Loading...
Что даст Украине «собственный АВАКС»? - новости Подоляка

Что даст Украине «собственный АВАКС»?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
9
+1
8
+1
53
+1
3
+1
21
+1
10
+1
4

Новость о том, что Швеция передаст Украине самолёт дальнего радиолокационного обзора и управления Saab 340 AEW&C произвела сильное впечатление. С обеих сторон границы / ЛБС раздались воинственные клики. С той стороны – «Ну, теперь мы им покажем!», с этой – «Да сшибём мы эту тарахтелку в момент!». Впрочем, это крики «с диванов». Попробуем оценить, что собой представляет эта машина, и что даст ВС Украины появление в составе ВВС самолёта ДРЛО.

Saab 340 AEW&C (впрочем, в ВВС Швеции его именуют S-100 Argus – впредь используем это обозначение, оно короче) был первой машиной с неподвижным «полотном» антенны РЛС с ФАР. Такая конфигурация даёт существенное снижение массы станции и создаваемого антенной дополнительного аэродинамического сопротивления. Это – хорошая новость (для разработчиков и эксплуатантов).

А вот и плохая: такая конструкция не обеспечивает станции кругового обзора. По этой причине, например, ВВС Великобритании даже не стали рассматривать S-100 при выборе замены своим устаревшим самолётам ДРЛО Boeing E-3D Sentry.

Однако это критично, когда появление самолётов противника возможно с любого направления. В воздушной войне над Украиной ситуация проще: самолёты ВВС РФ могут подойти только с востока. Так что «кривота» S-100 легко компенсируется – достаточно летать с севера на юг и наоборот, выполняя «змейку». Полёт по «восьмёрке» тоже сгодится.

Кабина пилотов S-100 не выглядит современной (борт ВВС Таиланда)

Теперь о самой РЛС. Это не «последний писк моды». Контракт с Ericsson Microwave Systems на разработку радара PS-890 Erieye AEW шведские военные заключили в 1985-м году (почти сорок лет назад). Разработка шла не быстро. Первые две серийных РЛС были поставлены для войсковых испытаний в 1996-м году, а приняли систему на вооружение годом позднее.

ВВС Эмиратов сделали выбор в пользу станции Erieye, правда, на другом носителе.

Тем не менее, станция получилась удачной, и стоит на вооружении (используя разные самолёты-носители) в нескольких странах. Причём это не обязательно «АВАКС для бедных». ОАЭ – весьма солидный покупатель – использует модифицированную версию РЛС Erieye, установленную на бизнес-джет Bombardier Global 6000.

Одна из стран-операторов – Пакистан. Там S-100 успели даже повоевать – в одном из многочисленных столкновений с ВВС Индии. Результаты применения шведских ДРЛО неизвестны. Однако, судя по тому, что Пакистан заказал ещё четыре борта (на базе Saab 2000), лётчики оценили S-100 положительно.

РЛС PS-890 Erieye работает в S-диапазоне (3 ГГц / ~10 см). Активная фазированная решётка имеет 192 полупроводниковых приёмо-передающих модуля. АФАР позволяет сосредоточить внимание на особо опасных секторах наблюдения, не оставляя при этом без присмотра и другие зоны.

Модули станции Erieye требуют хорошего охлаждения.

Антенна массой 900 кг размещена в обтекателе длиной 9 м, расположенном «на спине» фюзеляжа самолёта-носителя. Угол обзора (по разным источникам) – 120-150 град. При этом дальность обнаружения при отклонении луча от плоскости симметрии антенного полотна снижается (упрощенно, по косинусоиде). Вперед и назад Erieye видит плохо, а уж о целеуказании / наведении в этих секторах можно совсем забыть.

На стандартной рабочей высоте 6 000 м РЛС имеет заявленную максимальную дальность обнаружения 450 км. Цель типа «истребитель» (по разным оценкам, с ЭПР=3-5 кв.м) может быть обнаружена на расстоянии ~360 км, а крылатая ракета (или аналогичная по ЭПР цель) – на ~200 км. Утверждается, что Erieye способен обнаруживать зависшие вертолеты (традиционно сложная цель для РЛС). Система госопознавания срабатывает на дистанции 500 км и способна одновременно отслеживать до тысячи воздушных и до пятисот морских целей.

Характерной особенностью S-100 было отсутствие операторов РЛС на борту. Правда, это исправимо. Например, Греция, взяв два таких самолёта в аренду, оговорила установку в салоне двух рабочих консолей. После возвращения в Швецию самолеты получили еще одну консоль оператора. Видимо, в такой комплектации и будет украинский борт. Три оператора – это немного. Однако наличие качественной системы канала связи позволит подключить к работе «наведенцев», сидящих на земле (как это было изначально).

В «салоне» S-100 после модернизации появились три места операторов.

Может показаться, что «табличная» дальность обнаружения истребителя (~360 км) недостаточна для эффективного обзора границ Украины. Однако не будем забывать, что ЭПР используемых ВВС РФ самолётов Су-27/30/34/35, а особенно МиГ-31, далека от «канонических» трёх-пяти метров (считается, что такую ЭПР имеет МиГ-21, причём без подвесок). Так что можно не сомневаться, что шведская РЛС будет обнаруживать наши машины на пределе своей технической дальности. А это 450 км – не так уж и мало.

Вот что увидит S-100, если его «подвесить» над Черкассами.

Впрочем, если S-100 появится у противника «уже завтра», изменения в противостоянии двух ВВС будут не слишком значимыми. Информацию о российских самолётах мало получить – её нужно «довести до исполнителей». На самолётах западного производства для этого установлены терминалы канала обмена тактической информацией Link 16. На украинских «сушках» и «мигарях» такого оборудования нет. Совместить эту систему с российской ТКС (телекодовая связь) не удастся.

В начале марта текущего года первый из двух заказанных Saab 340 AEW получили ВВС Польши. Нет сомнений, что поляки помогут соседям в освоении и обслуживании шведской техники.

Несомненно, более эффективной станет работа украинской ПВО. В ней достаточно много ЗРК западного производства, оснащённых стандартной для НАТО аппаратурой обмена тактической информацией. Ну, и, возможно, истребители украинской ВВС будут немного точнее наводиться на БПЛА. Но очень немного.

В качестве бонуса в иностранных источниках называют возможности шведского ДРЛО определять координаты наземных источников радиоизлучения. Это позволит как выдавать задания на доразведку (с помощью БПЛА), так и непосредственно использовать целеуказание S-100 для нанесения ударов по РЛС и пунктам связи противника.

А вот изменения в части воздушных боёв станут заметны только после получения украинскими ВВС истребителей F-16. С учётом того, что эти машины несут УРВВ AIM-120, противник будет достаточно серьёзным. Особенно во взаимодействии с самолётом ДРЛО.

Но это тема отдельного разговора, и к ней мы, надеюсь, вернёмся на следующей неделе.

Алексей Захаров,
авиационный эксперт

+1
9
+1
8
+1
53
+1
3
+1
21
+1
10
+1
4

Поделись видео:
Источник
Подоляка
5 1 голос
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии