Дети Великой Отечественной войны: подвиги и судьбы

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Особенно страшно, когда в грохоте выстрелов и криках раненых теряется детство. Великая Отечественная война… целые страницы фронтовых сводок и марши солдат, и вместе с тем детские глаза, которые слишком рано увидели, как выглядит беда, голод, смерть.

Мальчишки и девчонки тех лет не играли в войнушки, они жили во время настоящей войны. Кто-то вставал к станку, едва дотягиваясь до педалей или же с винтовкой в руках шёл в разведку. Кто-то выживал в оккупации, теряя родных, и учился быть тверже и тоже не знать жалости… как они.

Сегодня рассказ о тех, чье детство украла война. Мы вспомним имена маленьких героев, заглянем в блокадные подвалы и на партизанские тропы. Мы, спустя долгие годы, вспомним судьбы детей войны.

Дети Великой Отечественной войны: подвиги и судьбы

1. Роль детей в военное время

С началом войны привычный мир детей рухнул в одночасье: игрушки сменились инструментами, школьные парты – станками, а мечты о будущем – просто борьбой за свое выживание. Тысячи мальчиков и девочек встали на трудовые и боевые рубежи. Взяв на себя взрослые обязанности, дети рано столкнулись с утратами, страхом и голодом, что ускоряло их психологическое взросление, закаляло характер, формируя поколение с особой стойкостью и чувством долга перед страной.

Власть старалась заботиться о будущем поколении. Появлялись детские дома, школы и распределительные пункты, однако помощь от государства не всегда соответствовала масштабам бедствия. Поэтому миллионы подростков от 12 до 16 лет трудились в тылу: на заводах, в колхозах, госпиталях, часто по 12–14 часов в сутки. А еще больше 30 тысяч несовершеннолетних детей участвовали в сражениях, были связными, разведчиками и партизанами.

1.1 Трудовой вклад в тылу

Если говорить про работу в тылу, то дети стали внушительной опорой не только для сельского хозяйства, но и для промышленности, заменяя взрослых, ушедших на фронт. Они без устали работали на заводах и фабриках, выпуская снаряды, детали для танков и самолетов. Чтобы дотянуться до станков, низеньким ребятишкам приходилось вставать на ящики…

Рабочие смены нередко длились по 12–14 часов. Дети работали без поблажек, наравне со взрослыми, были выносливыми и очень ответственными. Были даже детские бригады, которые стали настоящими передовиками производства: так, на Урале и в Сибири школьники выполняли до 150–200% нормы.

Активно работало движение «тимуровцев». Как раз в 1940 году была написана повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда», и многие ребята подражали ее герою Тимуру. Подростки добровольно помогали семьям фронтовиков, ветеранам и раненым: кололи дрова, носили воду, писали за них письма и ухаживали за хозяйством.

На колхозных и совхозных полях дети также внесли неоценимый вклад: пахали землю, убирали урожай, пасли и кормили скот. Школьники собирали лекарственные растения, сдавали металлолом, участвовали в заготовке топлива, даже помогали строить оборонительные укрепления, маскировали технику и военные объекты.

Дети работали, несмотря на постоянную усталость, нехватку еды и тепла. Потому что дух ответственности и стремление приблизить победу заставляли их идти до конца. Детский труд был незаметен на передовой, но жизненно важен для всей страны.

Голодные дети войны. Фото в свободном доступе.
Голодные дети войны. Фото в свободном доступе.

1.2 Участие в партизанском движении

На оккупированных территориях дети и подростки становились активными участниками сопротивления. Они выполняли опаснейшие задачи: были разведчиками, связными, проводниками, закладывали мины, участвовали в засадах и диверсиях. Именно дети были менее заметными для врага, потому им поручали передачу информации и даже доставку оружия.

Одна из самых известных молодежных подпольных организаций – «Молодая гвардия» из города Краснодон, воспетая в послевоенных книгах и фильмах. Были и группы «Юные мстители», «Орлёнок», и другие подпольные объединения, нередко созданные самими школьниками.

Риски были огромные – малейшая ошибка грозила ребятам арестом, пытками и казнью. Поэтому дети наравне со взрослыми строго соблюдали правила конспирации: использовали шифры, меняли маршруты, действовали ночью. Мотивация у них была простой и очень страшной: месть за погибших родных, ненависть к захватчикам, чувство долга перед Родиной.

Нужно сказать, что командиры партизанских отрядов в начале войны относились с опаской к привлечению детей, старались не давать им прямых боевых заданий. Но со временем, многие убедившись в надёжности и смелости, поручали всё более важные миссии именно детям.

2. Известные дети-герои

Среди самых известных юных героев войны: Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков, Зоя Космодемьянская, Вася Коробко и другие, чьи подвиги стали символами несгибаемого духа. Многие награждены орденами и медалями, а четверо подростков удостоены звания Героя Советского Союза, посмертно.

Позже образ ребёнка-героя активно формировался через советскую прессу, кино и литературу, становился частью идеологии и воспитания. Те, кто выжил в войне, потом выбирали профессии, связанные с педагогикой, медициной или армией, продолжали служить обществу. Со временем отношение к их подвигам у советского общества становилось более личным и осмысленным, и стало затрагивать саму цену судьбы человека в войне. Мы немного расскажем о наиболее известных детях-героях.

Первые отряды тимуровцев в годы ВОВ. Фото в свободном доступе.
Первые отряды тимуровцев в годы ВОВ. Фото в свободном доступе.

2.1 Зинаида Портнова

Зина Портнова родилась в Ленинграде в 1926 году в семье рабочего. Летом 1941 года она приехала в Витебскую область к бабушке, погостить. А потом эту территорию заняли немецкие войска. В 1942 году Зина, уже участница подпольной организации «Юные мстители», стала работать в столовой немецкого гарнизона. Она собирала информацию для партизан и под конец «работы» отравила еду немцев. Из-за этой диверсии погибло более 100 немецких солдат и офицеров.

После Зина ушла в партизанский отряд, выполняла разведывательные задания, передавала сведения, перевозила оружие. В 1943 году возвращаясь с задания, Зина попала в руки немцев. Ей пришлось пережить жестокие допросы, но девочка не выдала товарищей. Она попыталась сбежать из гестапо, успела застрелить троих врагов, прежде чем ее застрелили.

В 1958 году Зинаида Портнова посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. Сегодня её именем названы улицы, школы и пионерские отряды, установлены памятники…

2.2 Валентин Котик

Валя Котик был на 4 года младше Зины. Он родился в 1930 году в селе Хмелёвка. Когда началась оккупация УССР, Валя стал связным партизанского отряда, выполнял опасные задания, собирал информацию, переносил листовки и прятал оружие. Со временем Вале доверили участие в боевых операциях.

Мальчик был отважным и решительным бойцом: он спас жизнь командиру, предупредив его об опасности, и сам уничтожил немецкого офицера из трофейного оружия. В возрасте всего 13 лет Валя стал полноценным солдатом. 17 февраля 1944 года, в бою с немецкими карателями Валентина Котика смертельно ранили, и он вскоре скончался.

В 1958 году Котик посмертно получил звание Героя Советского Союза, и стал самым юным кавалером этой высшей награды. В память названы улицы в разных городах, школы, установлены памятники, и это имя стало символом детского мужества и самопожертвования в годы войны.

Зина на допросе у немцев. Фото в свободном доступе.
Зина на допросе у немцев. Фото в свободном доступе.

2.3 Леонид Голиков

Лёня Голиков, еще один юный герой, который родился в 1926 году в Новгородской области. Через год после начала Великой Отечественной он ушёл в партизанский отряд имени Александра Матросова, став разведчиком. За полгода Леонид совершил больше 70 боевых операций: подрывал эшелоны, минировал дороги, устраивал засады.

Самый известный подвиг Голикова – нападение на автомобиль с немецким генералом. Паренек ликвидировал противника и захватил документы с чертежами новой вражеской техники. Это стало ценнейшей разведывательной находкой.

Леонид погиб в январе 1943 года. Возвращался с задания и попал в засаду у деревни Острая Лука. В 1944 году ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Образ Лени Голикова стал одним из самых ярких символов героизма: мальчик с гранатой и несломленным сердцем.

3. Испытания, выпавшие на долю детей

Все было страшно… В годы Великой Отечественной советские дети пережили ужасы, которые забыть нельзя: голод, холод, разруху и смерть близких. Около 3 миллионов детей погибли, сотни тысяч остались сиротами и оказались в детских домах или приёмных семьях. Государство пыталось защитить их, но не справлялось – росла волна беспризорности.

Более 2 миллионов детей были насильно угнаны в Германию как «остарбайтеры». Тысячи прошли через концлагеря, где страдали от голода, жестокого обращения и экспериментов. А те, кто пережил все это, на всю жизнь сохранили глубокие психологические травмы – их детство было просто стерто.

Валя Котик – партизан. Фото в свободном доступе.
Валя Котик – партизан. Фото в свободном доступе.

3.1 Жизнь в оккупации

Всё мирное население на оккупированных немцами территориях оказалось в положении бесправных заложников. Гитлеровцы не щадили ни женщин, ни детей. С первых дней вводили свои расовые законы, массовые репрессии и принудительные работы.

Подростков насильно вывозили в Германию как рабочую силу, устраивая рейды и облавы. В школах, если они открывались, преподавались только основы арифметики и чтения. А главным предметом была идеологическая обработка, внушение «правильного» отношения к Третьему рейху.

Очень жестоко поступали нацисты в отношении детей-сирот и больных: забирали их кровь для раненых немецких солдат, а также для медицинских экспериментов, в том числе и в лагерях смерти. Малолетние массово гибли от голода, холода, антисанитарии и отсутствия медицинской помощи. Подростков казнили за помощь партизанам, а младших использовали как живой щит во время наступлений.

3.2 Трагедия на станции Лычково

Одним из самых страшных эпизодов войны стала эта трагедия, унесшая множество жизней. Летом 1941 года началась срочная эвакуация детей из Ленинграда, оказавшегося под угрозой окружения. Эшелон с детьми, направлявшийся вглубь страны, прибыл на станцию Лычково под Новгородом. В этот момент налетела немецкая авиация и стала бомбить станцию.

Этот поезд, состоявший из 12 вагонов-теплушек, был практически без охраны и маскировки, а большинство пассажиров в нем – а это 2000 человек – были дети младшего школьного возраста. Бомбы попали прямо в вагоны, начался пожар, многие погибли на месте. Число жертв точно неизвестно, но по разным оценкам немцы уничтожили до 400 человек.

Несмотря на опасность, местные жители и железнодорожники бросились спасать раненых, вытаскивали детей из горящих вагонов, укрывали их в домах и лесах, рассредоточив там более 4000 ребятишек из других поездов, которые прибывали в Лычково. Во время второго налета благодаря этому никто из детей не пострадал.

Всех детей и погибших при налете педагогов и медицинских сестер похоронили в братской могиле в селе Лычково. В 2005 году на станции Лычково открыли памятник «Детям, погибшим в Великой Отечественной войне». Но и до этого сюда каждый год сюда приезжали потомки выживших, школьники и ветераны, чтобы почтить память невинно погибших детей.

Леня Голиков. Фото в свободном доступе.
Леня Голиков. Фото в свободном доступе.

4. Память о детях войны

Помимо мемориала в Лычково есть и другие памятники, посвящённые детям, пережившим оккупацию, блокаду, концлагеря и эвакуацию. Они есть по всей бывшей советской стране, начиная от Бреста, и заканчивая Владивостоком. В музеях разных городов, бывших в оккупации, создаются специальные экспозиции, рассказывающие о детских судьбах. В литературе и кино также есть множество произведений, посвященных теме детства на войне. Все это занимает особое место, напоминая о цене победы.

Существуют и организации ветеранов «Дети войны», которые ведут активную работу: устраивают встречи с молодёжью, издают книги воспоминаний, борются за признание статуса и социальной поддержки. Государственные программы в ряде регионов предусматривают льготы и выплаты для этой категории граждан. В волонтёрские движения и школьные проекты собирают устные истории последних свидетелей военного детства.

Памятник детям, погибшим в Лычково. Фото в свободном доступе.
Памятник детям, погибшим в Лычково. Фото в свободном доступе.

5. Заключение

Война. Дети войны… Особая, трагическая и в тоже время героическая страница нашей истории, которую мы должны беречь, помнить и передавать следующим поколениям. Опыт людей, переживших это время – самый настоящий урок мужества, ответственности и любви к Родине, даже для самых маленьких и уязвимых…

Память о погибших в той страшной войне формирует историческое сознание нашей нации и помогает воспитывать чувство сопричастности и уважения к прошлому. А в тревожном современном мире всегда должно звучать напоминание о необходимости защищать детство от ужасов прошлого века. Пусть больше это не повторится никогда!

+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
Добавить комментарий