Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Вопрос автоматов заряжания на советских и российских танках стоит особенно остро из-за проблем компоновки корпуса. Их пытались решить в СССР, России, Украине. Суть от этого не менялась — сменить карусельный автомат на конвейерный. Переход до сих пор не произошёл по ряду причин, о которых ниже.
Конвейерный автомат заряжания
Конвейерные автоматы заряжания представляют собой замкнутую цепь, в «звеньях» которой расположены унитарные или раздельные снаряды, а за лентой находится цепной досылатель. Подобные автоматы заряжания ставят в корме башни и примеров много… AMX-56, Type-90, Type-10, K2… Среди прототипов на постсоветском пространстве стоит отметить Т-84-120 и Объект 640. Примечательно, что оба прототипа демонстрируют разные подходы к созданию автомата заряжания.
Т-84-120 — классическую для танков западной школы компоновку конвейерного АЗ, в отличие от Объекта 640, где была разработана концепция транспортно-заряжающего контейнера (ТЗК). Другими словами, кормовая ниша полностью съёмная, что позволило бы производить оперативную замену автомата заряжания или его ремонт.
Когда сильно упростили
С первыми проблемами практической реализации конвейерного АЗ столкнулись в начале нулевых во время ОКР «Бурлак». Его башня обладала автоматом заряжания в башне, сварной и модульной конструкцией брони, новой схемой размещения ДЗ, новой для танков России закрытой пулемётной установкой. Предполагалось, что «Бурлак» станет единым боевым модулем для танков Т-72, Т-80 и Т-90, но у проекта был ряд проблем. Конструкция оказалась очень тяжёлой и дорогой в изготовлении. В качестве решения данных проблем отказались от новой ЗПУ, модульной брони и автомата, ограничившись кормовой нишей с не автоматизированной укладкой снарядов.
Речь идёт о башне «Прорыв-1». Предположительно она изображена на одном из прототипов Т-80БВМ. Кроме неё появился проект «Прорыв-2», который установили на корпус Т-90А. Финальный вариант — «Прорыв-3» получил множество дополнений, навесного оборудования и кожухи, закрывающие некоторые элементы бортовой динамической защиты.
Почему нет конвейерного АЗ?
Кроме высокой стоимости перехода на новый автомат заряжания (даже при условии, что орудия и снаряды не изменятся) есть ряд практических проблем, включая боевые качества отечественной бронетехники. Одно из таковых — углы безопасного маневрирования. Эта особенность советской, а позже и российской бронетанковой техники тянется ещё из послевоенного периода и сохраняется по сей день. Она позволяет поворачивать башню в приделах 20-30 градусов относительно фронта не рискуя получить снаряд в борт.
Второе преимущество спорное в наше время, но его нельзя игнорировать… Низкое расположение снарядов в корпусе танков Т-72 и Т-90. Если не используются стандартные брикеты для снарядов, то уничтожить танк попадание в карусельный автомат не так просто, как кажется. К тому же, при обстреле с фронта или флангов в приделах 30 градусов из пушек, РПГ или ПТРК, далеко не факт, что снаряд пробьёт броню.
С другой стороны, кормовая ниша без автомата заряжания имеет ряд преимуществ… Одно из таковых — полнейшая изоляция экипажа от не автоматизированного места хранения снарядов в башне. То есть, при пожаре БК или его детонации, танкисты останутся живыми. Как было отмечено ранее, сохраняются углы безопасного маневрирования, а в случае отсутствия снарядов в кормовой нише башни, экипаж получает отличный ящик для хранения личных вещей и инструмента, размещения систем подавления или РЭБ.
Технические проблемы
Давайте уточним сразу — в России существуют разработки конвейерных автоматов заряжания. Проект, разработанный для Объекта 640 даже описан в патенте. Он же вводит новую концепцию ТЗК — модульной кормы башни. Что же мешает установить этот АЗ в существующие башни?
Во-первых, ширина этих самых башен. Конструкция Объекта 640 шире существующих аналогов и лишена углов безопасного маневрирования. То есть, надо разработать новую башню. Во-вторых, надо адаптировать существующие пушки к принципиальным изменениям АЗ. Сейчас существует деление 125 мм пушек на 2А46-М4 и 2А46-М5. Разница — первая адаптирована под карусельный механизм, а вторая, под карусельный автомат заряжания. Появление конвейерного АЗ не вычеркнет из производства карусельные конструкции, а замена будет производиться слишком долго. Производство трёх вариантов оружия придётся вести параллельно, как и самих механизмов/автоматов заряжания.
Боевая ценность конвейерного автомата тоже под вопросом, ибо для доступа АЗ к орудию необходимо сделать отверстие в перегородке — ослабить её и подвергнуть экипаж риску. Эта проблема доказана на практике боевого применения танков НАТО.
Итог
Переход на конвейерный автомат заряжания экономически и технически нецелесообразный. К тому же, российские танки теряют ряд спорных, но ощутимых преимуществ, часть из которых делает их более приспособленными к актуальному конфликту, чем танки стран НАТО.