Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Почти каждый человек хоть раз в жизни поддавался всеобщему ажиотажу во время распродаж типа Черной пятницы. Даже взрослые и опытные люди ведутся как дети на яркую обёртку. А почему нас так тянет на все эти «аттракционы неслыханной щедрости»?
Откуда ноги растут у шопингового безумия
«Черная пятница» в том виде, в каком мы её знаем, появилась не так уж давно. В середине прошлого века в США она была просто днём после Дня благодарения, когда люди начинали готовиться к Рождеству и делали первые покупки. Но постепенно владельцы магазинов смекнули, что на этом можно хорошо заработать, и начали устраивать «грандиозные распродажи». Ну а потом уже эта «лихорадка» перекинулась и на другие страны, в том числе и на нашу.
Сейчас уже никого не удивишь очередями в магазинах при распродажах. Каждый год вижу репортажи из Америки, где покупатели буквально деруться за телевизоры с большой скидкой. Жуть, конечно. А с другой стороны, это прекрасно показывает, насколько сильно люди подвержены «скидочному гипнозу».
Нейробиология скидочного шопинга
Оказывается, за всем этим ажиотажем не только желание сэкономить, но и вполне себе конкретные химические процессы в нашем мозге. Главные «виновники» – это прилежащее ядро и нейромедиатор дофамин.
Прилежащее ядро – это область в мозге, которая отвечает за удовольствие и вознаграждение. Когда мы видим что-то желанное, особенно по привлекательной цене, то прилежащее ядро активизируется, и человек чувствует прилив радости и удовлетворения. Такие же, как при выигрыше в лотерею или получение чего-то, о чем давно мечтал.
А дофамин – это «гормон счастья», который усиливает ощущение удовольствия и заставляет нас стремиться к повторению приятного опыта. То есть, чем больше мы покупаем со скидкой, тем больше дофамина вырабатывается, и тем сильнее хочется покупать ещё и ещё. Получается такой замкнутый круг.
Кстати, учёные давно изучают влияние дофамина на поведение. В журнале «Nature Neuroscience» была опубликована статья, где говорилось, что дофамин не только вызывает чувство удовольствия, но и делает более импульсивными в принятии решений. То есть, под воздействием дофамина люди рационально оценивают ситуацию и более подвержены эмоциональным порывам. Вот вам и разгадка шопингового безумия.
Как маркетологи играют на наших слабостях
Теперь посмотрим, как нейробиологическими особенностями пользуются маркетологи. Ведь они прекрасно знают, как заставить нас раскошелиться.
Один из самых распространённых трюков – это создание искусственного дефицита. В продажах часто используются объявления: «Только сегодня!», «Количество товара ограничено!», «Успейте купить до полуночи!». И что происходит? Мы начинаем нервничать, бояться упустить выгодное предложение, и в итоге покупаем то, что нам, может быть, и не особо нужно. А потом всю ночь ворочаемся, думая, а нужна ли была вообще эта покупка. Вот так и работает эта «психология дефицита».
Ещё один эффективный приём – это создание ажиотажа. Магазины могут специально устраивать огромные очереди, давку, чтобы у покупателей возникло ощущение, что они участвуют в чём-то очень важном и ценном. Ведь если столько людей хотят это купить, значит, это действительно стоящая вещь, правда? И вот мы уже готовы толкаться локтями и даже драться за последний товар со скидкой.
Противоядие от шопинговой лихорадки
На самом деле, мы вполне способны контролировать свои желания и принимать взвешенные решения о покупках. Главное – знать, как это делать.
Психологи на этот счет дают три простых, но вполне эффективных совета, которые помогут не стать жертвой шопинговой лихорадки.
Взять паузу
Простой, но очень мощный инструмент. Когда вы видите товар по привлекательной цене, не спешите его сразу покупать. Возьмите паузу, отойдите в сторону, подумайте, действительно ли вам нужна эта вещь. Если вы в магазине, то можете просто походить с ней по залу минут 10-15. За это время первый эмоциональный порыв спадёт, и вы сможете более трезво оценить ситуацию. А если покупка делается онлайн, то лучше всего отложить её на несколько часов или даже на день. За это время вы успеете остыть и принять взвешенное решение.
Переключение внимания
Если вы чувствуете, что вас захватывает шопинговый азарт, попробуйте отвлечься на что-то другое. Позвоните другу, почитайте книгу, посмотрите фильм, сделайте зарядку – в общем, займите себя чем-то, что не связано с покупками. Пошел, чай попил, покормил кота – и уже не так хочется тратить деньги. Это поможет вам снизить чрезмерно высоки уровень дофамина и вернуть себе контроль над ситуацией.
Список покупок
Старый добрый метод, который многие недооценивают. Перед тем, как отправиться в магазин или начать шопинг онлайн, составьте список всего, что вам действительно нужно. И строго придерживайтесь этого списка, не отвлекаясь на «выгодные предложения» и «случайные покупки». Списки помогают не накупить лишнего. Кстати, можно даже указать в списке примерную цену, которую вы готовы заплатить за каждый товар. Это поможет избежать переплаты и не поддаться на уловки маркетологов.
И, конечно, не стоит забывать, что счастье-то не в количестве вещей, а в качестве прожитых моментов. Можно получить гораздо больше удовольствия от общения с близкими людьми, путешествий, от хобби, чем от очередной покупки, которая будет пылиться на полке. Поэтому нужно ценить свои ресурсы, тратить деньги с умом и не поддаваться на уловки маркетологов. Ведь все же мы хозяева своей жизни, а не жертвы и рабы скидок и распродаж.
Поделись видео: