Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Авиастроительством в СССР занимались только специалисты высшего класса, и почему именно эта отрасль выделялась из общей экономики страны понятно.
Большая часть продукции проектировалась для военных в период, когда страна находилась в постоянном конфликте с капиталистическими государствами.
На тот период только США были для СССР главными конкурентами по проектированию и запуску в серийную сборку самолетов, которые бы могли обеспечить надежную защиту границ Советского Союза.
Модели самолетов, принятые в серийное производство, до сих пор известны всему миру, но были и такие проекты, которые по разным причинам пришлось заморозить или сдать в архив.
А-57
Итальянец по происхождению, авиаконструктор Бартини считался одним из лучших советских инженеров, посвятивших свою жизнь проектированию военной авиатехники.
Один из его проектов, летающая лодка-бомбардировщик, под кодовым названием А-57 еще одно доказательство как неординарно мыслил инженер-ученый.
Идея совместить технические характеристики самолета с амфибией, уже само по себе является уникальным случаем инженерного решения.
Если уже точно характеризировать технические особенности самолета, то бомбардировщик представлял собой носитель РРС, которым можно было управлять.
Еще одной особенностью модели стала возможность выполнять взлет, как с твердого грунта, так и с любого другого покрытия, включая воду.
Конструкторы предусмотрели возможность использовать самолет как носитель ядерной бомбы весом в 3000 кг, которую можно было закрепить на специальных крепежах.
Дозаправка топливом, больная для самолетов тема, тоже была решена. Чтобы пополнить баки горючим самолет садился в условленном водном квадрате, дозаправлялся и мог дальше выполнять боевые задачи по охране границы со стороны морей и океанов.
И все же, проект был не принят государственной комиссией, даже после того как в дело вмешался сам Королев.
По поводу отклонения проекта было мнение, что в дело вмешался сам Хрущев, который считал, что самолеты такого типа не смогут обеспечить надежную безопасность страны.
По его мнению, решающим будет вооружение в виде баллистических ракет с ядерными боеголовками, поэтому затраты на развитие других типов самолетов будут пустой тратой денег.
Экип
Экранолет дисковидного типа разрабатывался под руководством талантливейшего инженера Льва Щукина, который давно вынашивал идею создания самолета, которому не требовались для посадки и взлета аэродромы.
Официально над проектом начали работать в начале 80-х годов, хотя все знали, что Щукин и ранее предлагал подключить к разработке команду инженеров, которых он сам лично подбирал.
Одной из важных моментов в разработке была экологическая сторона, в которой вместо обычного топлива для двигателей предполагалось использовать водород.
Были предложены варианты добычи водорода не совсем обычным путем, где предполагалось использовать испорченные продукты, вернее процесс их гниения.
При перегнивании продукты выделяют некое количество водорода, который можно собрать и после повторной перегонки использовать как топливо.
Идея была не новая и рабочая, поэтому просто так отклонить возможность использовать в качестве топлива не авиационный керосин, а экологически чистый прототип была не только новой, но и своевременной.
Для так называемой «летающей тарелки» не требовались аэродромы и дополнительные службы, обеспечивающие их работу.
Кроме пассажиров на борту самолета предполагалось разместить грузовой отсек для багажа, и что важно, равномерное распределение усиливало динамическую устойчивость летательного аппарата и во время полета и при взлете-посадке.
Воздушная подушка заменяла сложную конструкцию шасси и позволяла садиться на любую, более-менее ровную поверхность.
Грядущие перемены в стране, позже ставшие причиной развала СССР, сказались на сбоях в проектировании, работы над которым проводились в Саратовском авиационном заводе.
Было решено временно приостановить разработки по причине отсутствия финансирования. Более того, американцы предложили свою помощь, и даже была договоренность относительно возобновления работ по проектированию позже, когда ситуация в стране стабилизируется.
Дальнейшие события привели к тому, что проект был сдан в архив, а команда инженеров, работающая над ним, распущена.
ВВА-14
После того как проект А-57 был признан несвоевременным, инженер-конструктор Бартини решил вместо обычного самолета создать целый комплекс противолодочной защиты.
Инженер пытался доказать, насколько целесообразно вместо нескольких самолетов можно было использовать всего одну боевую единицу, которая бы одновременно выполняла поставленные боевые задачи.
Поисково-прицельная система, обеспечивала своевременное обнаружение лодок противника на дальнем расстоянии, что было крайне важно в период обострения отношений между СССР и блоком НАТО, которое возглавляло США.
ВВА-14, или «Буревестник», в отличие от большинства самолетов такого же типа, мог находиться на боевом дежурстве практически постоянно, так как единственное что требовалось для противолодочного комплекса, это наличие водных баз для дозаправки.
В задачу по боевому дежурству входило не только обнаружение лодок противника на расстоянии не менее полутора тысяч километров от границы СССР, но и уничтожение их на дальних подступах, что исключало возможность внезапного нанесения удара по территории страны со стороны моря.
Вертикальные взлет и посадка, а также возможность садиться и дрейфовать в условиях штормовой погоды делали самолет незаменимым в использовании как основного комплекса по обнаружению вражеских лодок.
Все работы по сборке самолета происходили на Таганрогским авиационном заводе, где с целью засекретить разработку, испытательный образец был замаскирован под обычный гражданскую модель.
После завершения испытаний в 1972 году Государственная комиссия после долгих раздумий вынесла решение, что самолеты такого типа уже имеются на вооружении ВВС и новый проект будет лишним.
Проект был заморожен, хотя сам самолет был приписан к одной из воинских частей и долгий период выполнял боевое патрулирование, что лишний раз доказывает потребность в такой технике.
Причиной закрытия проекта, на самом деле, стало отсутствие дополнительного финансирования, которое требовалось для изготовления самой современной для того времени аппаратуры ПВО, без которой ВВА-14 был не целесообразен в использовании.