Что экономичнее: АКПП или МКПП — принятое в быту мнение оказалось неверным. Рассказываю

Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

С момента появления гидромеханических коробок переключения передач за ними прочно закрепился ярлык неэкономичных. В целом всё верно, обычные седаны с АКПП на 3-4 ступени были медлительнее, иногда шумели и грелись, и к тому же требовали от водителя определённого уровня подготовки. Тогда как на автомобиле с МКПП мог поехать даже новичок, если, конечно, не будет путать передачи и педали.

В целом для эффективного использования всех возможностей автоматической трансмиссии, не навредив ей, нужно было пару лет кататься на автомобиле, набираясь опыта. Благодаря гидротрансформатору АКПП серьёзно упрощала движение по городу, на трассе в потоке машин при постоянном маневрировании. И кстати, это один из главных факторов, позволяющих считать автоматическую коробку более экономичной.

Мнения экспертов разделились

Эксперты по этому поводу тоже высказываются по-разному. Одна группа специалистов справедливо считает, что гидротрансформатор сам по себе не может обеспечить экономичность передачи энергии от мотора к колёсам. В результате на современных гидромеханических коробках-автоматах в лучшем случае теряется до 10% крутящего момента, в худшем — 14-15% механической энергии.

BMW F10
BMW F10

Для сравнения: у механической коробки коэффициент передачи энергии 98%. В АКПП энергия теряется в основном за счёт вязкости жидкости и внутреннего трения гидравлического потока, плюс потребление насосом и приводами включения. В механической коробке все потери — это результат взаимного трения поверхностей зубьев шестерён и зубчатых колёс. Смазки для МКПП сейчас неплохие, поэтому потери в целом невелики.

Вторая группа экспертов, наоборот, считает механическую коробку и даже роботизированную КПП плохо приспособленной для передачи крутящего момента. Прежде всего из-за ступенчатого изменения передаточного числа. В современной механической коробке легкового автомобиля редко бывает больше шести передач. Только у тяжёлых грузовиков их может быть до 10-12.

Проблема ступенчатого переключения

А диапазон оборотов бензинового двигателя легковушки от 800 об/мин до 3500 об/мин. То есть в среднем 400 об/мин на одно переключение вверх или вниз. Проблема в том, что из-за МКПП нагрузка на коленчатый вал мотора меняется ступенчато, практически сразу на 15% больше или меньше.

В момент переключения ручкой в камере сгорания, во впускном и выпускном трактах эластичность двигателя несколько компенсирует потерю оборотов и тяги, но расход топлива в этот момент подскакивает на 30-40%. Затем система управления впрыском топлива адаптирует работу всех систем и нормализует расход топлива. И чем чаще водитель работает ручкой переключения передач, тем сильнее перерасход бензина или дизельного топлива.

-2

В автоматической коробке момент переключения сильно сглаживается работой гидротрансформатора. Более плавное изменение крутящего момента приводит к тому, что при переключении на планетарке расход увеличивается всего на несколько процентов. Мало того, современные гидромеханические коробки давно получили расширенный диапазон переключений, уже давно нормой стала 8-ступенчатая трансмиссия.

Преимущества автоматики

Причём включение более высокой или более низкой передачи определяет не водитель, а компьютер. И нужно сказать, с оптимизацией нагрузки на двигатель электроника справляется лучше, чем самый опытный водитель. В итоге получается, что такая трансмиссия лучше адаптируется под работу двигателя и сопротивление колёс, что приводит к существенной экономии топлива. Естественно, все перечисленные плюсы работают только при правильно отрегулированной трансмиссии.

А механическая коробка переключения передач так и осталась под полным контролем водителя. Причём только единицы из профессионалов могут похвастаться навыками экономичной езды. Остальные переключаются и жмут на педаль газа так, как им нравится.

Испокон веков принято считать, что наиболее экономичная езда обеспечивается самой высокой передачей. В целом это так, но сейчас специалисты говорят, что для машин с МКПП важнее выдерживать обороты в оптимальном диапазоне. Естественно, без компьютера говорить об экономии довольно сложно. Когда-то, давным-давно, на советских «Жигулях» стояли нехитрые приборы — эконометры.

Всё, что показывали эти примитивные приборы, — это разрежение в потоке воздуха во впускном коллекторе. Чуть придавил педаль газа — и стрелка поползла из зелёной зоны в красную. Удивительно, но это здорово помогало экономить и не давить попусту на гашетку.

Вариаторы

Интересно, что наилучшей экономичностью могут похвастаться вариаторы с гидротрансформаторным блоком. У этих трансмиссий КПД достигает 95%, опять же можно было бы и больше, но гидромеханика не даёт. Поэтому довольно много моделей CVT-коробок без гидротрансформатора, хотя это в значительной степени снижает преимущества вариатора, делает его уязвимым к ударной нагрузке. Зато потери на трансмиссии почти как у МКПП.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии