Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Герой разведки на экране и в книге: как киноляп исказил образ Шарапова
В советской классике «Место встречи изменить нельзя» один такой нюанс связан с образом Владимира Шарапова. Сцена, где он впервые появляется в парадной форме, украшенной множеством орденов и медалей, удивляет не только его сослуживцев, но и зрителя. Почему?
Шарапов — персонаж сложный, внутренне сдержанный, интеллигентный. За плечами у него — служба в разведке в годы Великой Отечественной войны. Он не любит говорить о себе, не кичится боевым прошлым. Именно поэтому появление на празднике в честь годовщины Октябрьской революции в полной орденской выкладке становится неожиданным даже для его коллег.
Глеб Жеглов в этот момент не удерживается от остроты: «Когда тебе в МУРе столько же нашлёпают — считай, жизнь прожил не зря». Формально — это шутка между товарищами. Но она звучит неоднозначно.
Ведь Шарапов уже проявил себя в боях, командуя группами в тылу врага, и не раз рисковал жизнью. На фоне этого замечание Жеглова может восприниматься как ревнивая колкость. Возможно, дело в том, что у самого Жеглова — лишь один орден Красной Звезды. Или же это просто авторский приём — подчеркнуть различие в характерах двух центральных героев.
Любопытно, что по сюжету они уже не первый день работают вместе. А значит, Жеглову должны быть известны боевые заслуги его напарника — как минимум из личного дела, которое он, несомненно, изучал. Это ведь основа оперативной надёжности. Поэтому его удивление по поводу наград Шарапова вызывает дополнительные вопросы.
Если обратиться к роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», который лёг в основу сценария, становится ясно: в фильме отражены далеко не все отличия Шарапова. В книге его парадный мундир должен быть украшен ещё большим числом наград, чем показано на экране. Более того — указано, за какие именно эпизоды и подвиги он был ими награждён.
Одна из сцен, в которой Шарапов вспоминает о службе в разведке, из киноверсии была вырезана. Причиной, по словам создателей, стала её слабая убедительность. Тем не менее, именно там зритель мог бы узнать больше о героическом прошлом персонажа.
Авторы романа Вайнеры, кстати, были откровенны: актёр Владимир Конкин, сыгравший Шарапова, им не подошёл. Не потому, что он плохо играл или не справился с ролью. Просто, по их мнению, он не соответствовал образу. В книге — это волевой, крепкий, внутренне и внешне суровый человек, «дважды раненый, двадцать два раза ходивший в рейды и каждый раз возвращавшийся с пленным немцем». Такой тип — не в амплуа Конкина. Они прямо говорили: «Он просто не из этой породы».
А что же в кадре? На форме Шарапова зритель может разглядеть ордена Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, две медали «За отвагу», а также награды «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». Кроме того — значок «Гвардия» и две нашивки на рукаве, говорящие о двух тяжёлых ранениях.
Однако внимательный зритель обнаружит нечто странное: среди наград Шарапова — польский орден «Виртути Милитари». В оригинале книги этой награды у героя не было. Как он появился на экране — загадка.
Возможно, муляж оказался под рукой у реквизитора, или было принято стилистическое решение «украсить» героя символом международного признания. Хотя, строго говоря, в фильме фигурирует не сам орден, а подвешенный на ленту «Виртути Милитари» польский послевоенный «Крест заслуги» третьей степени.
Очевидно, между литературной и кинематографической версией биографии Шарапова существуют расхождения. Но причина таких «несостыковок» кроется, скорее всего, в производственных особенностях советского кино. Чаще всего, при создании костюмов и реквизита использовалось то, что имелось в наличии. Строгая историческая достоверность уступала месту практичности и скорости съёмочного процесса.
Такие мелкие огрехи — не редкость в советском кинематографе. Они не искажают общей картины и не снижают художественную ценность фильма. Несмотря на подобные нюансы, «Место встречи изменить нельзя» остаётся выдающимся произведением своего времени.
К слову, всё это поднимает и более глубокий вопрос: где проходит граница между правдой жизни и правдой искусства? В данном случае, правда кинематографа — не точная копия романа, а художественная интерпретация. И она работает, если зритель верит герою.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Так или иначе, история с боевыми наградами Шарапова — это лишь пример интересного киноляпа. Кино замечательное, и от этого конечно же хуже не становиться, всем кто не смотрел советую! Хотя я думаю, что среди читателей таких и не найдется.
Поделись видео:

Интересно, наказываются консультанты за киноляпы?