Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Сегодня мы решили отойти от привычной нам тематики и рассказать немного о единственной станции Московского метрополитена с названием «Римская», в которой есть фонтан, а точнее про несколько её скульптурных композиций, вызывающих противоречивые чувства, на которые мы не обращали никакого внимания до определённого момента.
Этим летом, во время путешествия по стране, мы снова заезжали в Столицу, где нас гостеприимно встретили наши коллеги по хобби, проживавшие недалеко от этой станции. Ну и само-собой пользовались мы ей регулярно.
В один момент мы с коллегами снова собрались куда-то поехать и тут наш взгляд зацепился за довольно необычную майоликовую скульптуру с каким-то животным, кормящим человеческих детей. Выглядело это крайне странно и мы решили поискать в интернете что там вообще такое было изображено, после чего решили задержаться на станции, ведь эта скульптура оказалась не одна и с довольно любопытной историей.
Как известно, Московское метро является настоящей кладезью уникальных, красивейших, интересных и нестандартных станций. Хотя есть и наоборот такие станции, которые вызывают некое недоумение.
Кроме того, есть всего несколько станций, в строительстве которых принимали участие иностранные архитекторы, а таких, где есть ещё и действующий фонтан и вовсе всего одна, и эта станция называется «Римская», расположенная на светло-зелёно Люблинско-Дмитровской линии на глубине 54 метра, открывшаяся 28 декабря 1995 г. Это как раз такая станция, которая вызывает недоумение, а кто-то и вовсе считает её крайне некрасивой.
В оформлении этой станции принимали участие Итальянские специалисты, оставившие совершенно нетипичный след в истории Московского метрополитена, но как вообще вышло, что иностранцы приняли участие в строительстве станции и почему её назвали «Римская»?
Ещё во времена СССР при планировании этой станции, ей хотели дать название в честь расположенного рядом завода «Серп и Молот», но с распадом Союза от этого названия отказались и решили назвать будущую станцию «Рогожская застава». Тем не менее и это название не прижилось, потому что в знак тёплых отношений между Россией и Италией, в Москве было решено открыть станцию «Римская». Правда в Италии в ответ станцию «Москва»так и не открыли, да и скорее всего уже никогда не откроют.
Проект будущей станции разработали русские архитекторы Лев Попов и Наталья Расстегняева, а также итальянские архитекторы Джампаоло Имбриги и Андреа Куатрокки, а за художественное оформление станции отвечал скульптор-нонконформист, живописец, график и книжный иллюстратор Леонид Львович Берлин, признанный в 2000 г. Заслуженным художником Российской Федерации.
Родился Л. И. Берлин в Москве 13 ноября 1925 г. и когда он был маленьким, его интерес к искусству заметил сосед по коммунальной квартире Михаил Наумович Райхинштейн, работавший хранителем скульптур в Третьяковской галерее, который помог записать юного мальчишку в кружок рисования Дома пионеров. Так начался путь будущего заслуженного художника.
С 1943 по 1949 гг. Берлин учился на скульптурном факультете Художественного института им. В. И. Сурикова, а уже в 1950 г. по рекомендации своего руководителя диплома Н. В. Томского, он был принят в члены Союза художников СССР.
В 1954 г. он сделал иллюстрации к сборнику стихов турецкого поэта Назыма Хикмета, за которые в 1958 г. получил Серебряную медаль Международной выставки книжной графики в ГДР.
В феврале 1974 г. Берлин должен был принять участие в творческом вечере, где хотел впервые выставить на показ свои сварные композиции, но вечер был запрещён и скульптуры уничтожены. Тем не менее, через суд Берлин смог добиться компенсации в 1800 советских рублей на восстановление своих работ.
За время своей деятельности Берлин принимал участие в качестве скульптора-декоратора в фильмах «Оптимистическая трагедия», «Андрей Рублёв» и «Сказание о Рустаме», провёл шесть персональных выставок и принял участие более чем в пятидесяти коллективных выставок, принял участие в оформлении четырёх станций Московского метрополитена «Орехово», «Красногвардейская», «Битцевский парк» и «Римская».
Произведения Берлина можно встретить в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Московском музее современного искусства, Русском музее, Международном музее скульптуры под открытым небом в Сеуле и Музее Зиммерли в США, а свою последнюю выставку он провёл в 1999 г. в Московском государственном музее Вадима Сидура.
А за оформление станции «Римская» Берлин в 1997 г. получил звание Лауреата Премии Москвы в области литературы и искусства, а диплом ему вручал лично тогдашний мэр Москвы Ю. М. Лужков. Скончался Л. Л. Берлин в 2001 г. в возрасте 75 лет.
По замыслу архитекторов станция оформлена в итальянском стиле. Пол станции выложен диагональными разноцветными гранитными полосами, а ещё на этой станции в центральном зале нет указателей.
Колонны со скруглёнными углами и стены станции отделаны мрамором светлых оттенков. Светильники в сводах центрального зала устроены в овальных нишах.
А на боковых платформах круглые светильники устроены в декоративном пластиковом фальш-потолке.
Но самое любопытное на этой станции — это её крайне необычные скульптуры, посвящённые образам и легендам древнего Рима. И начнём мы с той, которая и зацепила изначально наши взгляды своей противоречивостью.
Сразу после спуска по эскалатору, над головой расположена майоликовая скульптура «Капитолийская волчица», которая кормит двух младенцев — близнецов из легенды о братьях Реме и Ромуле, основавших Рим.
По контуру на латыни написано “Urbs aeterna. Romullus Martis filus urbem Romam condit”, что переводится как «Вечный город. Ромул, сын Марса, основал Рим».
Так выглядел эскиз Л. И. Берлина этой майоликовой скульптуры, нарисованный им в 1992 г.
А вдохновлялся он одним из самых известных произведений мирового искусства — реально существующей скульптурой, стоящей в Капитолийском музее в Риме и раскрывающей легенду об основании Рима братьями Ремом и Ромулом. Эта 75-сантиметровая бронзовая скульптура считается главным символом Вечного города, а её копия установлена площади перед дворцом Сенатори у римской мэрии.
Ранее считалось, что скульптуру отлил во второй половине V века этрусский мастер Вулка из Вейи, но при её реставрации в 1997 г. оказалось, что статуэтка отлита по технологии, которой не владели ни этруски, ни римляне, ни древние греки, а появилась она только в эпоху Каролингов на рубеже VIII-IX веков. К слову, первое упоминание «Капитолийской волчицы» встречается как раз в письменных источниках IX века.
С середины XV века скульптура находилась в Палаццо деи Консерватори (Дворец консерваторов) у той же площади, а скульптуры близнецов Ромула и Рема под статуей были изваяны флорентийским мастером Антонио дель Поллайоло в конце XV века.
А причём здесь вообще эта волчица вы узнаете ниже.
В конце центрального зала расположена ещё одна майоликовая скульптурная группа с единственным в Московском метрополитене фонтаном.
Здесь, на разломленной коринфской колонне сидят те самые, но уже подросшие братья-близнецы Рем (слева) и Ромул (справа).
Композиция отделана чёрным гранитом габбро и дорогим каррарским мрамором, который добывают в Итальянских Альпах.
А так выглядела эта композиция изначально на эскизе Берлина. Разница конечно существенная.
Позади скульптурной группы по стене стекает в виде водопадика небольшой фонтан, который правда освещён так, что воду почти не видно.
Если не подойти совсем в упор.
К слову, копии статуй Ромула и Рема можно встретить в известном особняке Полежаевых-Зубовых на Таганке.
Над переходом на станцию «Площадь Ильича» расположена ещё одна майоликовая скульптура «Мадонна, кормящая младенца» в утопленном овале.
А на канте овала на латыни написана молитва Пресвятой Богородице, звучащая по русски как «Святая Мария Богородица, молись за нас грешных ныне и в час смерти нашей. Аминь».
Над переходом на станцию «Площадь Ильича» есть ещё одна майоликовая скульптура с двумя ангелами и это снова братья Ромул и Рем.
И в этой скульптуре таится целая древнеримская мифология.
По легенде правителя города Альба-Лонга Нумитора на территории нынешней Италии, который основал еще до нашей эры Асканий — сын троянского героя Энея, сверг его собственный брат Амулий, а его дочь Рею Сильвию отдал в служительницы Весты, которым было запрещено иметь мужей. Но она приглянулась богу войны Марсу, от которого она родила двух близнецов Ромула и Рема.
Амулий же после родов приказал казнить. Саму её по разным версиям казнили или же спас бог Тиберин и сделал своей женой.
А вот Рема и Ромула Амулий приказал своему рабу бросить в реку, но он пожалел детей и просто оставил их в корзине на мелководье, где их нашла и выкормила волчица, а потом их обнаружил местный пастух Фаустул и они с женой Аккой Лакрецией взяли их к себе на воспитание.
Братья выросли крепкими, сильными и красивыми. С детства дружили с ровесниками и проявляли лидерские качества, сражаясь с разбойниками. В одной из таких драк Рем попал в плен к свергнутому Нумитора, который зачем-то отправил его Амулию. Тот в свою очередь отправил его обратно и приказал Нумитору казнить Рема, который узнав как родился Рем, узнал в нём своего внука. Он дал ему свой воинский отряд, а его брат Ромул собрал беглых рабов, разбойников и пастухов, после чего они отправились на штурм Альба-Лонги, взяв город и свергнув Амулия и вернув трон Нумитору.
Потом братья отправились на место, где их вскормила волчица, чтобы основать свой город, но поссорились из за названия и места строительства, а также не решив кто будет им править. В итоге в ходе драки Ромул убил Рема, а также погиб их их приёмный отец Фаустул со своим братом Плистином.
Осознав содеянное, Ромул раскаялся и хотел бросить идею строительства города, но его приёмная мать убедила его продолжить. Так Ромул основал город, который назвал Roma, что по нашему Рим.
Вот такая история.
А со стороны перехода со станции «Площадь Ильича» на станцию «Римская» находится скульптура «Уста Истины».
По краям окантовки на латинском языке также имеется надпись, в переводе на русский означающая «Излишняя предосторожность никогда не повредит обществу».
Плита с названием «Уста Истины» была изготовлена в I веке нашей эры и имеет вес 1300 кг, а с XVII века расположена в нартексе церкви Санта-Мария-ин-Козмедин в Риме.
По мифологической версии, в Средние века изображение маски Тритона использовались для проверки на ложь. Якобы если положить ей в рот руку и солгать, то маска откусит её. Более широкую известность в мире этот миф получил после выхода романтической комедии «Римские каникулы» режиссёра Уильяма Уайлера в 1953 г.
По реальным же версиям этот диск применялся в качестве укрытия водостока в соседнем с церковью Храме Геркулеса. По другой версии торговцы скотом использовали его для слива крови животных, принесённых в жертву Геркулесу. Также есть версия, что она была частью фонтана или люком древнеримской канализации.
Вот такие скульптуры на этой станции. Не сказать, что они красивые, но какие-то непонятные чувства они всё таки вызывают.
А на этом всё.
Поделись видео: