Loading...
Дроны Страны Советов. Пять военных беспилотников, созданных в СССР - новости Подоляка

Дроны Страны Советов. Пять военных беспилотников, созданных в СССР

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
1
+1
9
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0

 

Без беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различных видов уже невозможно представить современные боевые действия: от миниатюрных FPV-дронов до высотных стратегических разведчиков. Может показаться, что БПЛА стали использоваться военными в последние лет 25, то есть примерно с начала нулевых, однако это не так.

В этой статье я кратко расскажу вам о пяти беспилотных летательных аппаратах, которые были созданы в СССР. Большая часть из них производилась серийно и не один год состояла на вооружении.

Ту-123 «Ястреб» (ДБР-1)

Первый советский стратегический БПЛА Ту-123 «Ястреб», также известный под обозначением ДБР-1 (дальний беспилотный разведчик), создан в первой половине 1960-х на основе стратегической крылатой ракеты (самолета-снаряда) Ту-121. От нее, как и от более известной «Бури», отказались из-за принятия на вооружение более эффективных баллистических ракет, но наработки пригодились для других проектов.

 Ту-123 «Ястреб» на пусковой установке, буксируемой тягачом МАЗ-535

Ту-123 совершил первый полет в 1961-м, а в 1964-м комплекс приняли на вооружение. Разведчик стартовал с мобильной пусковой установки СТ-30, которую транспортировал тягач МАЗ-537. Старт осуществлялся при помощи твердотопливных ускорителей.

 Ту-123 «Ястреб» на Ходынском поле. Источник фото: https://airwar.ru

Основная часть полета проходила на высоте в 22,8 км и скорости до 2700 км/ч, а на финальном участке аппарат снижался до 19 км, практическая дальность составляла до 3680 км. Да, с такими параметрами «Ястреб» был не самой простой целью для ПВО. И радиус очень приличный.

Для разведки объектов противника применялись фотоаппараты и станция радиотехнической разведки. По маршруту Ту-123 шел в автоматическом режиме согласно заранее введенному заданию, а на финальном участке ориентировался на приводную радиостанцию.

В движение Ту-123 приводил короткоресурсный турбореактивный двигатель КР-15-300 с форсажной тягой в 10000 кгс. Его ресурс составлял 50 часов, что неудивительно, поскольку изначально он создавался под крылатую ракету, которая по определению является одноразовой.

Ту-123 «Ястреб». Источник фото: https://airwar.ru

Впрочем, и наш БПЛА тоже был таковым, но не полностью. На борту имелся отсек с разведывательной, навигационной и другой аппаратурой. После возвращения с задачи аппарат выходил в заданную точку, после чего раскрывался тормозной парашют. Отсек с аппаратурой после этого отстреливался и приземлялся на парашюте. Для более мягкой посадки после отделения выпускались четыре опоры, на которые осуществлялось приземление. Остальная же часть беспилотника спасению не подлежала.

Отмечу, что разрабатывалась и полностью многоразовая версия под индексом Ту-139. Были построены несколько опытных образцов, но развития этот БПЛА не получил.

 Ту-123 «Ястреб» на пусковой установке, буксируемой тягачом МАЗ-535. Источник фото: https://airwar.ru

Всего с 1964 по 1972 год собрали 52 Ту-123, которые находились на вооружении в приграничных округах до 1979 года. Постепенно «Ястребы» стали снимать с эксплуатации по мере поступления в ВВС разведывательных модификаций МиГ-25. О случаях боевого применения Ту-123 ничего неизвестно.

Интересно, что МиГ-25 в каком-то смысле были родственниками «Ястребов», а роднила их силовая установка: двигатели Р15Б-300 являлись вариантом КР-15-300 с увеличенным ресурсом.

МиГ-25РБ. Источник фото: https://airwar.ru

Ту-141 «Стриж» (ВР-2)

Если Ту-123 создавался для стратегической разведки на глубину в пару тысяч километров, то более поздний Ту-141 проектировался для оперативно-тактического уровня, то есть для работы на глубину в несколько сотен километров.

Ту-141 на пусковой установке. Источник фото: https://airwar.ru

По сравнению с «Ястребом», «Стриж» был вдвое меньше, в шесть раз легче, имел практический потолок в 6000 метров и разгонялся только для трансзвуковой скорости, то есть порядка 1000 км/ч. Силовая установка состояла из двигателя КР-17А со статической тягой в 2000 кгс. Максимальная дальность полета достигала порядка 1000 км. Старт осуществлялся с буксируемой пусковой установки при помощи твердотопливного ускорителя.

Старт Ту-141 при помощи твердотопливного ускорителя. Источник фото: https://airwar.ru

Во время проработки проекта рассматривалась идея кратковременного перехода на сверхзвук для преодоления ПВО, но для этого пришлось бы существенно усложнять конструкцию, что повлекло бы за собой и серьезный рост массы. В итоге решили, что дополнительные 200-300 км/ч скорости не дают таких решительных преимуществ, ради которых стоит усложнять конструкцию.

В отличие от «старшего брата», «Стриж» являлся многоразовым аппаратом. После выполнения задачи он опускался на парашюте, а посадку смягчали твердотопливные тормозные устройства.

 Ту-141 на пусковой установке. Источник фото: https://airwar.ru

Первый полет Ту-141 совершил в 1974-м, а на вооружение комплекс приняли в 1979-м. Всего до 1989 года на Харьковском авиазаводе выпущено 152 беспилотника. Комплексы базировались в частях на западной границе СССР.

В России «Стрижи» сняты с вооружения в 1990-е. Судя по всему, остававшиеся в наличии БПЛА использовали в качестве мишеней для тренировки расчетов ПВО.

Ту-143 «Рейс» (ВР-3)

Ту-143 можно условно назвать уменьшенной версией Ту-141. При этом разрабатывались комплексы одновременно и «Рейс» впервые полетел на три года раньше – в декабре 1970-го. На вооружение комплекс был принят в 1976-м и производился серийно до 1989 года. Всего выпущено 950 единиц.

Ту-143 «Рейс» (ВР-3)

Практическая дальность действия «Рейса» составляла до 180 км, при этом разведка велась на скорости порядка 950 км/ч на высоте не более километра.

На Ту-143 могли устанавливаться как фотоаппараты, так и телекамера для передачи картинки в режиме реального времени. Кроме того, предусматривалась и установка станции радиационной разведки.

Пуск беспилотника осуществлялся с самоходной пусковой установки на базе автомобиля БАЗ-135МБ. Также на его шасси создали и транспортно-заряжающую машину.

Как и более крупный «Стриж», «Рейс» был многоразовым комплексом. Посадка осуществлялась на парашюте с применением тормозных твердотопливных двигателей.

Помимо Советской армии, «Рейсы» служили также в Чехословакии, Болгарии, Румынии, Ираке, Сирии и Болгарии. В России в последние десятилетия исправные Ту-143 использовались преимущественно в качестве мишеней для тренировок ПВО.

СПУ в транспортном положении. Источник фото: https://airwar.ru

Также стоит отметить, что существовал еще модернизированный комплекс Ту-243 «Рейс-Д» с обновленным двигателем, новым бортовым оборудованием и усовершенствованными наземными средствами (СПУ, ТЗМ и т.д.). Первый полет Ту-243 совершил в 1987 году. Насколько можно судить по открытым источникам, комплекс остался в единичных экземплярах.

СПУ Ту-243 и сам БПЛА. Источник фото: https://airwar.ru

Ла-17Р (ТБР-1)

Если прошлые комплексы на закате своей карьеры переквалифицировались в мишени для ПВО, то разведывательный БПЛА Ла-17Р, наоборот, был создан путем модификации беспилотника-мишени Ла-17М.

В носовой части аппарата разместили отсек с аппаратурой, в котором можно было разместить фотоаппараты, телекамеру или аппаратуру радиационной разведки.

Источник: https://airwar.ru

Существовало две версии: Ла-17Р с двигателем РД-9БР и Ла-17РМ с Р-11К-30. Максимальная скорость у обеих модификаций составляла 900 км\ч, практическая дальность до 260 (Ла-17Р) и 400 км (Ла-17РМ).

Старт осуществлялся с буксируемой пусковой установки СУТР-1 на базе лафета зенитного орудия (Ла-17Р) или СПУ САТР-1 на шасси автомобиля ЗиЛ-134К. При посадке Ла-17Р просто планировал в заданном районе и повторному использованию не подлежал. Модернизированная версия же получила парашютную систему, правда посадка все равно была жесткой и приземлялся разведчик на гондолу двигателя.

Ла-17РМ на СПУ САТР-1. Источник: https://airwar.ru

Ла-17Р и Ла-17РМ эксплуатировались до 1980-х, когда на смену им пришли более совершенные «Стрижи» и «Рейсы». О каком-либо боевом применении информации нет. При этом некоторое число комплексов поставили в Сирию под обозначением УР-1, но применялись ли они там по прямому назначению, доподлинно неизвестно.

Алгоритм применения Ла-17Р. Источник: https://airwar.ru

«Шмель-1» и «Пчела-1Т»

Этим двум БПЛА я не стал посвящать отдельные пункты, поскольку фактически один является более совершенной версии другого.

Работы над малыми беспилотниками стартовали в СССР под впечатлением от эффективного применения Израилем своих малых беспилотников во время конфликта в Ливане в 1982 году. Именно с помощью них удалось вскрыть эшелонированную систему ПВО сирийской армии.

Израильский БПЛА IAI Scout, применявшийся в Ливане в 1982 году. Источник фото: https://airwar.ru

Разработку советских малых БПЛА поручили ОКБ Яковлева. В 1983 году первый полет совершил «Шмель-1», а более совершенная «Пчела-1Т» впервые взлетела через три года.

«Шмель-1». Источник фото: https://airwar.ru

Аппарат приводился в движение компактным поршневым двигателем мощностью в 32 лошадиные силы. Немного, но при весе в 138 кг этого вполне достаточно. БПЛА рассчитан на полет длительностью до двух часов и радиусом до 60 км. Практический потолок составлял 3000 м, а скорость — до 160 км/ч.

Разведка осуществлялась с помощью телевизионной или тепловизионной камеры, которая передавала картинку в режиме реального времени. Также вместо разведывательного оборудования можно было установить аппаратуру для постановки помех УКВ-радиостанциям.

«Пчела-1Т». Источник фото: https://airwar.ru

«Пчеле» откровенно не повезло со временем появления. Комплекс разведки «Строй-П», в который входил БПЛА, был представлен в 1990 году. В последующее десятилетие армии было совсем не до беспилотников, но яковлевцы не сдавались.

Так, в 1995 году в Чечне провели испытания в боевых условиях, в которых участвовали пять аппаратов. Всего они выполнили 10 полетов, в том числе 8 боевых. Общий налет составил 7 часов 25 минут а максимальное удаление от пункта управления достигло 55 км. Полеты проходили на высоте от 600 до 2200 метров.

Применение получилось не самым ярким. Да еще и два аппарата потеряли в результате плотного огня с земли.

Тем не менее, в 1997 году БПЛА «Пчела-1Т» в составе комплекса «Строй-П» был принят на вооружение Российской армии. Какое-то небольшое комплексов в последующие годы было закуплено, но никакой информации о боевом применении не найти. Иногда БПЛА использовали на учениях, однако и там «Пчела» не блистала из-за низкой надежности.

В итоге первым действительно массовым малым БПЛА стал куда более простой, надежный и универсальный «Орлан-10», чья масса почти в 10 раз меньше, чем у «Пчелы».

«Орлан-10»
+1
1
+1
9
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии