Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
БТР-80 ( ГАЗ-5903) был принят на вооружение Советской Армии в сентябре 1982 года. С 1983 по 1985 год производился на ГАЗе, а с 1986- на Арзамасском Машиностроительном Заводе. За годы серийного производства машина претерпела незначительные конструктивные изменения; наиболее существенными можно считать установку нового прицельного комплекса наводчика в 2000-х гг.
Компоновка машины в целом повторяет реализованную на БТР-60ПБ и БТР-70. Основные изменения связаны с повышением удобства и безопасности посадки и высадки десанта, которые на вышеуказанных машинах были реализованы, мягко говоря неудовлетворительно.. В передней части корпуса расположены рабочие места мехвода ( слева) и командира машины ( справа) от продольной оси.
За рабочими местами командира и мехвода расположено боевое отделение, совмещенное с десантным. В нем установлена одноместная башенная установка БПУ-1 с основным вооружением и подвесным сидением наводчика ( в походном положении размещается на одноместном сиденье по левому борту). Еще одно сиденье установлено по правому борту и служит для размещения стрелка- автоматчика. Шесть мотострелков размещаются на двух трехместных сиденьях лицом к борту.
Десантирование может осуществляться через две двустворчатые двери в бортах корпуса, а также два дополнительных люка в крыше над сиденьями десанта. Нижние створки бортовых дверей при открывании образуют подножку, что повышает безопасность десантирования, в том числе при движении машины. В определенных боевых ситуациях , выход десанта в сторону борта является более предпочтительным , чем в сторону кормы.
В башне установлены 14,5*114мм крупнокалиберный пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62*54мм пулемет ПКТ с ручными приводами вертикального и горизонтального наведения. Диапазон углов ВН составляет от -4 до +60 градусов, что позволяет обстреливать в том числе высокорасположенные наземные и низколетящие воздушные цели. Боекомплект КПВТ составляет 500 патронов, снаряженных в ленты по 50 патронов и уложенных в 10 патронных коробках; ПКТ- соответственно 2000 патронов в лентах по 250 патронов в восьми коробках.
Для подсветки цели в ночное время на консоли пулеметов монтируется осветитель ОУ-3ГА2М.
Для стрельбы из пулеметов наводчик использует перископический монокулярный прицел 1ПЗ-2, имеющий оптический канал с переменным увеличением 1,2X и 4X.
Для дополнительного наплюдения за местностью в левой стенке башни монтируется призменный прибор наблюдения ТНП-205 , а в крыше башни -прибор обзора заднего сектора ТНПТ-1.
В дополнительных укладках боевого отделения размещаются восемь автоматов АКС-74; два единых пулемета ПК, два ПЗРК типа «Игла» и один ручной противотанковый гранатомет РПГ-7 с боекомплектом пять выстрелов, а также 10 ручных гранат Ф-1 или РГО , сигнальный пистолет и 16 патронов к нему. Для стрельбы из личного оружия в корпусе выполнено восемь амбразур с шаровыми опорами. Семь амбразур оборудовано в бортах корпуса ( три- в левом ; четыре- в правом) и имеют разворот по курсу. Две из них предназначены для крепления единых пулеметов ПК.
Одна амбразура оборудована в лобовом листе корпуса; стрельбу из нее ведет командир БТР.
Крышки люков над десантным отделением оборудованы дополнительными лючками, через которые мотострелки могут также вести огонь по высокорасположенным целям.
Бронетранспортер имеет несущий сварной корпус из катаных броневых листов с применением стали повышенной твердости. Толщина верхнего лобового листа составляет 10 мм при угле наклона 54 градуса; нижнего- 13мм при аналогичном угле. Толщина бортовых листов составляет 8…10мм при угле наклона 40 градусов; кормовых , крыши и днища- 6…8мм. Сварная башня конической формы имеет толщину стенок 13…15мм ( в кормовой части- 8мм) при угле наклона 40 градусов. БТР защищает боевой расчет от бронебойных пуль ручного стрелкового оружия и мелких осколков; в лобовой проекции на определенных дистанциях — от бронебойной пули Б-32 калибра 12,7*108 ( пулемет ДШКМ или НСВ). БТР способен продолжать движение после подрыва под колесом противопехотных мин и, в большинстве случаев, после подрыва на противотанковой мине. В тоже время , какие либо мероприятия по повышению противоминной стойкости ( повышение жесткости бронекорпуса, травмобезопасные крепления сидений и т.д.) отсутствуют; при этом сам корпус имеет сложную форму с большим количеством сварных швов.
Для постановки дымовых завес в кормовой части башни крепятся шесть дымовых гранатометов системы 902В «Туча». Пульт управления крепится слева от наводчика на стенке башни.
БТР оборудован устройствами коллективной защиты боевого расчета от ОМП ( войсковой прибор химической разведки, ФВУ , измеритель мощности доз, танковый дегазационный прибор, а также специальные уплотнения корпуса и башни. ФВУ размещается в МТО по левому борту . Доступ к ней осуществляется через люк с прямоугольной крышкой.
БТР оснащен автоматической системой противопожарного оборудования в МТО и двумя ручными углекислотными огнетушителями в обитаемых отделениях.
В МТО продольно устанавливается восьмицилиндровый четырехтактный дизель КАМАЗ-7403 с турбонаддувом жидкостного охлаждения. Мощность двигателя- 260 л.с. Для облегчения запуска при отрицательных температурах используется предпусковой подогреватель.
*БТР с дизелем ЯМЗ-238М2 в данной статье не рассматривается.
Два топливных бака емкостью по 150 литров каждый установлены в задней части МТО. Заправочные горловины выведены на кормовой лист корпуса.
Механическая ступенчатая трансмиссия состоит из двухдискового сцепления с гидравлическим приводом, пятиступенчатой трехходовой коробки передач с синхронизаторами на передачах со второй по пятую, механической двухступенчатой раздаточной коробки с карданными передачами, обеспечивающими передачу крутящего момента от двигателя на колесные редукторы, водометный движитель и лебедку. В состав трансмиссии входят также мосты и колесные редукторы. Рулевое управление снабжено гидроусилителем, поворотными являются две передних оси.
Восемь ведущих колес имеют независимую торсионную подвеску с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, связанную с корпусом с помощью верхних и нижних рычагов. Колеса комплектуются пулестойкими шинами КИ-80Н или КИ-126, подключенных к системе централизованной подкачки воздуха.
БТР-80 является плавающей машиной; движение на плаву осуществляется с помощью водометного движителя реактивного типа. Забор воды осуществляется через входное окно, расположенное в днище корпуса; выброс- через выходное окно, выполненное в кормовом листе корпуса и закрываемое броневой заслонкой с гидравлическим приводом при движении на суше. При движении задним ходом выброс воды осуществляется через решетки, выполненные в кормовых листах нижнего пояса борта. Для предотвращения заливания водой носовой части корпуса при движении на плаву используется волноотражательный щиток с гидравлическим приводом.
При боевой массе 13,6 тонн максимальная скорость машины по шоссе составляет 80 км/ч; по бездорожью — 20…40 км/ч; на плаву- 9 км/ч. Запас хода по шоссе- 600 км.
В 2007 году на вооружение был принят доработанный вариант «восьмидесятки», оснащенный комбинированным двухканальным прицелом наводчика ТКН-4ГА. Прицел имеет дневной однократный оптический канал и канал с увеличением 8,2 крат. Ночной канал выполнен на ЭОП поколения «2+» или «3». Дальность видения ночью в пассивном режиме составляет не менее 800 метров, в активном, с подсветкой от лазерного прожектора ПЛ-1- 1200…1300 метров.
В конце 2000-х годов концепция отечественных колесных бронетранспортеров , ведущая свою историю еще с конца 50-х годов прошлого века была пересмотрена. Прекращены работы по перспективному бронетранспортеру БТР-90 ( ОКР «Росток»), хотя он официально был принят на вооружение. Взамен стартовали работы по теме «Гильза», в дальнейшем трансформировавшейся в «Бумеранг» по созданию принципиально новой машины с передним расположением МТО и выходом десанта через кормовую аппарель. По целому ряду причин работы эти затянулись и Минобороны приняли на вооружение всем известные БТР-82А/АМ, являющиеся глубокой модернизацией «восьмидесятки».
Поделись видео: