Четыре опытных советских военных автомобиля, о которых вы вряд ли слышали

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
8
+1
1
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0

Проект «Река» (ВАЗ-2122)

Про плавающий УАЗ я как-то уже рассказывал, но была ведь еще и плавающая «Нива» для военных. Ну точнее амфибия, построенная с использованием узлов и агрегатов первого в мире кроссовера.

Разработка полноприводного плавающего автомобиля велась в Тольятти с 1972 года под шифром «Река». Работы над военным проектом на гражданском заводе маскировали под создание амфибии для охотников и рыболовов.

Первые эскизы. Источник фото: https://topwar.ru/165817-proekt-reka-boevoe-zemnovodnoe-iz-toljatti.html

Чтобы обеспечить плавучесть, нижнюю часть корпуса выполнили в качестве герметичной ванны, в которую убрали мотор, КПП, раздатку. Приводы колес, рулевые тяги и карданы, в свою очередь, пришлось закрывать специальными резиновыми «чулками».

Водные испытания ранней версии машины. Источник фото: https://topwar.ru/165817-proekt-reka-boevoe-zemnovodnoe-iz-toljatti.html

Двигатель и трансмиссию машина, конечно, получила от «Нивы», чей выпуск стартовал в 1977 году. А вот резину для «Реки» создали новую — ВлИ-6 с массивными грунтозацепами (позднее от нее отказались в пользу обычного комплекта от ВАЗ-2121). А еще внутри был насос от БТР, позволявший выкачивать изнутри воду.

Главной проблемой ВАЗ-2122 был перегрев двигателя, с которым от одного прототипа к другому постоянно боролись.

А вот уже поздняя «Река» в пустыне. Источник фото: https://topwar.ru/165817-proekt-reka-boevoe-zemnovodnoe-iz-toljatti.html

По итогам испытаний, прошедших с 20 апреля по 30 ноября 1983 года, в том числе в экстремальных условиях условиях туркменских пустынь и высокогорного Памира, автомобиль был рекомендован к принятию на вооружение.

Машина поздней серии на испытаниях

И вот тут возникла проблема с подготовкой к производству. Выпускать амфибию на той же линии, что обычные «Нивы» было невозможно, поскольку процедура соединения мотора и трансмиссии с кузовом (так называемая «свадьба») в корне отличалась. А значит требовалось создать новую линию с новым оборудованием. Военные же готовы были платить исключительно за готовые машины. В итоге «Река» так и осталась лишь интересным прототипом.

НАМИ-0281

Эту легкую амфибию разработки НАМИ во многих источниках называют предком довольно известного бронеавтомобиля «Водник.

НАМИ-0281 с поднятым стеклом. Источник фото: https://nashi-avto.ru/ru/nami/s/%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8-0281.html

Он представлял собой нечто среднее между транспортером переднего края, легкой амфибией и бронетранспортером. И чем-то внешне напоминал БРДМ, но без верхней части корпуса.

Место водителя находилось по центру, за ним размешались до восьми пехотинцев. Двигатель разместили в корме. Машина получила независимую гидропневматическую подвеску с регулировкой клиренса, двухвальную раздатку с приводом отбора мощности на гребной винт и принудительную блокировку дифференциалов. На шоссе НАМИ-0281 разгонялся до 125 км/ч.

НАМИ-0281 с откинутым стеклом и полной посадкой. Источник фото: https://nashi-avto.ru/ru/nami/s/%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8-0281.html

По-сути амфибия была лишь концептом, исследованием возможностей, и в таком виде не предполагалась для серийного производства.

ЗиЛ-135В (9П116)

Очень необычный аппарат. Просто представьте: самоходная пусковая установка крылатой ракеты сухопутного базирования, предназначенная для транспортировки вертолетом с гибридной силовой установкой из газотурбинного двигателя от вертолета Ми-2, генератора и электромоторов на колесах.

-8

Как он появился на свет? В начале 1960-х в СССР приняли на вооружение ракетный комплекс ФКР-2 с крылатой ракетой С-5 наземного базирования (сухопутная версия морской П-5) на базе нового четырехосного шасси ЗиЛ-135К.

ФКР-2 во время одного из парадов на Красной площади

Помимо классического варианта была разработана и пусковая установка ЗиЛ-135В для транспортировки на вертолете. Несмотря на схожий индекс, это была совсем другая машина, построенная вокруг транспортно-пускового контейнера ракеты.

Комплекс должен был перебрасываться в зону пуска на модифицированном тяжелом вертолете-кране Ми-10РВК на дальность до 200 км. После приземления самоходная пусковая установка могла преодолеть уже своим ходом 40 км со скоростью до 16 км/ч то точки пуска и вернуться обратно к вертолету.

Весь комплекс в сборе вместе с вертолетом

Для пуска задняя часть приподнималась вверх с помощью гидравлических домкратов и собственных колес.

В поднятом для пуска положении

Выглядеть пуск должен был примерно так. Визуализация, конечно, грубая, но довольно смешная.

Как должен был выглядеть пуск

Испытания показали, что вертолет не мог доставить ЗиЛ-135В на ту дальность, на которую планировалось. Также из-за высокой парусности при транспортировке серьезно усложнялось управление. В общем, получилось сложно, дорого и без особых преимуществ и в 1965 году проект закрыли.

Да и ракета С-5 вскоре будет снята с вооружения. ФКР-2, в свою очередь, хоть и был серийным но особо долго не эксплуатировался.

КрАЗ-Э260Е

Газотурбинный КрАЗ. Да, все верно, вы не ослышались.

Первую такую машину построили в Кременчуге в 1974 году на базе еще опытного КрАЗ-260. В него установили газотурбинный двигатель ГАЗ-99Д мощностью в 350 лошадиных сил.

По сравнению с дизелем он обладал сниженной в 3-6 раз токсичностью, вдвое меньшей массой и более низким расходом топлива. Правда в моторный отсек он не влез, поэтому пришлось удлинять.

КрАЗ-Э260Е

Слабым местом оказалась трансмиссия. ГТД раскручивался до 33 тысяч (!) оборотов в минуту. Чтобы снизить до приемлемых 2-2,5 тысяч, пришлось устанавливать тяжелый редуктор, усиливать коробку передач и сцепление. Для забора воздуха ГТД потребовалась специальная впускная система с фильтрами.

КрАЗ-Э260Е

Несмотря на все старания, испытания трансмиссия не выдержала. В 1976-м создали обновленную версию газотурбинного КрАЗа, у которой силовая установка уже помещалась в двигательный отсек, но и в этот раз трансмиссия не вывезла.

Поэтому финал был предсказуем: дальнейшие работы прекратили в начале 1980-х.

+1
0
+1
8
+1
1
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии