Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
История первых летчиков- камикадзе Второй мировой войны намного сложнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд. Да, именно японцы прославились своими смертельными атаками, но идея превращать самолет в управляемую бомбу появилась у них далеко не первой. Сложно поверить, но инициатором концепции был не кто иной, как женщина — летчик-испытатель из Третьего Рейха Ханна Райч.
В конце октября 1944-го впервые были сформированы японские подразделения камикадзе — буквально «божественный ветер», навсегда оставившие свой след в истории Тихоокеанской войны. Почти четыре тысячи пилотов прошли эту подготовку, потопив и серьезно повредив сотни кораблей союзников. Но японцы лишь развили идею, которая давно зрела в Германии… Интересно? Но обо всём по-порядку.
Ханна Райч была настоящей легендой гитлеровской Германии. Она первая женщина-испытатель в люфтваффе, покорительница европейских рекордов планеризма. Она осваивала самые разные машины — от ракетного Ме.163 «Комета» до первого вертолета Focke-Wulf Fw 61. Ещё бы — эта нацистка получила Железный крест первого класса, будучи единственной женщиной с такой наградой. Настоящий подарок геббельсовской пропаганде.
В конце 1943-го Ханна пришла с необычным предложением к Гиммлеру, услышав которое остолбенел даже он. Нацистка предлагала начать подготовку летчиков-смертников. Сложно поверить, но на первых порах им предполагалось набирать в отряд тяжелораненых пилотов и даже заключенных — словно какой-то воздушный штрафбат с элементами мести. Эта идея не понравилась ни Ханне, ни командованию люфтваффе. Геринг назвал её глупой, а Мильх — нереализуемой.
Но женщинам трудно отказать, когда они чего-то хотят. В феврале 1944-го Райч получила аудиенцию у Гитлера и заявила, что пока автоматика для ракет несовершенна, только человек-пилот сможет эффективно управлять таким оружием. Гитлер, как водится, сказал, что самоубийство немцам чуждо, но всё же дал добро — при условии, что обучение будет серьёзным, а бой — тщательно подготовленным.
Проект получил звучное название «Зельбстопфер» — «Самопожертвование», а сформированная эскадрилья 5-й бомбардировочной дивизии получила прозвище «эскадрилья Леонидоса», в честь легендарных спартанцев. Естественно, первым туда записалась сама Ханна.
Выбор оружия пал на ФАУ-1 — первую в мире крылатую ракету Fieseler Fi 103, которую уже применяли в бомбардировках Англии. Она была дешёвой, дальнобойной и серийно производилась, но имела слабую точность. Увы, из десяти тысяч выпущенных ракет в Лондоне достигли цели лишь чуть меньше трети.
Переделка ракеты в пилотируемый самолёт оказалась на удивление простой — убрали автоматическое управление, поставили кабину пилота. В теории, летчик мог скинуть фонарь и прыгнуть с парашютом, но на практике это было практически невозможно из-за огромной скорости.
Пара десятков таких переделанных ракет испытали с борта бомбардировщика He 111, но первые попытки провалились — после сброса фонаря управление терялось, и самолёт падал. Ханна Райч и её помощник Хайнц Кенше сами проводили испытания — и, несмотря на аварии, сумели контролировать полеты.
Со временем появилось ещё несколько вариантов «Рейхенберга» — учебные модели с лыжами для посадки и облегчённые без боевой части, а также боевой «Рейхенберг-IV». Однако аварийность была запредельной — до 40% инцидентов случались ещё при запуске, иногда рвущаяся ракета сбивала носитель. Конструкция разрушалась из-за вибраций, и пилотируемый вариант был крайне сложен в управлении. Доработки требовали времени, которого у Германии уже не было.
Ханна пыталась предложить более подходящий самолёт — реактивный истребитель Мессершмитт Ме-328, но проект не был принят из-за проблем с самим прототипом. Также предлагалось заменить носитель — вместо медленного He 111 использовать новый реактивный бомбардировщик Arado Ar 234 Blitz, с которым испытания были успешными. Но командование категорически отказало — реактивных бомбардировщиков было слишком мало.
Финальным аккордом стало решение полковника Вернера Баумбаха, назначенного командиром эскадрильи в ноябре 1944-го. Он счёл программу бессмысленной и убедил Шпеера и Гитлера закрыть проект. 15 марта 1945 года эскадрилья смертников была расформирована, и ни один из 175 «Рейхенбергов» в бою не применялся.
Судьба Ханны Райч сложилась весьма необычно. В апреле 1945-го она привезла на встречу с Гитлером главнокомандующего люфтваффе Роберта фон Грейма, причём сумела посадить самолёт прямо на автостраду возле рейхсканцелярии. Этот момент показан в достаточно интересном фильме «Бункер» (кто не смотрел, советую).
Позже они вместе сдались союзникам, провели полтора года в плену, после чего Райч посвятила себя планеризму, писала книги, сотрудничала с индийскими лидерами и жила до 68 лет, установив рекорд дальности полёта на планере в 1978 году.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Вот так, за громкими японскими камикадзе стоит не менее интересная и необычная история немецких летчиков-смертников, в центре которой оказалась безумная женщина.
Поделись видео:
