Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Без беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различных видов уже невозможно представить современные боевые действия: от миниатюрных FPV-дронов до высотных стратегических разведчиков. Может показаться, что БПЛА стали использоваться военными в последние лет 25, то есть примерно с начала нулевых, однако это не так.
В этой статье я кратко расскажу вам о пяти беспилотных летательных аппаратах, которые были созданы в СССР. Большая часть из них производилась серийно и не один год состояла на вооружении.
Ту-123 «Ястреб» (ДБР-1)
Первый советский стратегический БПЛА Ту-123 «Ястреб», также известный под обозначением ДБР-1 (дальний беспилотный разведчик), создан в первой половине 1960-х на основе стратегической крылатой ракеты (самолета-снаряда) Ту-121. От нее, как и от более известной «Бури», отказались из-за принятия на вооружение более эффективных баллистических ракет, но наработки пригодились для других проектов.
Ту-123 совершил первый полет в 1961-м, а в 1964-м комплекс приняли на вооружение. Разведчик стартовал с мобильной пусковой установки СТ-30, которую транспортировал тягач МАЗ-537. Старт осуществлялся при помощи твердотопливных ускорителей.
Основная часть полета проходила на высоте в 22,8 км и скорости до 2700 км/ч, а на финальном участке аппарат снижался до 19 км, практическая дальность составляла до 3680 км. Да, с такими параметрами «Ястреб» был не самой простой целью для ПВО. И радиус очень приличный.
Для разведки объектов противника применялись фотоаппараты и станция радиотехнической разведки. По маршруту Ту-123 шел в автоматическом режиме согласно заранее введенному заданию, а на финальном участке ориентировался на приводную радиостанцию.
В движение Ту-123 приводил короткоресурсный турбореактивный двигатель КР-15-300 с форсажной тягой в 10000 кгс. Его ресурс составлял 50 часов, что неудивительно, поскольку изначально он создавался под крылатую ракету, которая по определению является одноразовой.
Впрочем, и наш БПЛА тоже был таковым, но не полностью. На борту имелся отсек с разведывательной, навигационной и другой аппаратурой. После возвращения с задачи аппарат выходил в заданную точку, после чего раскрывался тормозной парашют. Отсек с аппаратурой после этого отстреливался и приземлялся на парашюте. Для более мягкой посадки после отделения выпускались четыре опоры, на которые осуществлялось приземление. Остальная же часть беспилотника спасению не подлежала.
Отмечу, что разрабатывалась и полностью многоразовая версия под индексом Ту-139. Были построены несколько опытных образцов, но развития этот БПЛА не получил.
Всего с 1964 по 1972 год собрали 52 Ту-123, которые находились на вооружении в приграничных округах до 1979 года. Постепенно «Ястребы» стали снимать с эксплуатации по мере поступления в ВВС разведывательных модификаций МиГ-25. О случаях боевого применения Ту-123 ничего неизвестно.
Интересно, что МиГ-25 в каком-то смысле были родственниками «Ястребов», а роднила их силовая установка: двигатели Р15Б-300 являлись вариантом КР-15-300 с увеличенным ресурсом.
Ту-141 «Стриж» (ВР-2)
Если Ту-123 создавался для стратегической разведки на глубину в пару тысяч километров, то более поздний Ту-141 проектировался для оперативно-тактического уровня, то есть для работы на глубину в несколько сотен километров.
По сравнению с «Ястребом», «Стриж» был вдвое меньше, в шесть раз легче, имел практический потолок в 6000 метров и разгонялся только для трансзвуковой скорости, то есть порядка 1000 км/ч. Силовая установка состояла из двигателя КР-17А со статической тягой в 2000 кгс. Максимальная дальность полета достигала порядка 1000 км. Старт осуществлялся с буксируемой пусковой установки при помощи твердотопливного ускорителя.
Во время проработки проекта рассматривалась идея кратковременного перехода на сверхзвук для преодоления ПВО, но для этого пришлось бы существенно усложнять конструкцию, что повлекло бы за собой и серьезный рост массы. В итоге решили, что дополнительные 200-300 км/ч скорости не дают таких решительных преимуществ, ради которых стоит усложнять конструкцию.
В отличие от «старшего брата», «Стриж» являлся многоразовым аппаратом. После выполнения задачи он опускался на парашюте, а посадку смягчали твердотопливные тормозные устройства.
Первый полет Ту-141 совершил в 1974-м, а на вооружение комплекс приняли в 1979-м. Всего до 1989 года на Харьковском авиазаводе выпущено 152 беспилотника. Комплексы базировались в частях на западной границе СССР.
В России «Стрижи» сняты с вооружения в 1990-е. Судя по всему, остававшиеся в наличии БПЛА использовали в качестве мишеней для тренировки расчетов ПВО.
Ту-143 «Рейс» (ВР-3)
Ту-143 можно условно назвать уменьшенной версией Ту-141. При этом разрабатывались комплексы одновременно и «Рейс» впервые полетел на три года раньше – в декабре 1970-го. На вооружение комплекс был принят в 1976-м и производился серийно до 1989 года. Всего выпущено 950 единиц.
Практическая дальность действия «Рейса» составляла до 180 км, при этом разведка велась на скорости порядка 950 км/ч на высоте не более километра.
На Ту-143 могли устанавливаться как фотоаппараты, так и телекамера для передачи картинки в режиме реального времени. Кроме того, предусматривалась и установка станции радиационной разведки.
Пуск беспилотника осуществлялся с самоходной пусковой установки на базе автомобиля БАЗ-135МБ. Также на его шасси создали и транспортно-заряжающую машину.
Как и более крупный «Стриж», «Рейс» был многоразовым комплексом. Посадка осуществлялась на парашюте с применением тормозных твердотопливных двигателей.
Помимо Советской армии, «Рейсы» служили также в Чехословакии, Болгарии, Румынии, Ираке, Сирии и Болгарии. В России в последние десятилетия исправные Ту-143 использовались преимущественно в качестве мишеней для тренировок ПВО.
Также стоит отметить, что существовал еще модернизированный комплекс Ту-243 «Рейс-Д» с обновленным двигателем, новым бортовым оборудованием и усовершенствованными наземными средствами (СПУ, ТЗМ и т.д.). Первый полет Ту-243 совершил в 1987 году. Насколько можно судить по открытым источникам, комплекс остался в единичных экземплярах.
Ла-17Р (ТБР-1)
Если прошлые комплексы на закате своей карьеры переквалифицировались в мишени для ПВО, то разведывательный БПЛА Ла-17Р, наоборот, был создан путем модификации беспилотника-мишени Ла-17М.
В носовой части аппарата разместили отсек с аппаратурой, в котором можно было разместить фотоаппараты, телекамеру или аппаратуру радиационной разведки.
Существовало две версии: Ла-17Р с двигателем РД-9БР и Ла-17РМ с Р-11К-30. Максимальная скорость у обеих модификаций составляла 900 км\ч, практическая дальность до 260 (Ла-17Р) и 400 км (Ла-17РМ).
Старт осуществлялся с буксируемой пусковой установки СУТР-1 на базе лафета зенитного орудия (Ла-17Р) или СПУ САТР-1 на шасси автомобиля ЗиЛ-134К. При посадке Ла-17Р просто планировал в заданном районе и повторному использованию не подлежал. Модернизированная версия же получила парашютную систему, правда посадка все равно была жесткой и приземлялся разведчик на гондолу двигателя.
Ла-17Р и Ла-17РМ эксплуатировались до 1980-х, когда на смену им пришли более совершенные «Стрижи» и «Рейсы». О каком-либо боевом применении информации нет. При этом некоторое число комплексов поставили в Сирию под обозначением УР-1, но применялись ли они там по прямому назначению, доподлинно неизвестно.
«Шмель-1» и «Пчела-1Т»
Этим двум БПЛА я не стал посвящать отдельные пункты, поскольку фактически один является более совершенной версии другого.
Работы над малыми беспилотниками стартовали в СССР под впечатлением от эффективного применения Израилем своих малых беспилотников во время конфликта в Ливане в 1982 году. Именно с помощью них удалось вскрыть эшелонированную систему ПВО сирийской армии.
Разработку советских малых БПЛА поручили ОКБ Яковлева. В 1983 году первый полет совершил «Шмель-1», а более совершенная «Пчела-1Т» впервые взлетела через три года.
Аппарат приводился в движение компактным поршневым двигателем мощностью в 32 лошадиные силы. Немного, но при весе в 138 кг этого вполне достаточно. БПЛА рассчитан на полет длительностью до двух часов и радиусом до 60 км. Практический потолок составлял 3000 м, а скорость — до 160 км/ч.
Разведка осуществлялась с помощью телевизионной или тепловизионной камеры, которая передавала картинку в режиме реального времени. Также вместо разведывательного оборудования можно было установить аппаратуру для постановки помех УКВ-радиостанциям.
«Пчеле» откровенно не повезло со временем появления. Комплекс разведки «Строй-П», в который входил БПЛА, был представлен в 1990 году. В последующее десятилетие армии было совсем не до беспилотников, но яковлевцы не сдавались.
Так, в 1995 году в Чечне провели испытания в боевых условиях, в которых участвовали пять аппаратов. Всего они выполнили 10 полетов, в том числе 8 боевых. Общий налет составил 7 часов 25 минут а максимальное удаление от пункта управления достигло 55 км. Полеты проходили на высоте от 600 до 2200 метров.
Применение получилось не самым ярким. Да еще и два аппарата потеряли в результате плотного огня с земли.
Тем не менее, в 1997 году БПЛА «Пчела-1Т» в составе комплекса «Строй-П» был принят на вооружение Российской армии. Какое-то небольшое комплексов в последующие годы было закуплено, но никакой информации о боевом применении не найти. Иногда БПЛА использовали на учениях, однако и там «Пчела» не блистала из-за низкой надежности.
В итоге первым действительно массовым малым БПЛА стал куда более простой, надежный и универсальный «Орлан-10», чья масса почти в 10 раз меньше, чем у «Пчелы».
Поделись видео: