Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В 1886 году немецкий изобретатель Карл Бенц запатентовал новый вид транспорта, который «избавлял от кучера, дорогостоящей оснастки и необходимости ухода за лошадьми» — появился первый в мире бензиновый автомобиль. За сто лет было произведено немало машин, оказавших влияние на развитие культуры, искусства и, в целом, автомобильной промышленности. Вот и удивительно, почему, когда президент США Рональд Рейган 1986 год объявил «Годом столетия бензинового автомобиля», «официальным автомобилем столетия» был выбран крайне малоизвестный в наше время кабриолет марки Clenet, по случаю, занесенный в Автомобильный зал славы в Мичигане?! Возможно, влияние оказала концепция автомобиля – неокласика, либо популярность чрезвычайно дорогостоящих автомобилей Clenet среди голливудской богемы, близкой президенту Рейгану, бывшему актеру…
Компания Clenet Coachworks Inc. была основана американцем французского происхождения Аленом Клене, отец которого владел крупной автомобильной дилерской сетью, что не могло не сказаться на будущем амбициозного парня. Получив образование промышленного дизайнера во Франции, он отправился в США, где связи отца позволили начать карьеру дизайнера в корпорации AMC. В начале 1970-х Клене перебрался в Лос-Анджелес, где, находясь под впечатлением неоклассических автомобилей марки Excalibur (создавшей концепцию неоклассики в автомобильной промышленности), загорелся идеей собственного производства подобных транспортных средств. В те годы автомобили в ретро стиле на современной агрегатной базе пользовались большой популярностью у обеспеченных любителей эпатажа и Клене намеревался предложить клиентам качественный продукт, выгодно отличающийся от основной массы кустарных поделок на рынке.
Связи, настойчивость и авантюризм Алена Клене позволили ему привлечь инвесторов и начать производство в арендованном самолетном ангаре аэропорта Санта-Барбары, Калифорния. Clenet Series I, появившийся в 1976 году, представлял собой двухместный родстер в стиле автомобилей 1930-х годов, или того-же Excalibur, на шасси современного Lincoln Continental Mark V с 6,6-литровым V8 мощностью 166 лошадиных сил и автоматической коробкой передач. При изготовлении стеклопластикового кузова использовались двери, механизм складного верха и рамка лобового стекла от британского автомобиля MG Midget, а донорские Lincoln покупались у ближайшего дилера. Многие детали, вроде хромированных выхлопных труб изготавливались собственными силами с высочайшим уровнем качества – Ален Клене очень серьезно подошел к процессу! Автомобили снабжались собственной гарантией производителя.
Для внутренней отделки использовались заказанные в Италии ореховое дерево и дорогие сорта кожи, а также ковровое покрытие из английской шерсти. Оснащение включало аудиосистему премиум класса, электропривод складной крыши, гравировку на боковых стеклах, но главным элементом роскоши в интерьере была хрустальная пепельница! В полной комплектации Clenet Series I предлагались по цене около 100 000 долларов (как 6 или 7 топовых купе Lincoln Continental…), что, конечно, делало их символом богатства и влияния. Это был один из самых качественных и проработанных автомобилей в своем сегменте, а о вкусах, как известно, не спорят!
В 1979 году в продажу поступил чуть более доступный кабриолет Clenet Series II, отличавшийся от предшественника более крупным четырехместным кузовом, установленным на шасси Mercury Cougar с 5,7-литровым V8 мощностью 145 лошадиных сил. Снизить цену удалось благодаря использованию элементов кузова (двери, пол, моторный щит, рамка лобового стекла)… от кабриолета Volkswagen Beetle. В 1981 году параллельно стартовало производство Clenet Series III Asha, названного в честь дочери Алена Клене. Автомобиль вновь базировался на шасси и агрегатах купе Lincoln Continental (это уже был Mark VI с 5-литровым V8 мощностью 134 лошадиные силы), но комплектовался полностью стальным кузовом, в отличие от стеклопластиковых предшественников! Финальной моделью компании стал Clenet Series IV, вернувшийся к оригинальному двухместному исполнению.
В 1982 году компания столкнулась с финансовыми проблемами. По слухам, Клене подкосил развод – коварная супруга обобрала его до нитки. Clenet Coachworks выкупил бывший сотрудник компании Альфред ДиМора, не ставший проводить никаких революций, продолжив выпуск существующих моделей уже на новом современной заводе компании. Т.е. в момент всеамериканской славы и объявления Clenet Series III Asha «официальным автомобилем столетия» Алена Клене в компании уже не было… Да и сама компания уже находилась не в лучшей форме, Альфреду ДиМору лишь ненадолго удалось вдохнуть новую жизнь в Clenet Coachwork. Ситуация на рынке и предпочтения покупателей стремительно менялись, интерес к неоклассике угасал и в 1987 году компания прекратила существование.
Всего было выпущено 250 единиц Clenet Series I, 187 — Clenet Series II, 65 — Clenet Series III и 15 Clenet Series IV. Сегодня интерес к неоклассике 1970 – 1980-х невысокий, поэтому несмотря на высокое качество и редкость, автомобили Clenet не стоят каких-то сумасшедших денег и редко перепродаются дороже 50 000 долларов.
Автомобили Clenet пользовались популярностью среди знаменитостей: их покупали актеры Сильвестр Сталлоне и Фарра Фосетт, музыканты Хулио Иглессиас и Род Стюарт, известные боксеры, продюсеры, бизнесмены, а также король Иордании Хусейн. Издание Automotive Age назвало автомобили Clenet – «Искусством на колесах», а журнал Fortune — «Американским Rolls-Royce». Словом, автомобили Clenet были заметным явлением в американской культуре, может и не зря Рональд Рейган вознес их так высоко 😉