Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В своё время этот танк считался одним из самых навороченных танков всей советской армии. Его часто показывали на парадах на Красной площади, да что уж там – его даже на самую популярную медаль того времени выбили – медаль «За отвагу». Но когда дело дошло до реальных боевых испытаний… тут-то и началось самое интересное. Как думаете, что?
Ладно, не нужно долго гадать, давайте поскорее посмотрим на этого 58-тонного зверя и посмотрим, где он был хорош, а где не был (да, было и такое, прошу прощения за небольшой спойлер).
Одной из наиболее распространённых наград советского времени, которыми отмечали заслуги солдатского и младшего офицерского состава Красной, а потом и Советской армии, была медаль «За отвагу». Художники, разрабатывавшие оформление медали, не украшали её лицевую сторону излишними деталями. В центре они поместили название награды, сверху – тройку самолётов, а внизу танк. Вот именно эта бронемашина у современного обывателя вызывает чувство недоумения. Ведь она абсолютно не похожа на любые образцы советского танкостроения времён Великой Отечественной.
На самом же деле, в отличие от крайне схематично изображённых самолётов, танк на медали действительно существовал и даже производился серийно. Правда, их изготовили всего несколько десятков единиц. Ни в одном из мало-мальски значимых сражений эта бронемашина не смогла поучаствовать, зато в довоенный период стабильно была звездой парадов на Красной площади в Москве, символизируя силу и мощь Красной армии, а также возможности советской промышленности.
Название этого танка – Т-35. Он явился апофеозом концепции использования данного вида вооружения, которое разрабатывалось на базе опыта Первой мировой. В 1920-х полученный военный опыт систематизировался и соотносился с технологиями того времени.
К концу этих годов и технологии достигли определённого совершенства, что сразу же вылилось в производство соответствующей техники. Итак, как же видели военные теоретики использование танков на передовой?
Первыми бой должны были начинать тяжёлые машины, подавлявшие сопротивление вражеских войск силой своего мощного вооружения. Сзади за ними следовали танки среднего звена, сопровождавшиеся пехотой. Их задачей был прорыв обороны противника и нейтрализация возможных танковых контратак. После них наступала очередь скоростных лёгких бронемашин, задачей которых был заход в зону прорыва вражеской обороны и продвижение к его тылам для деморализации резервов.
Данную концепцию ведения боевых действий в меру возможностей пытались развивать все ведущие страны Европы, за исключением разве что Германии. Основной идеей для тяжёлых танков оказалась многобашенная компоновка. Она стала развитием британских машин типа Mk I и их более поздних собратьев с двумя боковыми башнями-спонсонами, обладающими мощными орудиями. Понятно, что, имея более совершенные технологии, от столь громоздкой махины разработчики отказались, а вооружение начали помещать в башнях поверх ходовой части.
В результате британцы силами фирмы «Виккерс» представили в 1926 году миру A1E1 «Independent» – пятибашенного исполина прорыва оборонительных рубежей противника.
Правда, сделан он был в единственном экземпляре в качестве опытного образца. На данной ниве отметились и французы. Они сделали десяток многобашенных танков Char 2C. Чуть позже британцы выдали на-гора ещё одну машину Vickers Medium Mark III. Их серия тоже оказалась микроскопической – всего 6 единиц.
Собственно, на них история европейских многобашенных тяжёлых танков и заканчивается. Зато в СССР всё только начиналось…
Принципиально система использования советских танковых войск в будущих военных конфликтах мало чем отличалась от европейской. Тяжёлые и средние многобашенные танки прорывают оборону противника.
Потом в дело вступают лёгкие машины сопровождения пехоты Т-26, которые окончательно подавляют сопротивление, после чего в прорыв уходят быстроходные колесно-гусеничные танки типа БТ.
Теперь дело было только за конструкторами. И они старались, представляя концепты тяжёлых многобашенных танков. Не сразу и не без помощи иностранных специалистов, но идея начала воплощаться в жизнь. Основным оружием Т-35 была избрана короткоствольная 76-мм полковая пушка. В помощь ей выступали пара башен с 45-мм пушками и 2 чисто пулемётные башни. В итоге получился сухопутный крейсер с тремя орудиями и пятью пулеметами.
Учитывая, что к началу 1930-х годов ни в одной армии мира не существовало специальных противотанковых средств борьбы, такая бронемашина была реальной силой! Только вот время не стояло на месте, поэтому по мере развития танковых войск стало разрабатываться и специальное оружие. Начали появляться противотанковые пушки, поначалу маломощные, небольшого калибра. Но даже они уже могли вступать в противоборство с танками.
Тем не менее, дальнейшее развитие концепции использования танковых войск Советский Союз продолжал. На заводах производилась практически вся линейка бронетанковой техники, начиная с чисто пулемётных танкеток и заканчивая многобашенными машинами типа Т-28 и Т-35. Один из них, средний танк Т-28, оснащённый тремя башнями, одной пушечной и двумя пулемётными, вполне неплохо себя зарекомендовал во время финской кампании (1939–1940 гг.)
А вот о Т-35 такого сказать нельзя. Данная бронемашина имела массу чисто технических проблем, ведь для столь большой и тяжёлой техники в СССР просто не было достаточного уровня технологий. Также начало сказываться появление в войсках новой техники, способной противостоять атакам, хотя и мощных, но больших и малоподвижных танков. В первую очередь это была противотанковая артиллерия и авиация.
Второй фактор стал ничуть не менее болезненным для массивной техники: среди самолётов появились специализированные машины, штурмовики и пикировщики, способные уничтожать точечные объекты.
А тут ещё в качестве испытания на прочность грянула та самая битва в Испании. Конечно, Советский Союз предметы своей танковой гордости туда не слал, обходясь лёгкой бронетехникой – танками БТ и Т-26. Но на основе их боевого применения стало ясно, что против современных средств противодействия танкам требуются машины совершенно иной конфигурации. То есть такая техника должна стать защищённее, мощнее в плане вооружения, маневреннее. Так появились предпосылки для разработки всем известных машин КВ-1 и Т-34.
Что же до танков Т-35, то по результатам сражений в Испании их производство прекратили, а уже изготовленные машины решили использовать до полного износа. В итоге почти все имевшиеся в Красной армии танки Т-35 были отправлены в Киевский Особый военный округ, где их собрали в два полка в 8-м механизированном корпусе. Когда в 1941 году грянула ВОВ, эти танки в первые же месяцы сослужили хорошую службу и были утрачены. Причём большая часть из них просто оказалась брошенной экипажами из-за поломок. Последний раз Т-35 фиксировались в ходе Московской битвы. По всей вероятности, это были машины, использовавшиеся в качестве учебных где-то на Урале.
Так на примере Т-35 хорошо видно, что концепция многобашенных танков, как минимум, для того времени оказалась тупиковой. Это, правда, вовсе не говорит, что данная машина была плохой изначально. Такое с техникой случается часто, когда некие перспективные на какой-то момент времени разработки к своему появлению на свет оказываются устаревшими и не отвечающими сложившейся ситуации.
Такая вот любопытная техника на вооружении советской армии. Что тут ещё сказать – любили тогдашние инженеры поудивлять. Ставьте палец вверх, если вам тоже понравилось это необычное чудо-техники, не без недостатков, конечно, но всё же реальное чудо.
Не забывайте подписаться на канал, ведь подписка поможет вам не упустить мои новые статьи, а также будет являться лучшим показателем надобности моей работы.