Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сегодня мы снова перенесёмся в Кронштадт и расскажем про остатки печально знаменитого форта «Ино» Кронштадтской крепости, взорванного в 1918 г.
Свою историю этот форт берёт с 1909 г., когда Генштабом в 60 км западнее Санкт-Петербурга был утверждён план строительства передовой минно-артиллерийской позиции в проливе Стирсудден, где Финский залив сужается. Ядром этой позиции должны были стать два мощных береговых артиллерийских форта для борьбы с линейным флотом противника, одним из которых с юга был форт «Алексеевский» у деревни Красная Горка с передовой батареей «Серая Лошадь», о которых у нас есть подробные статьи, а вторым на севере должен был стать форт «Николаевский» у посёлка Ино, ныне носящем название Приветнинское, с передовой батареей «Пески».
Форт «Николаевский» проектировался с учётом самых передовых фортификационных достижений своего времени, среди которых впервые в отечественных береговых укреплениях было решено применить 305-мм орудия. при строительстве железной дороги к месту строительства пришлось снести деревню и ряд загородных дач высокопоставленных людей, только на расселение которых было потрачено 418379 царских рублей. Часть строений использовались под размещение гарнизона форта. Начиная с 1909 г. строительством форта поочерёдно руководили военные инженеры-строители подполковник Смирнов, капитан Лобанов, капитан Поплавский, капитан Будкевич, подполковник Красовский и инженер Розенталь.
Изначально форт состоял из двух фланговых береговых батарей на четыре 152-мм пушки системы Канэ, одной батареи на восемь 254-мм орудий и ещё одной на восемь 279-мм гаубиц, прикрытых трёхметровым бетонным бруствером, вокруг которых в бетонном массиве была построена развитая сеть подземных ходов сообщения с двухметровым слоем бетона над ними, в казематах которых размещались снарядные погреба, казармы, командно-наблюдательные пункты и галереи с узкоколейной железной дорогой для доставки боеприпасов к орудиям. Весь форт окружал стрелковый вал с опорными пунктами круговой обороны. Для подвоза грузов в гавани, ограниченной восточным и юго-западным молами, были оборудованы один 32-тонный и два 1-тонных крана, от которых к батареям форта была проложена железная дорога.
В 1912 г. началась вторая очередь строительства, по проекту которой началось возведение двух новых крупнокалиберных батарей — открытой на 4 305-мм орудия и башенной на две двухорудийных 305-мм башенных установки конструкции А. Г. Дукельского, под которыми в бетонном массиве располагались казематированные орудийные погреба, казармы, рельсовый путь с электроподъёмником, паровая электростанция и прочие казематы, оснащённые пароводяным отоплением. Вокруг батареи также были обустроены траншеи с укрытиями для выкатных орудий и огневые позиция пехоты, соединённые с батареей потернами.
Минимальный гарнизон форта мог состоять из двух рот крепостной артиллерии и двух рот пехоты, а максимальный мог быть расширен до двух батальонов артиллеристов и одно батальона пехоты соответственно. Так к началу Первой мировой войны по штатам военного времени гарнизон форт насчитывал 2000 артиллеристов, 2000 пехотинцев и ещё более 500 других военнослужащих.
В 1916 г. строительство батарей было завершено и к началу 1917 г. форт вступил в строй в полном составе, а его гарнизон насчитывал уже 5500 военнослужащих.
Но уже осенью 1917 г. в связи с началом Октябрьской революции и последовавшей мобилизации с развалом армии, гарнизон форта лишился большей части личного состава. Кроме того в Финляндии также начались перевороты и революции, в ходе которых никак не могли определиться с демаркацией новой границы и форт остался на финской стороне с личным составом из 150 бойцов, оставшиеся военнослужащие разбегались и к 1918 г. оставались лишь бойцы сестрорецкого отряда красногвардейцев, охранявших форт.
А 24 апреля финско-немецкие войска в ходе преследования отступающих красногвардейцев начали осаду форта и выдвинули ультиматум о сдаче форта, но личный состав форта, имевший большой запас вооружения с мощными орудиями, отказался сдаваться без приказа нового Советского правительства. Тем не менее бывший комендант форта вместе с группой паникёров сбежал с планом укреплений и присоединился к белофиннам, сдав все планы врагу, что ставило под угрозу весь оставшийся личный состав.
Кроме того, из за опасений в разрыве хрупкого Брестского мира, в Москве было принято решение о дальнейшей сдаче форта. Так 24 апреля 1918 г. с главных орудий были сняты замки и вывезены в Кронштадт, а сами батареи были подготовлены к подрыву.
Не смотря на то, что уже 5 мая Германия потребовала передать форт Финляндии, бойцы продолжали держать оборону оставшимся вооружением, ожидая подхода военного корабля с правительственной комиссией в сопровождении ледокола, которая должна была провести исследования как лучше взорвать укрепления, чтобы не оставлять их противнику и уже 14 мая перед отступлением в 23.30 орудийные установки батарей были подорваны, после чего форт перешёл под контроль финской стороны в небоеспособном виде.
Далее согласно условиям Тартуского договора, финская сторона должна была окончательно уничтожить все укрепления форта. Тогда его уцелевшие и ремонтопригодные орудия были вывезены и стали использоваться в финской береговой обороне.
А после последующего возвращения этих земель в состав Советского Союза, на территории форта была построена новая 152-мм береговая батарея, которую после Великой Отечественной Войны законсервировали и в начале 1960-х гг. утилизировали. Тем не менее вплоть до середины 1980-х гг. данная территория была закрыта для посещения гражданскими т.к. возле бывшего форта была обустроена погранзастава и испытательный полигон ЦНИИ Министерства Обороны.
Ну а теперь давайте посмотрим на то, что осталось от позиций этих мощных башенных артиллерийских установок.
Поросший лесом бетонный бруствер.
Место посадки одной из башен.
акой башня была после подрыва.
А так выглядит сейчас.
Здесь ещё можно увидеть остатки металлических конструкций вращавшегося барабана башни.
Место второй башни.
И отсюда можно забраться в подземную часть.
Где по сей день частично сохранились потерны.
Казематы.
Огневые позиции.
И подбашенные галереи.
Огибавшие сами «стаканы» башен.
Выбираемся обратно на улицу.
И пройдёмся вдоль бетонного массива.
Так взорванные укрепления выглядели во время Советско-финской войны.
Теперь же всё поросло лесом.
Теперь же это лишь разрозненные куски бетона, хранящие историю о долгом строительстве мощных укреплений, которые так и не были полноценно задействованы в военном деле.
Ну а на этом всё.
Поделись видео: