Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Пожалуй, ни один советский фильм про войну не обошелся без кадров, на которых немцы гордо едут по советским дорогам в бронетранспортерах. Роль немецкой техники в этих эпизодах чаще всего доставалась советским послевоенным колесным бронетранспортерам БТР-152.
А основной бронетранспортер вермахта Sd.Kfz. 251 получивший по фирме-производителю название «Ханомаг» (встречается и транскрипция «Ганомаг») был полугусеничным. Он стал одной из самых массовых немецких боевых машин (изготовлено почти 16 тысяч штук) и самым узнаваемым бронетранспортером Второй мировой войны, несмотря на то, что американцы выпустили своих полугусов М3 почти в два раза больше.
Почему презирали бронетранспортеры?
Практически до самого конца тридцатых годов во всех армиях мира считали, что пехоту должны возить грузовики. На маневрах и учениях все получалось прекрасно. Однако реальные боевые действия серьезно отличаются от показных маршей по выверенным до мелочей маршрутам. Первыми, до кого это дошло, оказались гитлеровцы, уже всерьез готовящиеся к реваншу.
Действительно, проблем могло возникнуть много. Грузовики не могут сопровождать танки на пересеченной местности, да и следовать за ними по разбитым гусеницами дорогам не в состоянии. Но главное, и сами грузовики и личный состав в них очень уязвимы. Они могут быть выведены из строя пулями легкого стрелкового оружия или осколками даже не доехав до места боя. А без поддержки и прикрытия пехоты возрастает уязвимость самих танков. Получается замкнутый круг.
Представителей рейха можно обозвать как угодно, но только не дураками. Имевшие хорошую проходимость полугусеничные артиллерийские тягачи в Германии уже строились в больших объемах. Родилась идея обшить их броней и установить вооружение.
Она в тридцать восьмом году была реализована инженерами фирмы «Hanomag» на базе своего серийного Sd.Kfz.11. Получилась уникальная боевая машина, не имеющая аналогов ни в одной из стран. Появился совершенно новый класс боевых машин, получивший классическое определение «бронированная машина для доставки личного состава на поле боя и его последующей огневой поддержки».
Прорывная технология для блицкрига: устройство «Ганомага»
Машину назвали «mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen» (средний бронетранспортер) и присвоили армейский индекс Sd.Kfz. 251. В серию бронетранспортер пошел в июне тридцать девятого года и выпускался до апреля сорок пятого с постоянным наращиванием объема производства. К середине войны его выпускал уже десяток предприятий. Максимальных темпов (от 600 до 800 в месяц) производство достигло в сорок четвертом, за этот год сделали половину от всех выпущенных.
Бронетранспортер имел классическую автомобильную компоновку. В носу корпуса моторный отсек, за ним, отделенный противопожарной перегородкой отсек управления, в котором размещался экипаж из двух человек (водителя и командира). Он был совмещен с десантным, вмещающим стандартное пехотное отделение из 10-ти человек (две лавки вдоль бортов) либо боевым, в котором могло устанавливаться разное вооружение или оборудование, так что машина была многоцелевой.
Толщина установленных с рациональным наклоном броневых листов корпуса колебалась от 15 мм во лбу, до 8-14 мм по бортам и в корме. В обитаемом объеме крышей прикрывался только отсек управления, над остальной частью корпуса при необходимости натягивался брезент. Посадка и высадка экипажа и десанта через двухстворчатую дверь в корме.
Стандартным вооружением для бронетранспортера были один или два пулемета MG34 или MG42. Один из них, прикрытый бронещитком устанавливался на крыше отсека управления, другой на вертлюге в корме, из него можно было вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Огонь из личного оружия десант вел поверх бортов, бойниц в них не было.
Ходовая состояла из гусеничной части с шахматным расположением катков (на каждый борт по ведущему колесу, по четыре сдвоенных катка в среднем ряду и по три одинарных во внутреннем и внешнем рядах) без поддерживающих роликов и передних управляемых колес автомобильного типа. Подруливание на углы до 15 градусов осуществлялось передними колесами, при более крутом повороте руля притормаживалась внутренняя гусеница, а момент передавался на внешнюю. К маневренности претензий не было, поворачивался бронетранспортер хорошо.
Механическая трансмиссия включала пятиступенчатую КПП с двухступенчатым (для шоссе и бездорожья) демультипликатором и активным дифференциалом. Карбюраторный двигатель «Майбах» мощностью 100 лошадиных сил обеспечивал удельную мощность 10,9 л.с./т и разгонял девятитонную машину до 53 км/ч по шоссе, запас хода 300 километров.
Бронетранспортер преодолевал подъем в 24 градуса и двухметровый ров.
У этой машины было очень много модификаций: чего только не придумали!
Машины, собранные на разных предприятиях, имели несущественные отличия бандажей катков, дисков передних колос, траков и т.п. Тем не менее, различают четыре основные модификации, впрочем, базовое шасси менялось незначительно, изменения носили скорее косметический характер. Ausf.А уже через полгода после начала серийного производства сменила Ausf.В, в которой убрали смотровые щели с бронестеклами для десанта. Изменения Ausf.С чисто технологические, внешне они не заметны. В последней Ausf.D ящики ЗИП встроили в борта и сделали прямой корму.
Но вот специализированных вариантов было аж целых 23 штуки (модификация в этом случае роли не играла, могла быть любой). Основным был чистый бронетранспортер Sd.Kfz. 251/1 на 10 панцергренадеров. На часть из них помимо двух пулеметов установили с каждого борта по три контейнера для запуска реактивных снарядов Wurfrahmen 40 (калибра 280 или 320 мм). Этот вариант в честь пикирующего бомбардировщика Junkers Ju. 87 Stuka окрестили «пехотной Штукой».
Далее для легкости чтения Sd.Kfz. 251 опускаю, оставив только номер варианта:
2 – самоходный миномет; 9 и 22 – САУ с 75 мм пушками; 17 и 21 – ЗСУ; 16 – огнемет; 4 – артиллерийский тягач; четыре варианта (3,11,18 и 19) разные машины связи; 5 и 7 достались саперам; 6 и 10 штабной и командный варианты; пять (12,13,14,15 и 23) приспособили для нужд разведки от армейской до звуковой и светометрической; 8 стал санитарной машиной.
Стоит отдельно выделить довольно интересную версию Sd.Kfz. 251/20, тоже получившую собственное прозвище. Это самоходный инфракрасный прожектор, подсвечивающий цели танкам «Пантера» Ausf.G с пассивными прицелами ночного видения. Один «Ханомаг» с таким прожектором полагался на взвод (пять) «Пантер». Их выпустили в конце сорок четвертого года, танкисты прозвали их «Uhu» (Филин).
Стоит признать, что вермахт первым в мире принял на вооружение бронетранспортер и научился эффективно использовать не только по прямому назначению, но и создав массу специализированных версий. Союзники занялись созданием подобной бронетехники в годы войны, позаимствовав у немцев и идею и тактику применения. В Советском Союзе боевые машины подобного класса массово появились в послевоенное время.
Трофейные Sd.Kfz.251 с удовольствием использовались как частями Красной армии, так и союзниками. Любопытно, что после капитуляции Германии бронетранспортер получил вторую жизнь. Его немного модернизированный вариант под наименованием Tatra OT-810 был принят на вооружение в Чехословакии и производился до 1962-го года. Последние из них были сняты с хранения и отправлены на металлолом только в 1995-м году.
Поделись видео: