Челябинский «Объект 781»: предшественник современных БМПТ

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
Челябинский "Объект 781": предшественник современных БМПТ

Во второй половине 80-х годов ГСКБ-2 Челябинского Тракторного Завода ( Гл. конструктор- В.Л. Вершинский ) при участии специалистов из Военной Академии Бронетанковых Войск , ВНИИТРАНСМАШ и других заинтересованных организаций и предприятий , приступило к работам по новой боевой машине, которая должна была обеспечивать огневую поддержку танковых и мотострелковых подразделений во всех видах общевойскового боя, находясь в одних боевых порядках с танками, а в ряде случаев- двигаясь впереди, выявляя наиболее приоритетные танкоопасные цели, своевременно уничтожая их , позволяя танкам сосредоточиться на выполнении своих огневых задач. Соответственно, машина должна была обеспечивать высокий уровень защищенности от выстрелов РПГ и ПТУР, противоминной стойкости, а комплекс вооружения- обстрел нескольких целей с разных ракурсов одновременно. Именно в 80-х появилось обозначение «Боевая Машина Поддержки Танков» (БМПТ).

Первые образцы были собраны опытным производством ЧТЗ в весной-летом 1989 года и получили обозначение «Объект 781» ,причем машина предлагалась в двух вариантах исполнения «А» и «Б», отличавшихся составом комплекса вооружения. Испытания машин проводились в Чебаркульском Учебном Центре на полигоне 90-й Гв. ТД. с целью определения боевой эффективности, концепций боевого применения в составе подразделений и , а также определения места машины в ОШС танковых и мотострелковых частей и подразделений. После развала СССР работы по машинам были остановлены и они поступили на хранение в 38 НИИБТ в подмосковной Кубинке. В данной статье будет рассмотрен «Объект 781» исполнения «Б» ( «781 Сб. 8) , единственный образец которого сегодня представлен в экспозиции Технического Центра Парка «Патриот». Челябинская БМПТ представляла собой боевую машину массой 46,7 тонн с экипажем из 7 человек, созданную на базе узлов и агрегатов серийного танка Т-72Б ( который , помимо «Уралвагонзавода», кстати, собирался и на ЧТЗ из поставляемых Нижним Тагилом машинокомплектов). В передней части корпуса по продольной оси расположено отделение управления; справа и слева от него- рабочие места стрелков-гранатометчиков ( все три- с индивидуальными посадочными люками в крыше корпуса).

Смотровые приборы и люк мехвода.
Люк правого стрелка- гранатометчика.
Люк левого стрелка- гранатометчика.

Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и вращающуюся башню . Справа от блока вооружения размещается командир машины; слева- наводчик-оператор.

Командирская башенка на крыше основной башни ( развернута на "шесть часов").
Люк наводчика-оператора по левому борту башни. Крышка люка открывается назад по ходу движения; в ней выполнен дополнительный лючок для крепления трубы ОПВТ,
-7

За башней в корпусе имелось еще два посадочных места для стрелков-операторов пулеметных установок, смонтированных в бортах. Для посадки и высадки из машины последние могли использовать собственный люк в крыше корпуса.

Люк операторов бортовых пулеметных установок. Перед люком- воздухозаборник ФВУ; за ним- смотровой прибор и перископический прицел оператора правой пулеметной установки. Рядом лежит чехол трубы ОПВТ, но где он крепился- не совсем понятно.
В кормовой части башни виден лючок механизма выброса стреляных гильз орудия 2А70.

МТО расположено в кормовой части корпуса.

В башне в едином блоке монтируются 100мм нарезное орудие 2А70- пусковая установка и 30мм автоматическая пушка 2А72. Орудие 2А70 имеет боекомплект 35 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами , размещенных в конвейере механизма заряжания; еще 15 выстрелов размещались в дополнительных укладках . Комплекс управляемого вооружения с лазерно-лучевой системой наведения обеспечивал стрельбу управляемыми ракетами 9М117 через ствол орудия 2А70 с места и с хода. Автоматическая пушка 2А72 имела боекомплект 500 патронов ( с ОТ- ОФЗ- и БТ-снарядами) и двухленточную систему питания боеприпасами. В перспективе планировалось применение на машине комплекса управляемого вооружение, обеспечивающего поражение цели со стороны верхней полусферы, а также применение управляемых выстрелов с темобарическими или объемно-детонирующими БЧ.

Соответственно , для 30мм пушки велась разработка патронов с бронебойно-подкалиберными и многоэлементными снарядами, в том числе- с программируемым подрывом на траектории.

-10

Блок вооружения был стабилизирован в двух плоскостях наведения. У наводчика устанавливался перископический прицел-дальномер-прибор наведения «БУГ-1» с независимой стабилизацией линии визирования в двух плоскостях наведения , встроенным лазерным дальномером, дневным оптическим каналом, каналом наведения ПТУР, ночным пассивно-активным каналом.
Дополнительно применялся вспомогательный монокулярный перископический прицел ППБ-1, устанавливавшийся левее основного. В состав СУО входил также баллистический вычислитель с датчиками скорости и крена, вырабатывавший углы прицеливания и бокового упреждения , а также поправки на отклонение условий стрельбы от нормальных.

Установка ППН "БУГ-1" и вспомогательного прицела, а также ИК-прожектора. Дальность видения ночью в пассивном режиме составляла 800...900метров; в активном- 1100...1300метров. Непонятно, что монтировалось на горизонтальной плите перед прицелами. По одной из версий - установка с автоматическим гранатометом, но как тогда осуществлялась обзорность с рабочего места наводчика-оператора?

На командирской башенке монтировалась дистанционно-управляемая стабилизированная установка с пулеметом ПКТ с боекомплектом 2000 патронов. Еще два пулемета ПКТ монтировались в шаровых установках в бортах корпуса, выполненных с разворотом по курсу. Боекомплект пулеметов составлял по 2000 патронов на ствол.

-12
Бортовые установки с пулеметами ПКТ. К сожалению, в процессе реставрации машины не были воссозданы.
-14

В лобовой части корпуса по бортам монтировались шаровые установки с 30мм курсовыми автоматическими гранатометами АГ-17 ( в дальнейшем планировалось применять перспективные 40мм АГ-40 «Балкан»). Боекомплект составлял по 400 выстрелов на ствол. У стрелков-гранатометчиков и пулеметчиков устанавливались перископические прицелы ППМ-1. Командир мог вести стрельбу из основного и вспомогательного вооружения ( неуправляемыми боеприпасами) , используя установленный в командирской башенке комбинированный перископический ППН ТКН-4 «Агат».

Установка прицела ППМ-1 и дополнительного прибора наблюдения у правого стрелка- гранатометчика.
-16
-17
-18
-19
Установка курсовых автоматических гранатометов.
-21

При необходимости , стрелки могли спешиваться, ведя боевые действия вне машины и осуществляя ее дополнительное прикрытие. Установленный на машине комплекс вооружения обеспечивал возможность одновременного обстрела до шести целей с разных ракурсов, в то время как на современной БМПТ «Рамка 99»- не более трех.

По сравнению с базовым танком , к машине предъявлялись повышенные требования по защищенности. В частности, противокумулятивная стойкость лобовой проекции задавалась на уровне 1300мм катаной гомогенной стальной брони; противоснарядной — до 700…725мм. Полностью была переработана конструкция броневых преград лобовой части корпуса. ВЛД установлена под увеличенным углом наклона от вертикали, применялась также массивная НЛД увеличенной площади с комбинированной броневой защитой. Крыша корпуса и башни обеспечивала защиту от кумулятивно-осколочных боевых элементов с уровнем бронепробиваемости до 250мм. Для повышения противоминной стойкости была увеличена жесткость корпуса; днище в передней части усилено дополнительной бронеплитой, а также бульдозерным отвалом оборудования для самоокапывания.

-22

В некоторых источниках сообщается о применении на машине встроенной динамической защиты; хотя в таком случае не понятен способ ее размещения , особенно с учетом конструкции носового узла корпуса и низкопрофильной башни. С другой стороны , без применения ДЗ, при технологиях защиты, достигнутых на момент создания машины, заданный уровень стойкости лобовой проекции был труднодостижим. Возможно, установка ДЗ планировалась в дальнейшем, в случае продолжения работ по машине. При этом, демонстрирующийся образец оснащен штатными резинотканевыми бортовыми экранами, приспособленными для крепления контейнеров навесной ДЗ «Контакт». Дополнительная защита бортовой проекции корпуса машины обеспечивалась размещенными на надгусеничных полках изолированными бронеотсеками, внутри которых размещались ящики ЗИП, топливные баки , аппаратура системы защиты от ОМП, гранатометные установки с приводами наведения и боекомплектом, аккумуляторные батареи.

-23
-24
-25
-26
-27
Установка дымовых гранатометов системы "Туча" на правом борту башни.

Силовая установка ( многотопливный дизель В-84-1 с обслуживающими системами, механическая планетарная трансмиссия), узлы и агрегаты ходовой части не имели принципиальных отличий от применяемых на базовом танке Т-72Б. К сожалению, как уже говорил, работы по машине дальнейшего развития не получили, а после распада СССР производство военной техники на ЧТЗ было прекращено. В следующий раз к проекту БМПТ вернутся в середине 90-х, ноэто уже будет другая история….

"Объект 781 сб.8 " в отстойнике Музея БТВТ в Кубинке до реставрации.
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии