Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
В новом плане расходов на оборону администрации Трампа, который только начинает появляться, произошел мощный сдвиг. Речь идёт о сложном положении ВВС США в области систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ — AEW&C). Количество самолетов E-3 Sentry сокращается, и они стареют, становясь всё более сложными и дорогими в обслуживании.
Ранее предполагалось, что на смену Е-3 придёт находящийся в производстве E-7 Wedgetail. Он создан на базе Boeing 737 и находится на вооружении ВВС ряда союзников США.
Это планировалась как временная мера – Е-7 должен был заполнить разрыв между снятием с вооружения E-3 и передачей задач ДРЛО системам радиотехнической и радиоразведки космического базирования. Теперь, если администрация Трампа добьётся своего, роль «временной затычки» перейдёт от E-7 к E-2D Hawkeye. Эта машина в настоящее время эксплуатируется ВМС США в качестве палубного самолёта ДРЛО.
В 2023-м году ВВС США объявили о своем намерении приобрести E-7 (до 26-ти единиц) для замены части парка E-3. Планы предусматривали закупку пары предсерийных образцов, запуск в производство в 2025-м году и достижение начальной эксплуатационной готовности в 2027-м. Позже ВВС планировали начать производство Е-7 ко второму кварталу 2026-го финансового года, а теперь начало лётных испытаний опытного образца перенесено на май 2027-го года.
Решение отказаться от E-7 и использовать E-2D, который уже есть у Пентагона, вызывает много вопросов. Например, сколько таких самолетов в конечном итоге будет у ВВС США? По состоянию на 2024-й год флот E-3 составлял всего 16 самолетов.
К преимуществам Е-2 относят его размерность — он гораздо меньше, чем Sentry и Wedgetail. Численность его экипажа составляет всего пять человек. Это облегчает комплектацию экипажей, но и ограничивает возможности выполнения сложных операций и задач, выходящих за рамки стандартных для миссий AEW&C.
E-2 также имеет меньшую дальность полета и намного медленнее, чем E-3 и E-7. Это означает большее время выхода на позицию барражирования, что потребует увеличения парка. Кроме того, самолет не слишком легко вписывается в операции перехвата, которые в настоящее время отработаны в ВВС. Потолок Е-2 меньше, чем у Е-3 и Е-7. Это уменьшает дальность прямой видимости, а в ряде случаев – и точность определения положения целей.
Есть проблема с дозаправкой в воздухе. Флот используем систему «шланг- конус», а ВВС – систему «штанга-гнездо». Танкер KC-46 имеет обе системы, а вот старый KC-135R (их в ВВС ещё много) – не всегда. «Односистемные» машины дорабатывают, вешая шланг на штангу, но операторы дозаправки и лётчики заправляемых самолётов от этого «гибрида» не в восторге. Скорость и высота дозаправки Е-2 меньше, чем у Е-3 и Е-7. Всё это не критично, но повлияет на планирование и гибкость операций, требующих пополнения запаса топлива в полёте.
Преимуществами решения о замене Е-7 на Е-2 называют унификацию по самолётам ДРЛО между флотом и ВВС. Это должно помочь снизить суммарные расходы обеих служб. Кроме того, это пойдёт на пользу будущей эволюции E-2D, поскольку в программу будет вливаться больше денег.
E-2 могут хорошо вписаться в доктрину Agile Combat Employment (ACE) (https://t.me/milinfolive/142720)ВВС США, которая предполагает рассредоточение по удаленным площадкам. Наличие ТВД, и прочное шасси (посадки на палубу выполняются без выравнивания) позволят Е-2 базироваться на короткие и «ухабистые» ВПП. Малая скорость полёта позволит ему дозаправляться от тихоходных танкеров на базе С-130.
Замена Е-7 на Е-2 должна пройти одобрение Конгресса, в котором есть сторонники обоих решений (причём не всегда по «военным» соображениям – речь ведь идёт о перетекании денег от Boeing к Lockheed, а у обеих компаний есть свои лоббисты). Представляется, что если победу одержит Hawkeye, то как бы администрации Трампа не пришлось потом повторять фразу из сказки Пушкина: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»…
Алексей Захаров,
авиаэксперт
Поделись видео: