Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Руководство Dassault Aviation скептически относится к возможности сотрудничества с компанией Airbus в разработке европейского истребителя шестого поколения. Процесс совместного проектирования тормозит, поскольку соисполнители никак не могут закончить споры о разделе работ.
В декабре 2022-го года Франция, Германия и Испания заключили с Dassault Aviation, Airbus, Indra Sistemas и Eumet контракт на сумму €3,2 млрд. ($3,6 млрд.) на первую стадию разработки будущей боевой авиационной системы (Future Combat Air System – FCAS). Программа предусматривала исследования, отработку технологий и предварительное проектирование. Это произошло после того, как Dassault и Airbus достигли соглашения по истребителю следующего поколения после более чем года споров.
Dassault является генеральным подрядчиком истребителя нового поколения (New Generation Fighter – NGF), лежащего в основе боевой системы. Макет NGF был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже летом 2023-го года (фото в заголовке).
На втором этапе разработки должен быть создан самолёт-демонстратор. Планируется, второй этап начнётся в 2026-м году, а первый полёт опытной машины ожидается в 2029-м году.
Airbus является главным партнером от имени Германии и Испании. Хотя Dassault является генеральным подрядчиком, французская компания имеет только треть голосов при принятии решений, в то время как Airbus имеет две трети голосов. Это означает, что ведущая компания по NGF не может вести работу так, как считает нужным.
Споры между партнерами о том, как разделить рабочую нагрузку, вызывают задержки, и достижение соглашения по второму этапу программы потребует по мнению руководства Dassault, неопределённого времени.
Со своей стороны, Airbus заявил, что «программа FCAS достигла «значительного прогресса», включая выбор концепции. «Теперь мы на пути к контрактам 2-й стадии», — говорится в заявлении компании.
Основные споры возникли из-за того, что соглашение предусматривает распределение объёмов работ между странами-участницами пропорционально их инвестициям в программу. Такой подход Генеральный директор Dassault Aviation Эрик Траппье назвал «абсолютно смертоносным для создания европейского сотрудничества». По его мнению, это значительно увеличит стоимость разработки.
Dassault Aviation производит французский истребитель Rafale, в то время как Airbus строит Eurofighter, который используется в Германии и Испании. Оба самолета начинались как единая общеевропейская программа в начале 1980-х годов. Но потом партнёры разошлись – причём не только из-за разных взглядов на требования к будущему европейскому истребителю, но и по причине всё тех же разногласий по разделению труда.
Франция хочет иметь тактический самолет следующего поколения, способный нести ядерное оружие. Кроме того, французам нужен вариант палубного базирования. А поскольку ни Германии, ни Испании эти функции не нужны, не исключено, что разногласия закончатся «как в прошлый раз», и партнёры будут работать над истребителем шестого поколения раздельно.