прошли по Неве. Но, сразу можно отметить, что каким бы важным не было снабжение по Неве, это не единственный путь прибытия грузов, так что…

Если посмотреть цифры, то речной транспорт в регионе удивляет своими масштабами человека, от этого далёкого. Перед войной в составе Северо-Западного речного пароходства имелось 232 буксирных судна и 960 несамоходных плавсредств (общей грузоподъёмностью 420 тыс. т), а также 39 грузопассажирских и 28 служебно-вспомогательных судов. А с учётом Беломорско-Онежского и Шекснинского пароходств, которые тоже принимали участие в снабжении города имелось 498 самоходных и 1327 несамоходных судов, грузоподъёмностью свыше 615 тыс. т. Правда и зона действий включала не только Неву, Ладогу и часть Финского залива до Кронштадта, но и реки Свирь, Волхов со всеми их притоками, озеро Ильмень и часть Онежского.

Конечно, если использовать эти цифры, то Ленинград вроде и было чем снабжать. Но есть нюансы.

Буксир тянет баржу по Ладоге
Буксир тянет баржу по Ладоге

Вот их давайте и рассмотрим.

Самым важным, на мой взгляд, фактором, который как-то мало кто учитывает, является то, что Ленинград снабжали именно речным транспортом, а не озёрным. И никакого снабжения через Ладожское озеро не было от слова совсем. Я понимаю, что сейчас многие удивятся и скажут — какая разница? А разница большая. Ладожское озеро весьма велико по размерам, и ближе к морю, особенно с точки зрения судоходства. Для речных барж, даже самоходных, волнение в 3-4 балла уже смертельно, а для Ладоги осенью это нормальное состояние. Поэтому суда, которые доставляли в город грузы ещё с незапамятных времён, шли не через Ладогу, а по специально сооружённым каналам, попадая из Волхова сразу в Неву. Конечно, имелось и судоходство по Ладоге, но, как легко догадаться, это совсем другие масштабы. Причём, значительная часть судов, которые ходили по Ладоге были переданы военным.

Пункт второй — тоже важный. Речные суда в Ленинград разгружались непосредственно в городе, никаких промежуточных портов не было. На всём протяжении западной береговой линии была только небольшая пристань в Осиновце, способная принимать лишь небольшие суда. Весь же берег на том участке озера мелководный, я сам помню, как заходишь по озеру так, что берег уже далеко, а воды всё ещё по колено. Плюс много крупных камней. То есть для выгрузки судов нужно проводить большие работы. Слава богу, в 1929 году провели железную дорогу и построили станцию «Ладожское озеро» рядом с Осиновецким маяком, но пропускная способность её была ничтожна.

Вот эти два фактора надо обязательно учитывать, если вы хотите понять, как организовывали снабжение Ленинграда осень 1941 года.

Давайте к этому добавим реальные цифры.

До войны на Ладоге имелось 18 буксиров, 4 парохода и несколько барж. В августе все они были переданы Ладожской военной флотилии. Однако, потом военные вернули часть судов для организации снабжения города. В результате удалось набрать 5 озёрных и 72 речных буксира, 29 озёрных и до сотни речных барж. Но из пяти озёрных буксиров один был занят прокладыванием телефонного кабеля, а один уже 18 сентября выбросило штормом на берег. Буксиры могли тащить одну-две баржи, грузоподъёмностью до 300-350 тонн. Всего в перевозках тогда смогли задействовать 43 деревянные и 4 металлические сухогрузные, плюс 2 деревянные нефтеналивные баржи. Остальные ходить на озеро были неспособны.

В сентябре было начато строительство озёрных деревянных барж, но для этого было нужно время и до конца навигации что-то успеть шансов не было.

Использование неподготовленных судов в неподходящую погоду дало свои результаты. Доставленные к Осиновцу 11 сентября две баржи, пока ждали на рейде разгрузки, были потоплены штормом. 12 сентября в Осиновец прибыли две баржи с продовольствием — свыше 700 тонн зерна и муки. Шторм разбил обе баржи, но часть груза удалось спасти. За пять дней, с 14 по 18 сентября, в Осиновце штормом были разбиты 12 барж. 17 сентября в шторм затонула баржа с 300 эвакуированными жителями. 18 сентября на пути в Осиновец погибли ещё две баржи, которые везли муку, боеприпасы и два пулемётных батальона — 520 человек.

После несколько катастроф с баржами, людей перевозили только буксирами или военными кораблями
После несколько катастроф с баржами, людей перевозили только буксирами или военными кораблями

Как видите, без всякого воздействия немецкой авиации (а оно было) перевозки по озеру были крайне опасны. Путь баржи через озеро занимал 14-18 часов и их вполне можно приравнять к бою. Во всяком случае шансы не вернуться из рейса были такие же, как и в бою. Тем более, что немецкие самолёты, пусть и единичные, охотились за тихоходными судами и легко их топили. За время перевозок осенью 1941 года от действий авиации противника и во время штормов затонуло 5 пароходов и 46 барж.

К перевозкам в итоге привлекли весь наличный флот, даже канонерки тянули баржи. Но это была капля в море от того, в чём нуждался Ленинград.

Вид на порт Осиновец, видимо, 1942 год
Вид на порт Осиновец, видимо, 1942 год

Это про корабли, а теперь про порты.

Ещё до того, как немцы полностью блокировали город, 30 августа было распоряжение ГКО об организации подготовки разгрузки барж в районе железнодорожной станции Ладожское Озеро, с приёмом до 12 барж в сутки.

Для строительства было мобилизовано всё — местные жители, инженерные части с фронта, доставили земснаряды, краны и всё прочее. К концу сентября в бухтах Осиновец и Гольцмана построили по два причала, в бухте Морье соорудили дамбу. Пока строили причалы, использовали временные конструкции из затопленных барж.

Немецкая авиация реально мешала, был повреждён один земснаряд, были погибшие среди рабочих.

Надо понимать, что и на восточном берегу к столь массовым перевозкам готовы не были, там тоже пришлось вести работы, чтобы обеспечить погрузку. Неготовность портов на обоих берегах, вкупе с погодой приводили к тому, что на один рейс уходило 8-12 дней, вместо четырёх по плану.

Перегрузка грузов с баржи на узкоколейную железную дорогу на причале.
Перегрузка грузов с баржи на узкоколейную железную дорогу на причале.

Несмотря на все трудности в сентябре удалось доставить по озеру в Осиновец около 20 тыс. тонн грузов. Половина из них — продовольствие. Чтобы снабжать город и фронт нужно было доставлять около трёх тысяч тонн продовольствия в сутки. Но кроме продовольствия город и фронт нуждались в большом количестве других важных грузов, так что цифру надо удвоить.

А в октябре начались ещё более сильные шторма. В начале и конце месяца движение судов прекращалось на 10 дней из-за 8-бальных штормов.

Всего с 12 сентября и до конца навигации на западный берег Ладоги перевезли около 60 тыс. тонн различных грузов, в том числе 45 тыс. тонн продовольствия. Что интересно, оказалось, последние суда доставляли грузы уж после того, как заработала ледовая трасса. Это напоминает о том, что Ладога замерзает неравномерно. И о том, как рисковали люди — одни тем, что провалятся под лёд, другие — что будут скованы льдами.

Схема перевозок через Ладогу в 1941 г.
Схема перевозок через Ладогу в 1941 г.

Такова картина осень 1941 года на Ладоге. Не знаю, как у кого, но мне кажется, что, если ориентироваться только на реальную ситуацию: наличие портовой структуры, количество судов и их вместимость, то снабжать город вообще не было возможности. И если уж задаваться вопросом, то именно понять, как же через Ладогу сумели доставить такое количество грузов. Потому что в теории это невозможно. Но как-то смогли.

У нас, когда говорят про Дорогу жизни, как-то подразумевают именно ледовую трассу. Но мне кажется то, что совершили люди, сумевшие доставить продовольствие через Ладогу на утлых судёнышках — это небывалый подвиг. И уж точно не стоит, тем более, из уважения к памяти тех, кто погиб, спасая город, придумывать всякие глупости. Не хорошо это.

+1
2
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии