Loading...
Электролёт Александра Лодыгина на 150 лет опередил своё время. Почему его строительство так и не состоялось - Подоляка

Электролёт Александра Лодыгина на 150 лет опередил своё время. Почему его строительство так и не состоялось

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
1
+1
5
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

С чем у вас ассоциируется фамилия Лодыгин? Возможно, с лампочкой накаливания, из-за которой потом были все эти споры с Эдисоном, кто же всё-таки первый «зажёг». Александр Николаевич Лодыгин — один из пионеров электрического освещения, русский гений.

Лодыгин мечтал не только освещать электричеством улицы и дома, но и поднять человека в воздух. Причём не абы как, на каком-нибудь неповоротливом дирижабле, а на электрическом вертолёте еще в 1870-х годах.

Электролёт Александра Лодыгина на 150 лет опередил своё время. Почему его строительство так и не состоялось

Александр Николаевич Лодыгин (1847–1923) – личность выдающаяся. Дворянин, офицер, но главное – изобретатель от Бога.

Конечно, славу ему принесла угольная лампа накаливания (патент 1874 года). Он первым догадался откачивать из колбы воздух, чтобы нить не перегорала. Потом были и другие усовершенствования, например, вольфрамовая нить. Эту идею «позаимствовал» у Лодыгина Томас Эдисон и производство на поток.

Лодыгин не был человеком одной идеи. Он работал во всех направлениях: придумал оригинальный водолазный аппарат с автономной подачей кислорода (ещё одна опередившее время изобретение), разрабатывал электрические печи для плавки металлов, аккумуляторы и даже проекты электромобилей у него были.

Что из себя представлял электролёт Александра Лодыгина

В 1868-1871 годах, ещё до изобретения своей лампочки, молодой Лодыгин загорелся идеей летательного аппарата — «электролёта». Что же он собой представлял, судя по сохранившимся описаниям и эскизам.

Схема электролета А. Лодыгина

Это должен был быть 500 пудовый (около 8 тонн) металлический в форме цилиндра аппарат, способный подниматься вертикально. Главную работу выполнял огромный несущий винт сверху, который, вращаясь, должен был тянуть всю махину вверх. А для маневрирования, поворотов – ещё один винт, поменьше, рулевой.

Сердцем аппарата должен был стать электродвигатель мощностью аж в 300 лошадиных сил. Это колоссальная мощность для электромоторов того времени.

Откуда брать столько электричества в воздухе для питания электродвигателя? Аккумуляторы? Увы, тогдашние батареи были чудовищно тяжёлыми и слабыми. Лодыгин придумал остроумный, но не самый практичный для свободного полёта выход: питание должно было подаваться по проводам с земли. Конечно, провода сильно ограничивали возможности, но сама идея вертикального взлёта на электричестве – это было нечто.

Почему вертикальный взлёт? А это решение проблемы, которая только-только намечалась. Для самолётов, которые тогда тоже были лишь в проектах или экспериментах, нужны были ровные площадки для разбега – аэродромы. А где их взять? Лодыгин же своей идеей аппарата вертикального взлёта и посадки эту проблему элегантно обходил. Его «Электролёт» мог бы стартовать, теоретически, с любой небольшой полянки.

Почему «Электролёт» остался на бумаге

-3

Проект электролёта столкнулся с несовершенством технологий того времени.

  1. Источник питания: Это была главная проблема. Как мы уже говорили, аккумуляторы – тяжёлые и слабые. Тащить за собой тонны батарей, чтобы поднять 8-тонную махину Нереально. Питание по проводам с земли? Остроумно, но годится разве что для стационарного подъёма на небольшую высоту. О свободном полёте или перевозках речи идти не могло. Провод будет мешать, ограничивать дальность, высоту, манёвренность. Да и сами генераторы на земле тоже были громоздкими и не особо мощными.
  2. Материалы и вес: 8 тонн расчётного веса. Это очень много. Требовались лёгкие и прочные материалы, которых тогда просто не существовало в нужном качестве и количестве. Металлургия ещё не особо была готова к таким задачам.
  3. Управление и устойчивость: Как управлять этой махиной в воздухе? Как обеспечить её устойчивость при ветре? Аэродинамика как наука только зарождалась. Теории винта, теории управления летательными аппаратами тяжелее воздуха – всё это было ещё в пелёнках. Лодыгин был гением, но он не мог в одиночку решить все эти сложнейшие инженерные задачи.

В общем, идея опередила своё время лет на 150, а технологии просто не поспевали. Такая судьба многих прорывных идей – они ждут своего часа, пока техника не дорастёт.

Не найдя поддержки своему проекту в России, изобретатель решил попытать счастья за границей. Шла Франко-прусская война (1870–1871). И Лодыгин предложил свой «Электролёт» французскому военному ведомству.

Зачем? Ну, цели были вполне прагматичные: разведка позиций противника, а возможно, даже и бомбометание (хотя об этом источники говорят уклончиво).

-4

Французы, находясь в отчаянном положении, заинтересовались. Специальная комиссия рассмотрела и одобрила проект. Было выделено финансирование – 50 000 франков золотом. И Лодыгин отправился во Францию с чертежами… Только по дороге чемодан с чертежами украли.

Однако Лодыгин, обладая феноменальной памятью, все же сумел восстановить чертежи по памяти уже в Париже. Но время шло, война близилась к концу, причём к печальному для Франции. Париж был осаждён. Лодыгина, как иностранца с непонятным проектом, даже арестовали по подозрению в шпионаже. Правда, быстро разобрались и отпустили. Но вскоре Франция капитулировала, и проект «Электролёта» окончательно похоронили. Деньги так и не были получены полностью, работа остановилась.

-5

«Электролёт» так и не взлетел, оставшись лишь на бумаге и в мечтах изобретателя. Можно ли считать его проект провалом? Думаю, нет:

  • Во-первых, это был, по всей видимости, первый в мире детально проработанный проект летательного аппарата вертикального взлёта с электрическим приводом. Задолго до Сикорского с его вертолётами (которые были с ДВС), задолго до современных электрических мультикоптеров. Лодыгин был абсолютным пионером в этой нише.
  • Во-вторых, сама идея объединить электричество и авиацию, да ещё и с вертикальным стартом – это был очень смелый и дальновидный шаг. Он показал направление мысли, которое стало актуальным лишь спустя десятилетия.
  • В-третьих, есть интересная версия, что именно работа над системой освещения для кабины «Электролёта» (чтобы пилот мог видеть приборы ночью) подтолкнула Лодыгина к его главному изобретению – лампе накаливания. А если это так, то «Электролёт», пусть и не взлетев, косвенно подарил электрическое освещение.

Конечно, были и другие пионеры авиации в России – тот же Можайский со своим паровым самолётом. Но подход Лодыгина был уникален: не самолёт, а вертолёт; не пар, а электричество.

Сейчас квадрокоптеры, дроны всех мастей, доставка пиццы по воздуху, проекты электрических аэротакси с вертикальным взлётом – всё это уже не фантастика, а реальность или самое ближайшее будущее.

В основе всего этого лежат те же идеи, которые когда-то осенили Александра Николаевича Лодыгина: электричество как источник энергии для полёта и вертикальный взлёт/посадка для удобства и универсальности. Его мечта об электрическом полёте, пусть и в совершенно ином технологическом исполнении, сегодня воплощается в жизнь.

+1
1
+1
5
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии