Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Многие моряки считают, что корабли – это живые существа и у каждого из них есть своя душа. По данному поводу ничего сказать не могу, по морям не ходил. Но одно несомненно – у каждого корабля, как и у любого человека, есть своя судьба и своя биография:
а) Часто счастливая, когда судно без особых проблем 60-70 лет бороздит реки и моря, проживая долгую, полноценную жизнь.
б) Порою покрытая славой, если крейсер или барк помнят спустя века, слагают о нем песни, снимают фильмы;
в) Иногда короткая, фатальная, чего стоит один «Титаник». Он пошел ко дну уже в своём первом рейсе. И судов с такой судьбой тысячи! Однако самым невезучим является советский пароход «Татьяна», который затонул 4 раза.
Пароход «Татьяна»
Первый пароход на Днепре был построен в имении графа Воронцова в 1823 году. Он носил название «Надежда» и был по сути экспериментальным: медленным и маломощным. А вот колесный пассажирский пароход «Татьяна», сооруженный на рубеже 19-го и 20-го веков, был уже достаточно современным. Он мог совершать рейсы не только по Днепру, но и вдоль побережья Черного моря. Но обычно перевозил пассажиров и грузы от Могилева до Киева, а также по притокам Днепра в том же районе. Тогда все они были судоходными.
Размеры парохода составляли: длина – 45 м, ширина – 6 м. Его водоизмещение составляло 120 т, скорость судна доходила до 8 узлов, экипаж – 47 человек. Долгие годы все шло хорошо, а «Татьяна» стабильно приносила прибыль своим владельцам. Но в октябре 1917 г. случился переворот и к власти пришли большевики. В 1918 г. они национализировали пароход, а в марте 1919 г. включили его в состав Припятской военной флотилии, а затем Днепровской. Там бывшее пассажирское судно использовали в качестве речного гидроавиатранспорта.
Гидроавиатранспорт
Существовал и такой вид техники, сейчас почти забытый. Некоторые авторы называют подобные корабли «речными гидроавианосцами». Конечно, они не могли обеспечить взлет и посадку аэропланов, но были способны доставить летательные аппараты до места взлета, спустить их на воду, а после полета поднять с воды на борт. Ко многим сзади цепляли баржи, на которых перевозили гидроаэропланы.
Гидроавиатранспортов у советской России было множество на Днепре, Волге, Каме, а также на Черном, Каспийском и Балтийском морях. Их количество непрерывно росло, так как война шла на большей части территории нашей страны, в том числе и на западе с поляками. Получив независимость от большевиков, они тут же начали войну за восстановление Польши в границах Речи Посполитой. Ляхи собирались аннексировать у советской России всю Украину и всю Белоруссию.
7 мая 1920 г. поляки захватили Киев, а неделей раньше Чернобыль, где и находился пароход «Татьяна». Тотчас они включили судно в состав ВМС Польши и использовали его в качестве транспорта. Только недолго музыка играла. Ляхи не успели даже придумать новое название пароходу и были вынуждены его затопить в устье реки Пины. Красная армия стремительно наступала и в августе 1920 г. подошла к Варшаве. Как итог, судно подняли большевики, восстановили и оно стало штабным кораблем флотилии.
Не пережил 1941 год
И тут маятник качнулся в обратную сторону. Пилсудский разгромил армию Тухачевского, а потери РККА составили 140 тыс. человек при 15 тыс. у противника. В октябре бои шли уже в районе Житомирской области и большевики затопили пароход на реке Случь, где его в апреле 1921 г. подняли поляки. Они не пожалели средств и осуществили капитальный ремонт судна в доке под Варшавой, после чего назвали его «Адмирал Серпинек». Был такой флотоводец в 16 веке. Он даже оказывал достойное сопротивление датчанам, которые господствовали на Балтийском море.
В 1928 г. «Адмирал Серпинек» стал штабным кораблем речного флота ВМС Польши. В основном он курсировал по Висле и ее притокам. Когда гитлеровцы напали на восточного соседа, пароход снова перегнали на Припять. Там 17 сентября 1939 г. экипаж открыл кингстоны, но советские специалисты вновь подняли его. В июле 1940 г. отремонтированное судно вошло в состав Пинской военной флотилии. В этот раз оно получило название «Припять».
22 июня 1941 г. фашисты бомбили пинский речной порт. Осколки авиабомб пробили борта «Припяти», было ранено несколько моряков. В июле корабль перегнали в столицу Украины. Там его 18 сентября взорвали. В то время немцы окружили под Киевом и разбили 5 армий РККА, которыми командовал маршал Тимошенко. Как итог, 650 тыс. красноармейцев попали в плен, поэтому иного выхода у моряков не оставалось.
Так самый невезучий корабль в истории в четвертый раз пошел ко дну. Летом 1944 г. многострадальный пароход подняли, только он после взрывов уже ремонту не подлежал и его отправили на слом. Советские саперы все делали на совесть.
Поделись видео: