Что писали немецкие танкисты, которые сражались на трофейных танках Т-34

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
9
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

«У русского танка был один критический недостаток, незаметный в начале»

Среди экспонатов Военного музея в нидерландском Арнеме есть один, вызывающий у российских посетителей лёгкое замешательство. На первый взгляд — это хорошо знакомый силуэт: Т-34, прославленный советский танк, символ Победы. Но внимательный взгляд выхватывает странности: характерный для вермахта балкенкройц на башне и немецкий камуфляж, заменивший привычную красную звезду. Как получилось, что танк, считавшийся олицетворением советской боевой мощи, оказался в рядах противника?

Что писали немецкие танкисты, которые сражались на трофейных танках Т-34

Откуда у гитлеровцев трофейные «тридцатьчетверки»?

Ответ на этот вопрос уходит корнями в практику, активно применявшуюся немецкими военными с самого начала Второй мировой войны: широкое использование трофейной техники. Особенно это касалось стран, оккупированных до 1941 года. Хрестоматийный пример — использование легких танков чехословацкого производства.

После аншлюса Чехии заводы фирмы ČKD оказались в руках Третьего рейха. Именно там производились машины, известные в немецкой армии под обозначением Panzerkampfwagen 38(t). Интересно, что в создании этих танков принимал участие и эмигрант из России Алексей Сурин, бежавший от большевиков после революции.

В первые годы войны эти машины проявили себя достойно. Они активно применялись во время польской кампании и вторжения во Францию, демонстрируя хорошую маневренность и надёжность. Однако с нападением на Советский Союз их звёздный час завершился.

Советские противотанковые орудия легко пробивали броню этих танков. Один из самых результативных немецких танкистов, Отто Кариус, вспоминал об этом с горечью. Он отмечал, что чешские танки были уязвимы не только для прямых попаданий:

«Сталь не выдерживала даже близких разрывов, болты и куски брони разлетались внутрь, как пули».

Тем не менее, немецкие командиры продолжали практиковать адаптацию трофейной техники. Наиболее массовое использование советских Т-34 произошло зимой 1943 года — во время сражений за Харьков. К этому моменту ситуация для вермахта на Восточном фронте стала критической. Особенно тяжёлые потери понесла 2-я танковая дивизия СС «Рейх», оставшаяся к 13 февраля всего с 21 исправной машиной. В такой ситуации было принято решение о восполнении потерь за счёт советских трофеев.

Panzerkampfwagen 38(t). Фото в свободном доступе.
Panzerkampfwagen 38(t). Фото в свободном доступе.

Немцы оперативно ввели в строй трофейные Т-34, предварительно перекрасив их в немецкий камуфляж и нанёсши на них балкенкройцы — характерные кресты, используемые вермахтом. Так, дивизия «Рейх» получила пять Т-34 и один тяжёлый танк КВ. Ещё восемь машин достались соединению «Мёртвая голова», а дивизия «Адольф Гитлер» пополнилась пятью. Эти данные подтверждаются в книге В. А. Дюнова «Советские танки Гитлера», где автор указывает: в ходе харьковской операции немцы сумели захватить около 50 исправных Т-34, половина которых была немедленно передана частям СС.

Наличие бронетанкового завода в Харькове сыграло ключевую роль. Несмотря на эвакуацию советскими войсками основного оборудования, вермахт сумел организовать ремонтную базу и наладить восстановление боеспособных машин. Это позволяло не только возвращать трофеи в строй, но и содержать их в технически исправном состоянии, обеспечивая их боевое применение наравне с немецкими танками.

Интересно, что немецкое командование не просто использовало Т-34 как временную меру. Отчёты штаба дивизии СС «Рейх» от 1 мая 1943 года содержат упоминания о постоянном использовании трофейных машин. Это подчёркивает признание эффективности Т-34 даже со стороны врага. Простота конструкции, надёжность, высокая проходимость и мощное вооружение сделали этот танк ценным активом — даже если он носил теперь не красную звезду, а вражеский крест.

Советские бойцы, сталкивавшиеся с такими машинами, нередко принимали их за свои. Это вводило в заблуждение и мешало оперативной реакции. Именно поэтому балкенкройцы наносились в самых заметных местах — в том числе на башнях — чтобы избежать путаницы и «дружественного огня» со стороны немецкой пехоты или авиации.

Трофейные Т-34. Фото в свободном доступе.
Трофейные Т-34. Фото в свободном доступе.

Отношение немцев к бронетехнике РККА: ожидания и реальность

В самом начале вторжения в СССР в германском командовании сохранялось пренебрежительное отношение к состоянию и качеству советской бронетехники. Многие немецкие офицеры и генералы, оценивая потенциального противника, полагали, что техническое превосходство вермахта позволит легко преодолеть любую оборону на Востоке. Это «шапкозакидательское» настроение прослеживается в записях начальника Генерального штаба сухопутных войск Франаца Гальдера.

Так, 23 декабря 1940 года в его дневнике появляется следующая оценка: «Сведения о русских танках остаются скудными. Их броня и скорость уступают нашим. Максимальная защита — 30 мм. Наши 45-мм пушки пробивают такие машины с расстояния 300 метров. С 800 метров — они практически безопасны. Оптика у них плохая: мутные линзы, слабый обзор. С управлением тоже не всё гладко» (т. 2, с. 316).

Ещё спустя полтора месяца, 2 февраля 1941 года, даже несмотря на осознание количественного превосходства Красной армии, Гальдер делает вывод, что «качество техники сводит это преимущество на нет». Он пишет: «Да, у русских может быть до 10 тысяч танков — и это против наших 3,5 тысяч. Но при их уровне исполнения численность не решает. Хотя, конечно, нельзя исключать сюрпризов» (там же, с. 347).

Сюрпризы, однако, не заставили себя ждать. Уже летом 1941 года германские танкисты столкнулись с теми самыми «неожиданностями» — и в первую очередь с машинами, о существовании которых до начала войны имели весьма смутное представление. Речь идёт о Т-34 и тяжёлом КВ — танках, появление которых стало шоком для немецких войск.

Франц Гальдер. Фото в свободном доступе.
Франц Гальдер. Фото в свободном доступе.

30 марта 1941 года на совещании у Гитлера обсуждалась предстоящая операция против СССР. Уверенность в техническом превосходстве сохранялась, и немецкие военные планировали быстрый разгром. Но уже вскоре фронтовые реалии перечеркнули теоретические выкладки.

Генерал фон Люк, командир 7-й танковой дивизии, спустя годы вспоминал: «Когда мы впервые столкнулись с Т-34, стало ясно, что это нечто иное. Ничего особенно сложного в его конструкции не было: броня сварена грубо, трансмиссия простая, как и вся остальная техника. Но надёжность и ремонтопригодность этих машин вызывали уважение. Поломки устранялись на месте, буквально подручными средствами» (c. 111).

Несмотря на внешнюю простоту, Т-34 поражал немецких танкистов своей боеспособностью и выносливостью. Особенно сильное впечатление эти машины произвели на тех, кто до этого воевал на лёгких танках Pz.II и чехословацких Pz.38(t). С их сравнительно слабым вооружением и тонкой бронёй они оказывались практически беспомощны против советских машин нового поколения.

Таким образом, первые месяцы Восточной кампании стали для вермахта временем тяжёлого переосмысления. Уверенность в «низком качестве» советской техники сменилась пониманием реального положения дел.

Трофейный Т-34: отзыв реального танкиста

Во время боёв за Харьков зимой 1943 года немецкие войска активно использовали захваченную советскую технику. В одном из городских цехов инженеры ремонтировали трофейные Т-34, а затем передавали их экипажам вермахта. Один из таких танков достался экипажу под командованием Ганса Брумеля, чей танк PzKpfw IV был ранее уничтожен в бою.

Танк Т-4. Была еще модификация с короткой пушкой "окурком". Фото в свободном доступе.
Танк Т-4. Была еще модификация с короткой пушкой «окурком». Фото в свободном доступе.

По словам Брумеля, он не был рад получить в своё распоряжение трофейный танк.

«Когда я узнал о том, что нам дадут восстановленный советский танк, я не очень обрадовался этому факту. Но другой боевой техники для моего экипажа не было, поэтому в сложившихся обстоятельствах у меня не было повода для возмущений», – вспоминал немецкий танкист.

Причиной такого скепсиса было то, что к началу 1943 года Т-34 уже не выглядел столь грозной машиной, как в 1941 году. Появление новых моделей немецкой бронетехники – таких как «Тигры» и «Пантеры» – сделало советский танк менее внушительным. Тем не менее в условиях нехватки боевой техники вермахт активно задействовал даже устаревающие образцы.

По воспоминаниям гитлеровцы, основным минусом советского танка была теснота внутри корпуса. Немецкие инженеры при создании своей бронетехники уделяли большое внимание комфорту экипажа, выделяя достаточно места для удобной работы. В советских танках таким вопросам уделяли меньше внимания. Приходилось довольствоваться тем, что было, ведь у танкистов Красной армии не было выбора.

С появлением Т-34-85 ситуация улучшилась, но танк, который достался Брумелю, был более ранней моделью, где проблема с нехваткой пространства особенно ощущалась.

Первый бой на трофейной машине

Своё первое сражение на Т-34 экипаж Брумеля провёл в ходе атаки на высоту, занятую советскими противотанковыми орудиями. Командование немецкого батальона решило использовать именно трофейный танк в качестве передовой машины, прикрыв его тремя «Пантерами».

«Я до сих пор не могу понять, что помогло нам тогда выбраться с поля боя живыми. Советское орудие практически беспрерывно стреляло по нам. Мы постоянно фиксировали попадания по броне, но танк продолжал двигаться. Казалось, что он просто неуязвим для собственной артиллерии», – вспоминал Брумель.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Трофейный Т-34. Фото в свободном доступе.
Трофейный Т-34. Фото в свободном доступе.

Гитлеровские танкисты сумели отбросить советские орудия с высоты, но вскоре на помощь противнику подоспели подкрепления. В разгоревшемся бою произошло редкое событие: на поле сражения столкнулись два Т-34, один из которых вели советские танкисты, а второй – немецкий экипаж под командованием Брумеля. По его словам, немецкий батальон потерял в этом бою две «Пантеры», уничтожив при этом шесть советских танков. Высоту пришлось оставить.

Немецкий экипаж провёл на трофейном Т-34 ещё два месяца, пока тот не получил серьёзные повреждения в очередном сражении. Позднее Брумель признавался, что даже испытывал некое сожаление о потерянной машине.

Несмотря на субъективную оценку немецкого офицера, достоинства Т-34 были очевидны. Советский танк отличался высокой подвижностью, простотой в ремонте и надёжностью на поле боя. Служба снабжения вермахта, перегруженная разнообразием запчастей к собственной технике, лишь подчёркивала преимущества унифицированной конструкции Т-34.

Конечно, вопрос о комфорте экипажа оставался спорным. Однако, учитывая, что Т-34 это не лимузин, и был создан не для удобства, а для эффективной работы в условиях боевых действий, его успех на фронте остаётся неоспоримым.

+1
0
+1
9
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
Добавить комментарий