Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Вы не поверите, но тот самый МиГ-31 бороздит небесные просторы над матушкой Россией уже более 40 лет! Как вам такое…?
Но как так вышло, что МиГ-31 остаётся на службе спустя 40 лет, и самое главное — в чём он может посостязаться даже с современными машинами? Ответами на эти крайне любопытные вопросы мы как раз сейчас и займёмся, так что устраивайтесь поудобнее — мы начинаем!
Намерение разработать сверхвысотный и сверхскоростной истребитель в Советском Союзе назрело, едва в стране узнали, что в США созданы уникальные высотные самолёты-разведчики U-2. В итоге советское государство получило самое настоящее чудо самолётостроения — МиГ-25, имевший возможность достигать стратосферы, чем ВВС СССР буквально вытеснили американских разведчиков со своего неба. Но данная машина, несмотря на все свои положительные качества, всё-таки была самолётом поля боя, а для охраны воздушных границ требовалось нечто совсем другое.
Тогда, отталкиваясь от МиГ-25 как базовой модели, было принято решение разработать новую машину, которая совмещала бы в себе возможности истребителя поля боя и составную часть системы ПВО. По факту требовалось получить целостный авиакомплекс перехвата воздушных целей. Дело было предельно сложным, но правительственное постановление, датированное маем 1968 года, требовало этого, и Московский машзавод «Зенит» им. А. И. Микояна взялся за работу.
Первым делом следовало определиться, что хочет получить заказчик. А тот требовал расширить боевые возможности машины, внеся в неё все возможные перспективные элементы, в числе которых были системы управления, наведения, возможность вести дальний перехват целей, поддерживать связь со средствами поражения, расположенными на земле — и это лишь часть основного заказа. Собственно, от разработчика требовалось создание истребителя-перехватчика с принципиально новой концепцией использования.
Будущей машине присвоили заводской индекс АКП С-155МП, и конструкторская работа закипела. Для начала данный авиакомплекс решили оснастить мощным радаром. Уже устанавливаемые на боевых машинах локаторы для этой цели не подходили, поэтому специалисты обратили внимание на радар с фазированной антенной решёткой. До этого момента никто подобные конструкции на истребители не ставил, поэтому задача оказалась крайне непростой. Однако её удалось успешно решить.
Следующим этапом стало само вооружение самолёта. Исходя из предполагаемых возможностей будущей машины, её боекомплект решили ограничить четырьмя снарядами Р-33 с пределом поражения в 120 км.
Дополнительно истребитель мог снаряжаться двумя Р-40Т(Д) для средних дистанций боя или Р-60 (Р-60М) и Р-73 малой дальности. Р-33 устанавливались попарно под фюзеляжем, остальное вооружение подвешивалось на четырёх узлах под крыльями. Довершала оружейный набор автоматическая пушка ГШ-23-6 калибром 23 мм с 260 снарядами к ней.
Кроме того, нужно было создать оптимальную систему управления имеющимся набором оружия. Следовательно, была необходима аппаратура, способная выбрать из обнаруженных объектов самые опасные. Мало того, самолёт должен был одновременно наблюдать за не менее чем десятью целями и отбирать среди них наиболее приоритетные для поражения. При этом он должен был уметь просматривать горизонт на 200 км. Предполагалось одновременно использовать группу однотипных машин, каждая из которых осматривала бы свой участок территории.
Чтобы увеличить длительность полёта, в новом самолёте, относительно его предшественника, существенно уменьшили количество нержавеющей стали в планере, заменив её алюминиевыми сплавами и титаном. Кроме того, объём топлива, размещавшегося в 13 ёмкостях, довели аж до 17 330 л.
При необходимости на креплениях под крыльями могли поставить два бака по 2500 л. В дальнейшем для новых модификаций предусмотрели установку Г-образного выдвижного топливоприёмника.
В итоге получился истребитель-перехватчик ПВО МиГ-31, относящийся к 4-му поколению, способный развивать скорость до 3 000 км/ч. Показательно, что после изгнания из советского неба U-2 США некоторое время пытались изучать нашу территорию высокоскоростными самолётами-разведчиками SR-71. Однако с принятием на вооружение МиГ-31 американская сторона почему-то неожиданно перестала рисковать данными самолётами…
Дальнейшая служба показала, что эта машина крайне востребована. Со временем она дважды подвергалась модернизации и была доведена до версии МиГ-31БМ. В этом виде возможности самолёта существенно возрастали, и перехватчик имел возможность обнаруживать воздушного противника на расстоянии аж до 320 км. Также добавили возможность выполнения заданий в качестве воздушного контрольного пункта, способного командовать другими ударными средствами. Кроме того, он и сам получил возможность сбивать движущиеся на небольших высотах крылатые снаряды.
Но, как оказалось, и это не стало пределом. После появления в списке вооружений армии России гиперзвуковых боеприпасов «Кинжал» МиГ-31 получил дополнительную специализацию бомбардировщика. Теперь он может не только противостоять воздушному врагу, в том числе и новейшим его представителям типа истребителя пятого поколения F-35, но и работать по точечным наземным и подземным объектам.
В итоге получилось так, что созданный ещё в 1970-х годах самолёт не только не сошёл со сцены, как многие его собратья, но и обрёл дополнительные возможности. И теперь заслуженный ветеран бодро бороздит небо, заставляя при каждом взлёте нервно вздрагивать недругов России. Лайк легенде? Считаю, что он точно его заслуживает. Ставьте палец вверх, если считаете так же — и если вам понравилась моя сегодняшняя статья, конечно же.
Ваши ставки, господа: как думаете, как долго ещё проработает МиГ-31? Пишите своё мнение в комментариях.
Поделись видео: