Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Лишь очень немногие режиссеры позволяли себе спорить с всесильным в их сфере деятельности министром культуры Екатериной Фурцевой. Одним из них был Александр Александрович Алов.
По воспоминаниям его друга Владимира Наумова, проработавшего вместе с ним в творческом тандеме три десятилетия, Фурцева устроила им разнос после первого снятого ими фильма на военную тематику «Мир входящему». Сюжет был действительно необычным для того времени.
Только что окончивший училище младший лейтенант Красной армии попадает в Берлин за несколько дней до окончания войны. Командиры части, желая уберечь необстрелянного парня от гибели в последних боях, отправляют его сопровождать в тыловой госпиталь, найденную в развалинах беременную на последнем сроке немку и контуженого солдата.
Все в итоге заканчивается благополучно, и ребенок рождается уже под мирным небом, а повзрослевший и ставший за эту неделю другим человеком герой возвращается в часть.
Предшественник Фурцевой на посту такое новаторство просто не понял и порекомендовал друзьям заняться более «жизненным» сюжетом, о том, как отличник не идет в институт, а устраивается на завод и становится ударником. Картина появилась только благодаря упорству Алова, приступившего к съемкам без разрешения высокого начальства.
Новый министр культуры фильм тоже не одобрил. Более того, Фурцева начала обвинять режиссеров в фактических неточностях, мол, они совершенно не знают тему.
«Ну где, где вы видели такие шинели?» – говорила она нам. Помню, как побелел на лице Алова тонкий шрам, похожий на подкову, – след осколка, и он тихо сказал: «Екатерина Алексеевна, это вы видели шинель с мавзолея, а я в этой шинели протопал все четыре года», вспоминает Наумов.
И на такой ответ Алов имел полное право. В отличие от своего друга, который День Победы встретил еще подростком, Александр Александрович прошел всю войну, причем рядовым красноармейцем. Он родился в 1923-м году, то есть принадлежит к тому поколению, которое приняло на себя первый удар фашистов, и было выбито практически полностью.
Александр окончил школу летом сорок первого года. По одним данным, записался добровольцем, по другим его призвали, но сути это не меняет. С августа сорок первого он рядовой особого кавалерийского полка, конным спортом он увлекался еще в школе. Полк участвовал в обороне столицы. В начале сорок второго Алов получил сильную контузию. После госпиталя его уволили в запас и отправили на восстановительное лечение в Алма-Ату.
Этой передышкой он воспользовался, чтобы поступить на режиссерский факультет эвакуированного туда ВГИКА. Однако приступить к занятиям не пришлось, в декабре его признали ограниченно годным и отправили в запасной стрелковый полк 21‑й армии.
В запасных полках проходили подготовку только что мобилизованные солдаты перед отправкой на фронт. Занятия вели уже побывавшие в боях и восстанавливающиеся после ранения военнослужащие. Разумеется, они не участвовали постоянно в боях, но когда было необходимо, их в полном составе отправляли на передовую.
Алов воевал под Сталинградом, медаль за оборону этого города стала его первой боевой наградой. Затем Курская дуга, битвы за Харьков, Днепр, Кировоград, Умань и Кишинёв.
В полку Алов сумел организовать художественную самодеятельность и сам активно в ней участвовал, выступая вместе с созданным им коллективом на передовой перед боевыми частями. В августе сорок четвертого года за эти концерты его наградили медалью «За боевые заслуги». В конце года его даже откомандировали в армейский Дом Красной армии, но когда начались тяжелые бои в Венгрии и Австрии снова вернули в строй.
Именно за бои «в качестве стрелка» (так написано в наградном листе) Алов был награжден орденом Красной звезды, а позже получил медали за Будапешт и Вену. В конце января сорок пятого года Александр Александрович был ранен осколком снаряда в голову. На фронт он уже больше не вернулся, после госпиталя его признали негодным к военной службе и демобилизовали. В конце декабря он вернулся во ВГИК завершать образование.
По воспоминаниям друзей, фронтовые впечатления были самыми сильными в его жизни. О войне он рассказывал, молчать о том, что пережил, он не мог, она серьезно повлияла на его судьбу. Вот только все его рассказы были байками, порой грубоватыми, но неизменно смешными.
Все трагическое он стремился вытеснить из своей памяти, постоянно жить под этим грузом невозможно. Война его закалила, но не ожесточила. Он оставался очень спокойным и мягким человеком, но когда было надо, мог действовать очень решительно.
Впрочем, война не прошла для него бесследно, последствия ранений начали сказываться через много лет. После пятидесяти лет организм стал стремительно разрушаться. Он перенес инфаркт, ходил с трудом, и только опираясь на палочку, все давалось ему только ценой огромных усилий.
Однако никаких поблажек он себе не давал. Снимал фильмы, ставшие новым словом в советской кинематографии и вошедшие в число ее шедевров, ставил спектакли и руководил творческими мастерскими Высших курсов сценаристов и ВГИКА.
Скончался в 1983-м году от сердечного приступа на съемках своего очередного фильма «Берег» по роману Бондарева. Это был третий и последний его фильм на военную тематику. До своего шестидесятилетия он не дожил всего три месяца.
Его поколение верило в идеалы, за которые можно было умереть. А наше живёт в мире, где увы даже бытовая техника учится зарабатывать на внимании человека.
Samsung подтвердила запуск пилотной программы, в рамках которой на экранах умных холодильников Family Hub в США начнёт появляться реклама. Обновление будет распространяться через сеть и затронет модели стоимостью от 1,8 до 3,5 тысячи долларов. Объявления будут выводиться, когда холодильник находится в режиме ожидания, и зависеть от персональных настроек пользователя. Полностью отключить рекламу возможности не предусмотрено — только временно скрыть.
Эксперты отмечают, что это очередной шаг к вторжению в личное пространство через бытовые устройства.
«Если подобное возможно в бытовой технике, стоит задуматься, что происходит с критичными решениями — процессорами, серверами, инфраструктурой. Это доказывает, насколько важно развивать собственные разработки и не попадать в “цифровое рабство”», — подчеркнул ведущий «Соловьёв LIVE» Иван Каменев.
По мнению генерального директора АНО «ПравоРоботов» Никиты Куликова, такие технологии обкатываются сначала на дорогих моделях, но вскоре доберутся и до устройств среднего и бюджетного сегмента.
«Это глобальный тренд — любая цифровая экосистема монетизируется через персонализацию и рекламные сделки. Именно поэтому президент России Владимир Путин подписал закон, ограничивающий деятельность иностранных исследовательских компаний», — отмечают эксперты.
Поделись видео:
