Что немцы делали с трофейными танками СССР на секретном полигоне Куммерсдорф

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
3
+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0

Всю бронетехнику немцы испытывали на Куммерсдорфском полигоне, расположенном в полусотне километров южнее Берлина. Для испытания машин в горных условиях и на глубоком снегу были созданы филиалы полигона в Тюрингии и Тирольских Альпах.

После начала Второй мировой войны изучение трофейных образцов стало приоритетным направлением деятельности. Исследовательские работы проводились с целью поиска удачных конструкторских решений для последующего использования в собственных разработках и определения общих тенденций развития. Кроме того, определялись технические характеристики и боевые возможности бронетехники противника, способы эффективной борьбы с ней.

Что немцы делали с трофейными танками СССР на секретном полигоне Куммерсдорф

Основной упор делался на полномасштабные ходовые испытания, машину гоняли по разным поверхностям и в разных режимах движения. Испытанию узлов и агрегатов на стендах в лабораторных условиях внимания уделяли гораздо меньше.

Согласно приказа генштаба каждый новый образец трофейной бронетехники отправлялся в двух экземплярах на полигон. После испытаний один образец оставался в арсенале Куммерсдорфа (рядом со штабами OKW и ОКН в Вюнсдорфе), второй пополнял коллекцию танкового музея Вермахта возле Штеттина.

Куммерсдорфский полигон стал в Германии важнейшим исследовательским центром. Первые образцы зарубежной бронетехники начали изучаться на нем еще в начале тридцатых, сразу после прихода нацистов к власти. В основном это была английская техника, приобретенная через третьи страны. После гражданской войны в Испании на полигон попал советский Т-26, затем испытывались австрийские и чешские образцы. Перечень испытанной там техники значительно расширился после Французской кампании.

Через Куммерсдорфский испытательный полигон прошли практически все советские танки и САУ. Программа испытаний была стандартная. О том, какие именно технические характеристики определялись и каким способом это делали и пойдет речь в этой статье.

Куммерсдорфский полигон. Фото в открытом доступе.
Куммерсдорфский полигон. Фото в открытом доступе.

Первоначально уточнялись геометрические размеры, толщины брони на разных участках, составлялось описание и проводилось фотографирование образца. С помощью стотонного крана и таких же весов определяли массу машины и находили ее центр тяжести.

Определяли показатели геометрической проходимости. Углы въезда и съезда замерами на бетонных площадках, преодолеваемую вертикальную стенку на бетонных эскарпах различной высоты. Универсальный ров, размеры которого можно было менять установкой дополнительных брусьев помогал определить ширину преодолеваемого рва. Глубину преодолеваемого брода определяли в бассейне с регулируемым уровнем наполнения водой.

Для определения величины преодолеваемого подъёма служили одиннадцать площадок с уклоном от 5 до 65% (с градацией через 5%) и покрытием, обеспечивающим надежное сцепление с гусеницами.

На специально подготовленном участке грунтовой дороги с ухабами и боковым уклоном, на котором крен танка доходил до 15 градусов, определялась устойчивость танка от переворачивания и ходовой части от сбрасывания гусениц.

Для определения динамических характеристик и максимальной скорости служила трехсотметровая горизонтальная и прямолинейная бетонная полоса. Точно такой же, но уже 3-х километровый бетонный участок был построен на подъездной дороге к полигону.

Советские танки на Куммерсдорфском полигоне. Фото в открытом доступе.
Советские танки на Куммерсдорфском полигоне. Фото в открытом доступе.

На этой же полосе испытывали и подвеску. В этом случае ее покрывали деревянным настилом с синусоидальным продольным профилем поверхности. Это давало возможность оценить плавность хода, мягкость подвески и склонность к продольному раскачиванию. Впрочем, под тяжелую технику делали и бетонированные профили.

Для определения средних скоростей движения на грунтовых дорогах и пересеченной местности, маневренности и управляемости на 10-ти километровой трассе с промежутками от 80-ти до 150-ти метров отсыпали и утрамбовали поперечные гребни высотой от 15-ти до 20-ти метров. Получившаяся трасса имела большое количество поворотов и чередовала подъемы и спуски с уклоном до 25%.

Самые важные, разумеется, испытания пробегом. В их ходе выясняется надежность боевых машин, их способность выдерживать продолжительные переходы, возможный километраж суточного пробега. Проверяется эргономика, то есть удобство работы экипажа и время, за которое наступает утомляемость, влияющая на его функционирование. Оценивается время, необходимое для проведения обслуживания и ремонтов в полевых условиях.

Такие испытания предполагают длительные и солидные по километражу безостановочные пробеги. Для них было проложено несколько трасс, которые не ограничивались территорией полигона, но и частично захватывали прилегающие государственные дороги, в довольно малонаселенном районе это проблем не создавало.

Профилированный бетонный участок. Фото в открытом доступе.
Профилированный бетонный участок. Фото в открытом доступе.

Максимальная протяженность отдельных маршрутов достигала пяти сотен километров. Трассы включали в себя участки дорог с разными типами покрытия. Они захватывали бетонные автострады, были участки с брусчаткой и грейдерным щебеночным твердым покрытием.

Кроме этого, обычные грунтовые дороги и труднопроходимые участки с пересеченной местностью, песчаными и слабыми грунтами, заболоченные отрезки. В одном из таких в конце сорок четвертого удалось утопить «Мауса» по башню, впрочем, после того как его окопали со всех сторон он смог выбраться самостоятельно.

Немцы даже учли, что на испытания по выносливости, то есть износа в реальных условиях эксплуатации значительно влияют погодные условия. Для проверки работы воздухоочистителей была построена специальная «пылевая камера», представляющая из себя длинный ангар с полом покрытым толстым слоем сухой пыли. Танк, проходя через него оказывался в условиях, соответствующих движению в колоне по пыльной дороге летом. Это позволяло получать достоверные данные не зависимо от времени года, на которое пришлись испытания.

В целом, Куммерсдорфский полигон по уровню технического оснащения и количеству разнообразных вариантов созданных дорожных условий и специальных инженерных сооружений был одним из самых лучших в мире и позволял делать вполне обоснованную и объективную оценку любого образца бронетехники, не зависимо от класса.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Испытания Шерманов. Фото в открытом доступе.
Испытания Шерманов. Фото в открытом доступе.

Кроме того, он служил основной площадкой для демонстрации новых образцов высшему руководству Рейха и командованию вермахта, представителям иностранных дипмиссий. На нем же снималось большинство учебных фильмов и разрабатывались необходимые учебные пособия.

При подходе советских войск на базе испытуемой техники был создан танковый батальон (в других источниках упоминается рота) «Куммерсдорф», который влили в состав танковой дивизии Мюнхеберг». Ничем особенным это подразделение себя не зарекомендовало, сведений о его участии в боевых действиях не осталось. После войны оставшаяся документация полигона была систематизирована и изучена, принеся немало полезного для развития научных исследований и разработок бронетехники Советского Союза.

+1
0
+1
3
+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
Добавить комментарий