Loading...
Действительно ли ЗИЛ-131 был лучшим советским грузовиком? Рассказываю, за что его любили, а за что - ругали - новости Подоляка

Действительно ли ЗИЛ-131 был лучшим советским грузовиком? Рассказываю, за что его любили, а за что — ругали

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
55
+1
141
+1
38
+1
10
+1
19
+1
23
+1
81

Был ли ЗИЛ-131 действительно лучшим грузовиком советской эпохи. Возможно, но это если сравнивать с другими чудо-автомобилями той же грузоподъемности. А ЗИЛ-131 мог легко транспортировать по асфальту до 5 тонн и 3,5 т по грунтовке. Различных мнений и суждений об этом грузовике сейчас предостаточно, но то, что машина была по-настоящему востребованной и массовой – это точно.

Первый 131-й сделали в 1966 г. До него было несколько прототипов ЗИЛ-165, на котором обкатывали конструкцию полного привода на все три моста и сам мотор V8 на 150 л.с.

Машина получилась просто огромной и при этом тяжеленной

Действительно ли ЗИЛ-131 был лучшим советским грузовиком? Рассказываю, за что его любили, а за что - ругали

Вес некоторых версий доходил до 11 тонн. При этом мотор мощностью, как у современного внедорожника, с массой в пять раз меньше. Первые модели получили раму от 157-го и редукторы. И это были настоящие «звери». Затем очень тяжелую и дорогую в производстве ходовую часть в очередной раз переделали. Упростили конструкцию редукторов, сделали подключение переднего моста пневматическим приводом. Машина стала ездить быстрее, расходовать меньше топлива, хотя при этом снизился максимальный перевозимый вес груза, и ухудшилась проходимость по бездорожью. Еще обновленный ЗИЛ-131 получил гидроусилитель и регулировку давления воздуха в шинах, на некоторых устанавливали ГАБ или лебедку, в целом, кабина была более комфортной и удобной для движения на дальние расстояния.

Зачем это нужно было переделывать машину, понять сложно. Возможно, потому, что на Московском автозаводе нужна была гражданская версия полнометражного грузовика. Понять их можно – в стране построили КамАЗ, и Московский Завод им. Лихачева терял статус фаворита.

Скорее всего, изменилась концепция использования ЗИЛ-131

-2

Если раньше требовался настоящий вездеход, способный пролезть через любые болота, то теперь больше акцентировали внимание на быстрое перемещение по дорогам с твердым покрытием. Несколько раз модернизировали и совершенствовали двигатель, и, в целом, большинству водителей удавалось вложиться по расходу А-76 на уровне 28–30 л. на сотню.

По сравнению с тем же Уралом, московский ЗИЛ-131 выглядел просто «конфеткой». В принципе, нормальный обзор дороги из кабины, машина неплохо слушалась поворотов руля и контролировалась в движении, даже будучи сильно загруженной. Можно было без проблем несколько дней жить в кабине.

Пустой 131-й или бортовой под перевозку личного состава, в принципе, был неплох. Но если рассматривать машину в качестве грузовика для нужд государства, то были машины и получше. Хотя, первые ЗИЛ-131 1967 года выпуска реально проезжали бездорожье, пахоту, снежную целину, раскисшую глину примерно на уровне гусеничной техники.

-3

А вот последующие версии 131-го были сделаны для асфальта. Мало того, уже в 80-х неофициально офицеры не позволяли использовать имеющиеся ЗИЛ-131 для вытягивания застрявшей в грязи техники. Хотя у грузовика была пониженная и три ведущих моста. Любая попытка выдернуть из грязи 130-й или машину поменьше приводила к проблемам с подвеской. Часто неопытные люди цепляли стальные тросы к крюкам-клыкам на переднем бампере грузовика. Первая же пробная попытка выдернуть из грязи застрявший ЗИЛ-130-й или Газон приводила к тому, что у 131-го отрывало полностью передний бампер, иногда с облицовкой.

Опытные водители накидывали тросовую петлю на весь грузовик, но такое было по силам лишь действительно мастерам

Иногда даже удавалось сдернуть БТР или поднять опрокинувшийся БМД. Но если застревал ЗИЛ-131, то вытащить его можно было только бульдозером, а если грузовик сел на мосты, то сцепкой из двух гусеничных машин. И чтобы вытащить авто, нужно было синхронно дергать гусеничной техникой и давать газу на застрявшем ЗИЛе. Иначе ломались толстенные тросы или еще хуже, случалось, что обрезало крепление мостов к раме. Но машину восстанавливали за пару недель, и 131-й продолжал служить, как и прежде.

-4

С другой стороны, у ЗИЛ-131 было немало и позитивных моментов. Машина, в целом, неприхотливая, простая в ремонте и обслуживании. Иногда текли ступицы задних мостов, но поменять прокладки не составляло особого труда даже в полевых условиях.

Отдельно нужно вспомнить двигатель ЗИЛ-131. Очень надежный и выносливый. В частях часто списывали бензин «налево», а чтобы ездить – просили керосин. ЗИЛ-131 мог ездить и на керосине, но предварительно нужно было хорошо прогреть машину до 90оС. Причем подобное машина выдерживала в течение нескольких лет, пока окончательно не прогорали клапаны и поршневая. Так что мотор у 131-го был по-настоящему отличным. И, возможно, с этой точки зрения – лучшим.

+1
55
+1
141
+1
38
+1
10
+1
19
+1
23
+1
81

Поделись видео:
Источник
Подоляка
2.3 3 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии