Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Год назад мы приезжали к заводу в деревне Грабцево Калужской области, на котором ранее производились некогда суперпопулярные у нас автомобили Volkswagen Tiguan и Polo, а также Škoda Rapid. На тот момент судьба предприятия оставалась в подвешенном состоянии: власти региона обещали перезапустить производство автомобилей, но каких именно, не раскрывали.
В 2024 году на накопительных площадках корреспонденту Autonews удалось увидеть множество машин самых разных марок и моделей — от Audi до Toyota RAV4, Avatr 11 и GAC M8, однако все они не были произведены в России. В сферу деятельности АГР входит в том числе поставка автомобилей по параллельному импорту: тогда площади предприятия использовались как накопители. Новый визит показал, что за год ситуация сильно изменилась: сейчас завод точно работает. Мы выяснили, что именно и как он выпускает.
Завод работает и готовит новинки
Уже при подъезде к производственному кластеру в Грабцево стало понятно, что жизнь здесь снова кипит. Дороги расчищены и посыпаны, а большая часть парковки для сотрудников экс-завода Volkswagen оказалась заставлена автомобилями всех марок и мастей, далеко не только продуктами концерна VAG. Название у предприятия теперь совсем иное — AGR Automotive Group. Оно отражено на стеле и на главной проходной.
Если годом ранее, по данным профсоюзов, сотрудников предприятия вызывали на завод преимущественно для дежурства и выполнения непрофильных работ, то теперь они задействованы в автомобильном производстве. Неподалеку от главного входа нам удалось заметить шеренгу одинаковых Chery, сильно напоминающих Tiggo 7 Plus 2025 модельного года в сером цвете. На домашнем рынке этот автомобиль был представлен относительно недавно, в октябре 2024 года. При этом у машин, замеченных на предприятии, иное оформление задней части — как на дорестайлинговой модели. Не исключено, что автомобиль уже собирается под Калугой либо изучается сотрудниками предприятия для постановки в производство. На официальном российском сайте бренда автомобиль пока не представлен.
Идут дела на лад и у соседних заводов, занятых в производстве автомобильных компонентов: по территории «Магна Автомотив Рус» и «ФуяоСтеклоРус» снуют сотрудники, все подъездные пути расчищены. А вот понять, что именно происходит с соседним с AGR цехом завода Gestamp, где прежде штамповали кузова, понять довольно сложно.
Был Volkswagen, стал Chery
Власти Калужской области аккуратно обходят стороной вопрос сотрудничества AGR с автомобильными брендами, дабы не навлечь на китайцев вторичные санкции: официально технологический партнер площадки до сих пор не назван. В недавней беседе главы региона Владислава Шапши с президентом Владимиром Путиным прозвучали лишь планы по выпуску 110 тыс. автомобилей за 2025 год. Однако скрыть партнерство невозможно: достаточно осмотреть парковки — накопители завода, прекрасный вид на которые открывается с природного холма.
А смотреть действительно есть на что. В долине речки Городенки скопились даже не тысячи, а десятки тысяч автомобилей марки Chery. Машинами заставлено практически все свободное пространство — они буквально уходят стройными рядами за горизонт. По самым скромным подсчетам, чтобы продать накопленные на предприятии запасы, потребуются многие месяцы.
Бежать ли за Chery
И в этом свете картина выглядит не слишком радужной: увиденное на заводе AGR свидетельствует о затоваривании складов и перенасыщении отечественного рынка автомобилями Chery. Выполнение озвученных главой региона планов может оказаться несбыточной мечтой.
Чтобы развеять сомнения, мы посетили фирменный дилерский центр, открытый в шаговой доступности от самого предприятия. Теперь там помимо Haval торгуют и автомобилями Chery, что называется, не отходя от кассы. Когда-то здесь можно было стать обладателем новенького Volkswagen.
В беседе с корреспондентом Autonews менеджер автосалона подтвердил, что сейчас в продаже представлены как машины, произведенные в Китае, так и локализованные на заводе AGR экземпляры. Они ничем не отличаются ни по стоимости, ни по качеству.
«Все отличие в VIN-номере. Никаких иных отличий вы на глаз не найдете, — заверил продавец. — У нас они методом крупноузловой сборки собираются, поэтому разницы нет абсолютно никакой. Сюда просто машинокомплекты привозят: условно только внутренние моменты для импортера. Как трансформер, который можно купить в магазине и дома собрать. Привезли в контейнере и здесь собрали».
Что на китайские, что на российские экземпляры Chery, по словам представителя ДЦ, предоставляется расширенная гарантия в семь лет или 200 тыс. км. При этом бренд готов идти на уступки для привлечения клиентов. К примеру, можно сдать автомобиль в Trade-in и помимо стоимости старой машины получить солидную скидку. В частности, за 20-летний Renault дилер пообещал скинуть со стоимости нового автомобиля 170 тыс. руб. Дополнительные скидки предоставляются за автокредитование и рассрочку. Заманивают клиентов и специальными программами и постновогодними подарками: дополнительной антикоррозийной обработкой, комплектом зимних шин и прочими «плюшками». Представитель автосалона с ходу предложил приобрести полноприводный вариант «семерки» по цене переднеприводного. Примечательно, что стоимость автомобилей в Chery напрямую к курсу доллара и евро не привязывают, а основной рост цен связывают с постоянно увеличивающимся утилизационным сбором.
Менеджер подтвердил, что в Калуге уже собирают три модели, включая Tiggo 4 Pro и Tiggo 7 Pro Max, а также заверил, что в наличии есть все возможные версии в любых цветах кузова. Чтобы стать обладателем любого Chery, нужно оформить предварительный заказ «здесь и сейчас», внеся 50 тыс. руб. В общем, дефицита Chery нет и даже не предвидится — автомобилей точно хватит всем. Стоит ли торопиться с покупкой — вопрос риторический.
Что происходит с империей Chery
С 2022 года компания Chery втихую построила в России настоящую империю: компания не просто импортирует автомобили из Китая, но и производит их непосредственно в России, не афишируя свою деятельность. Притом под разными брендами и как минимум уже на трех заводах.
Ранее мы наведались на подмосковный завод компании Mercedes и обнаружили там родственные с Chery машины Exeed. В частности, удалось различить на задней площадке предприятия Exeed RX и Exeed TXL, которые, по всей видимости, также собираются у нас по методу крупноузловой сборки. Со здания пока не убрали логотипы Mercedes-Benz, но жизнь на заводе кипит: парковку пополняют новые машины, на территории работает снегоуборочная техника. На партнерство с Chery указывает и то, что в непосредственной близости от основного корпуса был замечен Chery Tiggo 4, по всей видимости, используемый в служебных целях.
Собираются Chery и в Санкт-Петербурге на бывшем заводе Nissan — под маркой Xcite, и с их реализацией все идет не слишком гладко. В 2024 году на территории были замечены Chery Tiggo 7 без эмблем, а весной официально запустили новую марку. Недавний визит показал, что Xcite 7 и Xcite 8 (Chery Tiggo 7 и Tiggo 8) пока продолжают выпускаться, но их мало кто покупает: на площадях завода уже скопилось порядка 10 тыс. новеньких кроссоверов. Почти все машины покрыты слоем снега. Напомним, что эта площадка приостановила работу в 2022 году, затем перешла под контроль НАМИ, впоследствии была передана АвтоВАЗу, но в итоге вернулась в собственность государства.
О том, что же происходит на калужском заводе, Autonews.ru попросил прокомментировать представителей российского офиса Chery. Однако ответ к моменту публикации этого материала получен не был.
Чего ждать от калужского AGR
На днях компания AGR Automotive Group анонсировала появление на российском рынке нового автомобильного бренда Tenet, распространив единственный тизер с моделью Chery Tiggo 7 Plus. Той самой, что и попала на наши снимки. Вживую на автомобилях новый логотип запечатлеть пока не удалось, но очевидно, что его появление — вопрос недалекого будущего. Предположительно, в гамму марки Tenet войдут еще две модели Chery — Tiggo 4 и Tiggo 8 Pro Max под новыми именами Tenet 3XT и Tenet 31T.
Изначально завод в Калужской области рассчитан на производство 225 тыс. машин в год. Это один из самых крупных автозаводов в России и самый мощный, построенный иностранным автомобильным концерном в нашей стране. Он совмещен со штамповочным производством испанской компании Gestamp и российской «Северстали». Также на заводе Volkswagen прежде выпускались бензиновые моторы объемом 1,6 л: их не просто собирали, но и производили к ним головки блоков цилиндров, коленчатые валы и сами блоки. Движки устанавливались на Volkswagen Polo и Škoda Rapid.
АГР происходящее на заводе в Калуге пока никак не комментирует — Autonews.ru направил в компанию официальный запрос.
Напомним, что в августе 2024 года власти Калужской области объявляли о перезапуске производства. До конца прошлого года планировалось собрать 27 тыс. автомобилей. Сколько в итоге было собрано машин, так и осталось тайной.
Поделись видео: