Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Проект «Река» (ВАЗ-2122)
Про плавающий УАЗ я как-то уже рассказывал, но была ведь еще и плавающая «Нива» для военных. Ну точнее амфибия, построенная с использованием узлов и агрегатов первого в мире кроссовера.
Разработка полноприводного плавающего автомобиля велась в Тольятти с 1972 года под шифром «Река». Работы над военным проектом на гражданском заводе маскировали под создание амфибии для охотников и рыболовов.
Чтобы обеспечить плавучесть, нижнюю часть корпуса выполнили в качестве герметичной ванны, в которую убрали мотор, КПП, раздатку. Приводы колес, рулевые тяги и карданы, в свою очередь, пришлось закрывать специальными резиновыми «чулками».
Двигатель и трансмиссию машина, конечно, получила от «Нивы», чей выпуск стартовал в 1977 году. А вот резину для «Реки» создали новую — ВлИ-6 с массивными грунтозацепами (позднее от нее отказались в пользу обычного комплекта от ВАЗ-2121). А еще внутри был насос от БТР, позволявший выкачивать изнутри воду.
Главной проблемой ВАЗ-2122 был перегрев двигателя, с которым от одного прототипа к другому постоянно боролись.
По итогам испытаний, прошедших с 20 апреля по 30 ноября 1983 года, в том числе в экстремальных условиях условиях туркменских пустынь и высокогорного Памира, автомобиль был рекомендован к принятию на вооружение.
И вот тут возникла проблема с подготовкой к производству. Выпускать амфибию на той же линии, что обычные «Нивы» было невозможно, поскольку процедура соединения мотора и трансмиссии с кузовом (так называемая «свадьба») в корне отличалась. А значит требовалось создать новую линию с новым оборудованием. Военные же готовы были платить исключительно за готовые машины. В итоге «Река» так и осталась лишь интересным прототипом.
НАМИ-0281
Эту легкую амфибию разработки НАМИ во многих источниках называют предком довольно известного бронеавтомобиля «Водник.
Он представлял собой нечто среднее между транспортером переднего края, легкой амфибией и бронетранспортером. И чем-то внешне напоминал БРДМ, но без верхней части корпуса.
Место водителя находилось по центру, за ним размешались до восьми пехотинцев. Двигатель разместили в корме. Машина получила независимую гидропневматическую подвеску с регулировкой клиренса, двухвальную раздатку с приводом отбора мощности на гребной винт и принудительную блокировку дифференциалов. На шоссе НАМИ-0281 разгонялся до 125 км/ч.
По-сути амфибия была лишь концептом, исследованием возможностей, и в таком виде не предполагалась для серийного производства.
ЗиЛ-135В (9П116)
Очень необычный аппарат. Просто представьте: самоходная пусковая установка крылатой ракеты сухопутного базирования, предназначенная для транспортировки вертолетом с гибридной силовой установкой из газотурбинного двигателя от вертолета Ми-2, генератора и электромоторов на колесах.
Как он появился на свет? В начале 1960-х в СССР приняли на вооружение ракетный комплекс ФКР-2 с крылатой ракетой С-5 наземного базирования (сухопутная версия морской П-5) на базе нового четырехосного шасси ЗиЛ-135К.
Помимо классического варианта была разработана и пусковая установка ЗиЛ-135В для транспортировки на вертолете. Несмотря на схожий индекс, это была совсем другая машина, построенная вокруг транспортно-пускового контейнера ракеты.
Комплекс должен был перебрасываться в зону пуска на модифицированном тяжелом вертолете-кране Ми-10РВК на дальность до 200 км. После приземления самоходная пусковая установка могла преодолеть уже своим ходом 40 км со скоростью до 16 км/ч то точки пуска и вернуться обратно к вертолету.
Для пуска задняя часть приподнималась вверх с помощью гидравлических домкратов и собственных колес.
Выглядеть пуск должен был примерно так. Визуализация, конечно, грубая, но довольно смешная.
Испытания показали, что вертолет не мог доставить ЗиЛ-135В на ту дальность, на которую планировалось. Также из-за высокой парусности при транспортировке серьезно усложнялось управление. В общем, получилось сложно, дорого и без особых преимуществ и в 1965 году проект закрыли.
Да и ракета С-5 вскоре будет снята с вооружения. ФКР-2, в свою очередь, хоть и был серийным но особо долго не эксплуатировался.
КрАЗ-Э260Е
Газотурбинный КрАЗ. Да, все верно, вы не ослышались.
Первую такую машину построили в Кременчуге в 1974 году на базе еще опытного КрАЗ-260. В него установили газотурбинный двигатель ГАЗ-99Д мощностью в 350 лошадиных сил.
По сравнению с дизелем он обладал сниженной в 3-6 раз токсичностью, вдвое меньшей массой и более низким расходом топлива. Правда в моторный отсек он не влез, поэтому пришлось удлинять.
Слабым местом оказалась трансмиссия. ГТД раскручивался до 33 тысяч (!) оборотов в минуту. Чтобы снизить до приемлемых 2-2,5 тысяч, пришлось устанавливать тяжелый редуктор, усиливать коробку передач и сцепление. Для забора воздуха ГТД потребовалась специальная впускная система с фильтрами.
Несмотря на все старания, испытания трансмиссия не выдержала. В 1976-м создали обновленную версию газотурбинного КрАЗа, у которой силовая установка уже помещалась в двигательный отсек, но и в этот раз трансмиссия не вывезла.
Поэтому финал был предсказуем: дальнейшие работы прекратили в начале 1980-х.
Поделись видео: