Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
«После боя немцы нашли брошенный танк ИС-2, но радость была недолгой»
Использование трофейных танков в боевых действиях было нормальной практикой как в Красной армии, так и в вермахте. И в Германии, и в Советском Союзе существовали ремонтные базы, специализирующиеся на восстановлении трофеев.
Но чаще всего, если машина была захвачена в работоспособном состоянии, на нее тут же сажали оставшийся «безлошадным» экипаж и эксплуатировали пока она окончательно не выйдет из строя будучи подбитой в бою, либо по техническим причинам.
Довольно много информации о боевом применении частями Красной армии немецких «трешек», «четверок», «Пантер» и даже «Тигров». Не менее хорошо известно об аналогичном использовании вермахтом танков КВ и, особенно, Т-34, включая появившийся на заключительном этапе войны Т-34-85. На этом фоне выделяется самый мощный советский танк ИС-2, никаких документальных подтверждений о его применении немцами не существует.
Объясняется довольно просто. Свою роль сыграл довольно небольшой объем выпуска (3395 машин за полтора года), высокая живучесть и надежность. Отработана тактика применения, он применялся как средство качественного усиления и как правило надежно прикрывался. Сравнительно небольшая для тяжелого танка масса (46 тонн) позволяла его вовремя эвакуировать при повреждении.
Боевой дебют состоялся в марте сорок четвертого года, так что воевал он сравнительно недолго, чуть больше года. И хотя на завершающих этапах войны его использовали довольно активно, это были уже наступательные операции, в которых возможностей для захвата у немцев практически не было, даже если его удавалось подбить. Как описал подобную ситуацию немецкий танковый ас Отто Кариус:
«Сравнительно уцелевший танк «Иосиф Сталин» предполагалось доставить в Дюнабург для дальнейшей транспортировки в Берлин, но русские не оставили нам на это времени».
Точных данных, о том, какое количество ИС-2 все же досталось немцам нет, но по оценкам экспертов не более десятка. И далеко не все в работоспособном состоянии. Кроме того, как и вся новая техника первые захваченные машины должны были отправляться в Германию на изучение. На известной фотографии трофейного ИС-2 надпись готическим шрифтом через всю башню не тактический знак подразделения, а означает лишь то, что танк предназначен для ОКВ.
Так что даже вполне исправный ИС-2 сразу бросать в бой вместе с немецкими танками, как это делали с Т-34 вряд ли кто решился бы. Тем не менее, уже в наше время появилось довольно уникальный рассказ немецкого танкиста Мартина Хорста, о том, как он провел бой на танке ИС-2.
Сам Мартин Хорст умер довольно давно, еще до объединения Германии. К сожалению, мемуаров он не написал, и журналисты интервью у него не брали. Так что абсолютно достоверным это свидетельство назвать нельзя, тем более, что не найдено никакого документального подтверждения этого события.
Эту историю впервые озвучил его внук Михаэль, причем услышал он ее не непосредственно от деда, а в пересказе отца, так что это, по сути, второй рерайт, в котором вполне могли измениться некоторые подробности. Вместе с тем, Михаэля трудно заподозрить и в мистификации.
Никакой реальной выгоды преподавателю университета и уже имеющему имя ученому-археологу это принести не могло, да и рассказал он ее впервые не журналистам, а своим коллегам из Советского Союза во время совместной археологической экспедиции. Тем не менее, эта история довольно интересна, как и все воспоминания танкистов о трофейной технике, на которой им довелось воевать.
Как рассказал Мартин Хорст, в январе 1945 года 16-я танковая дивизия в которой он служил вела тяжелые бои в Южной Польше. Судя по всему, речь идет о Висло-Одерской операции в которой немцы всеми силами старались остановить развивающееся наступление советских войск.
Возле одной из деревень разгорелся ожесточенный танковый бой. Атаку советских танков удалось отбить, но и потери немцев были серьезные. По словам Мартина в его роте танков практически не осталось. Была подбита и «Пантера» Хорста. Однако в развалинах деревни экипаж обнаружил брошенный танк ИС-2.
По какой причине советские танкисты оставили вполне исправную машину осталось загадкой. Возможно во время боя началось задымление, которое экипаж принял за пожар и поспешил выскочить из машины, а потом вернуться в нее не сумел. Подобные случаи иногда встречаются в воспоминаниях ветеранов, в частности в книге Владимира Першанина «Штрафник из танковой роты». Как бы то ни было, экипаж Хорста осмотрел трофей. Любопытно, но общее впечатление, которое немецкие танкисты получили после осмотра ИС-2 довольно близко совпадает с мнением о советском танке Отто Кариуса.
Первое, что им бросилось в глаза, так это то, что очертаниями он напоминал «Королевский тигр». Кстати, это отметил в своих мемуарах и Отто Кариус, написав, что его экипаж тоже сначала принял ИС-2 за «Королевский тигр», захваченный русскими и только разглядев ходовую, типичную для советских танков, они поняли свою ошибку.
Впечатлило и длинноствольное 122 мм орудие Д-25Т советского танка. Они сочли его равноценным орудию немецкого тяжеловеса. Такой недостаток, как раздельное заряжание, снижающее скорострельность Мартин не упомянул. Для Отто Кариуса этот недостаток не остался незамеченным:
«122-мм длинноствольная пушка вызывала у нас уважение. Недостатком было то, что унитарные выстрелы не использовались в этом танке. Вместо этого снаряд и пороховой заряд приходилось заряжать по отдельности», написал немецкий ас.
Экипажу Хорста отметил очень стесненные условия, в которых приходилось воевать советским танкистам. Даже на фоне «Пантеры», у которой внутренние объемы были меньше, чем у других немецких танков, ИС-2 показался им слишком тесным. В принципе, не удивительно, ИС-2 имел очень плотную компоновку, об удобствах работы экипажа задумывались меньше всего. Если предположить, что они забрались всем экипажем «Пантеры» из пяти человек в рассчитанный на четыре члена экипажа ИС-2 то им действительно было тесновато.
Порадовал электропривод оборота башни, они ожидали найти только механический ручной. Надо сказать, что скорость поворота башни на ИС-2 была приблизительно такой же как на «Пантере», но советский электропривод выгодно отличался тем, что позволял поворачивать башню и при заглушенном двигателе, что невозможно для немецкого танка. На нем скорость поворота напрямую зависела от оборотов двигателя, а когда двигатель был заглушен, надо было вручную крутить маховик, тысяча оборотов на полный оборот башни.
Разобраться с управлением особых проблем не составило. Мартин отметил это мимоходом, но это довольно ожидаемо. У ИС-2 уже были планетарные механизмы поворота, а не требующие особых навыков управления фрикционы. Самым существенным отличием, пожалуй, были механические приводы управления трансмиссией вместо комбинированных гидросервоприводом на «Пантере». Впрочем, особо много ездить и маневрировать на трофейном танке они и не предполагали.
По инструкции подобный трофей следовало передать ремонтникам для буксировки в тыл, а там уже командование должно было принимать решение, что с ним делать дальше. Однако, оставшийся без танка экипаж Хорста решил с этим не спешить. Ожидалась очередная атака советских танков, каждая единица техники была на счету. А тут вполне боеспособная машина в которой оставалось приблизительно половина боекомплекта, десятка полтора выстрелов.
В общем, когда через час на развалины деревни началась новая атака советских танков, ИС-2 выехал им навстречу. Сработал эффект неожиданности, к тому, что их начнет обстреливать свой танк, красноармейцы были не готовы. По утверждению Мартина, им удалось подбить четыре танка Т-34-85, пока начался ответный огонь. С учетом того, что советских танков было как минимум пара десятков, в броню ИС-2 начались массовые попадания советских снарядов. Когда бой стал походить на избиение, немецкий экипаж завел танк за горящий дом и под его прикрытием покинул машину.
Как рассказал Мартин, когда он вылез из машины увидел много отметин от попаданий на броне корпуса, пробоины в маске орудия, гусеница была повреждена и еде держалась. Тем не менее, все они остались целы. Повезло им и дальше, они сумели добежать до ближайшего лесочка, а потом выбраться к своим.
Обсудив ситуацию, о произошедшем бое в штаб решили не докладывать, реакция командования могла быть неоднозначной. За нарушение инструкции их могли серьезно наказать. Возможно, получить такой трофей в целом состоянии было бы намного полезнее и важнее, чем разменять его пусть и на четыре танка.
Судя по всему, знакомство с танком ИС-2 у экипажа Мартина Хорста было непродолжительным, максимум пару часов до боя. Еще более краткосрочным оказался сам бой, вряд ли более 10-15-ти минут. Если, конечно, вся эта история произошла на самом деле, а не является ветеранской байкой, ставшей семейной легендой.
Что же касается оценки танка ИС-2 другими известными танкистами, они весьма неоднозначны. Генерал-майор панцерваффе Фридрих фон Меллентин считал, что он значительно уступает по совокупности боевых качеств «Тигру», который он считал лучшим танком Второй мировой войны.
Более осторожную оценку дал Отто Кариус, который признал, что ИС-2, по крайней мере, не уступает «Тигру» и драться с ним он предпочел бы на «Королевском тигре», способном его поражать с полутора километров.
А вот еще один генерал танковых войск вермахта Хассо фон Мантойфель считал, что по совокупности мощности вооружения и защите он превосходит все танки, а низкий силуэт, маневренность и скорость повышают его живучесть. По его мнению, именно ИС-2 был лучшим в мире танком того времени.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Кстати, свое первое столкновение с ИС-2 в мае сорок четвертого года он описал весьма эмоционально, так в сорок первом немцы описывали первые встречи с Т-34 и КВ:
«Разгорелось танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 500 боевых машин… В этих боях я впервые столкнулся с танками ИС-2. Мы были потрясены, обнаружив, что наши “Тигры”, открыв огонь по советским танкам с расстояния 2 километров, хоть и добились ряда попаданий, но снаряды их 88-мм орудий не пробивали броню, пока дистанция не сократилась вдвое. Нам пришлось противопоставить техническому превосходству русских мобильность, маневр и умелое использование рельефа местности».
В целом, ИС-2 вполне заслуженно стал одним из символов Победы, наряду с легендарной «тридцатьчетверкой». Кроме того, он внес огромный вклад в развитие советского танкостроения. По мнению специалистов, он стал одним из самых сбалансированных танков Второй мировой войны.
Поделись видео:
