Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
90-е годы многим запомнились кризисом в отечественной автомобильной промышленности и эпохой перемен.
Исчезли с рынка автомобили, подающие надежды: ЗиЛ 130, АЗЛК-2141, разные модели машины Волга и ИЖ.
Среди них был и автобус «Альтерна», созданный на закате СССР.
Недешево, но быстро и сердито
Когда Минтранс официально признал непригодность для перевозчиков автобуса ЛиАЗ-5256, то он выставил заказ, целью которого было создание простого, дешевого, надежного средства передвижения.
Подразумевалось, что выпустить его могут всё заводы. Для производства достаточно было минимального оборудования по металлообработке. В итоге, от эскиза до первого тестирования автобуса прошло рекордных 9 месяцев.
Предполагалось, что «Альтерна» будет масштабной серией. Так и получилось. Первым стал междугородний дальнобойщик «Альтерна-4215».
Это один из идеальных вариантов для продавцов, которые в 1990-х годах возили из Турции дефицитный товар.
У кузова автобуса был каркас из прямоугольных труб. Это облегчённая технология производства, которая использовалась повсеместно.
А вот решения компоновки в «Альтерне» были «альтернативными». Салон производитель решил делать высоким, а под полом помещать багажный отсек почти во всю длину автобуса. При этом пол был абсолютно ровным.
Первый автобус был создан для многочасовых рейсов. Даже запас его хода был 2500 километров.
Вместительности топлива хватало от Москвы до Стамбула. К несчастью, «быстро и сердито» оказалось недешево.
Предприятия, разрабатывающие городской и междугородний транспорт, не оценили новую идею. Как столице, так и провинциальному городу производство такого автобуса обходилось дорого.
Минтранс обещал, что новинка распространится повсеместно, на деле — её выпуск оказался никому не интересен.
Неэстетичная ломающаяся конструкция
Внешняя форма — одна из причин, почему «Альтерну» все забыли.
Недостатком называли наличие гофрированных бортов, маленьких боковых окошек.
Люди думали, что дизайн разрабатывали дети. Тут можно были бы возмутится: а каким образом должен был выглядеть бюджетный автобус?
Ведь для выпуска его было достаточно только резки, сварки и сгибания деталей. Большие окна со сложными штампами кузова уничтожили бы всю проектную экономику.
Интересно, что в бюджетной конструкции нередко ломалась передняя тяга, выходил из строя стеклоочиститель с дверным приводом.
Кроме того, у автобуса не была продумана трассировка проводки. Транспорт оказался достаточно пожароопасным.
Перебой с импортом
“Альтерна” покупала двигатели “Камаз” для автобусов. Ранее они использовали такие моторы, как у ЛиАЗ-5256.
В 1993 году на заводе “Камаз” произошёл крупный пожар. В связи с этим «Альтерна» была вынуждена в срочном порядке искать альтернативу.
Не успев отыскать двигатели на замену, столкнулась с нехваткой других деталей.
Производитель начал испытывать трудности с задними венгерскими мостами. Нескончаемый кризис привел к остановке промышленного конвейера.
Разорение
Несмотря на перебой с импортом деталей, Минтранс держал ситуацию под контролем.
В 1995 году он дал «Альтерне» большой заказ для Хабаровского края. Производитель выполнил обещание, а покупатель нет.
Заказчик не заплатил за первую партию автобусов. Компания оказалась в затруднительном финансовом положении.
Сдав весь заказ и получив деньги, в конечном итоге производитель ненадолго выправил положение.
Внутренняя интрига
В октябре 1995 года директора проекта Жаворонкова не пустили на завод. Пока он обращался в суд, чтобы восстановиться в должности, под шумок сменились руководители. Они быстро занялись дележкой капитала фирмы.
В полуживом состоянии предприятие собирало автобусы, но новинок не выпустило.
Вследствие передела собственности, многочисленных интриг, проект в 1996 году был фактически закрыт.
Четыре предприятия, которые выпускали автобусы по стране, стали работать разобщенно.
У каждого из них было свое видение о дальнейшем ходе дел. Независимо от идей, спрос на «Альтерну» окончательно спал.
В итоге, по различным факторам время для производства нового автобуса было упущено.
Задумка о раскрутке проекта на всю катушку не удалась. Страна находилась на этапе реформации.
Изменялся ее автомобильный парк. «Альтерна» уступила в цене и качеству сборки импортному транспорту.