Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Термин означает превышение чего-то, в данном случае, скорости. Во времена тотального доминирования механических коробок передач, примерно полвека назад, машины имели максимум три–четыре зубчатые пары. Для обычного авто МКПП с четырьмя скоростями хватало вполне, да и скорости движения машины по трассе редко были больше 120 км/ч. Обычно ездили на сотне, как на наиболее экономичном режиме. Причем, коробка переключалась на прямую передачу, то есть никакого понижения оборотов не происходило, какая была скорость вращения на коленвале мотора, то, собственно, и передавалось на колеса.
Но это у нас в стране, где в ту пору все моторы проектировались примерно на 1,5-2,5 тыс. об/мин, а возможности самого автомобиля, в том числе и по управляемости, подгонялись до 120 км/ч. И это был законный потолок по правилам дорожного движения.
«За бугром» постройка отдельными компаниями суперкаров или спорткаров
А также отдельных лимитированных версий серийных машин — была обычным делом. Причем, у этих авто скорость легко подскакивала до 180-200 км/ч. То есть обычная пятиступенчатая коробка-механика была не в состоянии передать такие обороты. Поэтому, в таких коробках добавили еще одну-две пары шестерен и зубчатых колес, которые не понижали обороты на вторичном валу, а увеличивали их. И называлась такая передача овердрайв.
Теперь не нужно было раскручивать мотор до больших оборотов, и не было проблем с перегревом или заклиниванием ЦПГ. И как водится, новинки спорткаров быстро перекочевали в обычные автомобили. Но появилась другая проблема. Повышающая передача существенно снижала величину крутящего момента на колесах. Так что, плавно ускориться на прямой и ровной дороге, в принципе, можно было без проблем. А вот подняться в горку или обогнать впереди идущую машину было очень сложно. Динамика ускорения падала.
Разумеется, система была придумана довольно давно и использовалась только на спортивных гоночных машинах. Многие эксперты считают, что первые овердрайвы появились в Германии на коротких 10-ти километровых гонках по шоссе. На самом деле, первый прототип овердрайва можно встретить еще на российском автомобиле Руссо-Балт. У которого была коробка на три передние передачи и одну заднюю, но она включалась отдельно. Передние передачи состояли из одной пониженной, прямой и повышающей. Но включить овердрайв было сложно, так как синхронизаторов в конструкции не было, и требовались крепкие руки. Рычаг коробки был длиной чуть ли не 80 см.
Не обошел овердрайв и АКПП
С момента своего появления АКПП имела три-четыре передачи, и этого в принципе хватало. Примерно 30 лет назад моторы стали делать с довольно большим рабочим объемом и крутящим моментом. Такова в то время была доминирующая концепция в автомобилестроении. Небольшие обороты и высокий крутящий момент заставили конструкторов внедрять овердрайв на коробках-автоматах. Никто не хотел ездить на внедорожниках и полном приводе со скоростью грузовика.
В результате, на АКПП появилась верхняя четвертая передача, она же овердрайв. Но четвертую включить-выключить можно было дополнительной кнопкой O/D в европейских версиях O/D OFF. В обычном режиме, четвертая оказывалась отключенной. При этом, высшей (прямой) становилась третья передача, и вся коробка работала, как трехступенчатая.
Если нужно было плавно, но быстро разогнаться, то нажатием кнопки овердрайва можно было поднять скорость, и в случае необходимости, отключать ее. Но это на относительно старых АКПП на 3-4 ступени. В современных гидромеханических АКПП на 6-8 ступеней овердрайв уже предусмотрен в верхних передачах, и повышающих может быть уже не одна, а как минимум две-три. Естественно, оптимизировалась нагрузка на коробку.
Часто возникает вопрос – а стоит ли отключать режим овердрайв. Скорее всего, нужно прислушаться к рекомендациям завода-изготовителя. Хотя, в автомобильной среде существует распространенное мнение, что чем выше передача, тем экономичнее работает двигатель. Поэтому многие водители часто включают овердрайв, пытаясь сэкономить топливо.
На самом деле, максимально экономичной будет езда на прямой передаче, причем плавно, без подгазовки педалью. Во-первых, основные потери топливной смеси в моторе происходят именно на переходных процессах (подгазовке). Во-вторых, езда на овердрайве все равно предполагает работу зубчатой пары коробки и потери энергии в трансмиссии. Так что никакой особой экономии на овердрайве не будет. Кроме того, постоянное катание на повышенной передаче не очень полезно для мотора из-за риска появления задиров на зеркале гильзы.
С уважением, Владимир Воробьёв