Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Сегодня мы расскажем про огромную заброшенную 4406-ю Ремонтно-Техническую Базу ядерного обеспечения, которая снабжала ядерными боеголовками подводные лодки проекта 651 из состава 35-й дивизии подводных лодок Северного флота.
Как бы это не прозвучало странно, но история создания этой базы берёт своё начало с поступления в состав Военно-Морского Флота СССР новых дизельных подводных лодок проекта 651, предназначенных для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника и вооружённых помимо минно-торпедного вооружения ещё и четырьмя крылатыми ракетами П-5, а впоследствии и П6.
Именно такие подводные лодки стали основой для сформирования 17 марта 1964 г. 35-я дивизии подводных лодок в составе 1-й флотилии подводных лодок Северного флота с постоянным местом базирования в Западной лице.
А т.к. для ракет П-5 и П-6 были разработаны ещё и специальные (ядерные) боевые части ракет, в расположенной в паре десятков километров горе началось строительство этого подземного комплекса крупной Ремонтно-Технической Базы, предназначенной для хранения, обслуживания и выдачи на флот специальных боевых частей крылатых ракет П-5 и П-6.
В 1967 г. строительство базы было завершено, а 25 мая того же года была сформирована 4406-я РТБ СФ в.ч. 40036, которая находилась в прямом подчинении 12-го Главного Управления Министерства Обороны СССР, занимавшегося всем, что связано с ядерным оружием.
Именно этой части с одной из Центральных Баз Хранения ядерного оружия, предстояло получать и приводить в более высокую степень готовности ядерные боевые части крылатых ракет П-5 и П-6 с мощностью 250, а впоследствии и 650 килотонн в тротиловом эквиваленте.
Сама же база получила условное наименование «52-я площадка» или «Площадка №52», а её первым командиром стал А. И. Мищенко.
А 24 октября 1969 г. 35-я дивизия была передислоцирована поближе к РТБ на базу ВМФ в Видяево, где вошла в состав 9-й эскадры подводных лодок СФ, которая в 1970 г. была переформирована во флотилию.
В 1980 г. командовать РТБ был назначен новый командир А. И. Бачурин. В 1982 г. Бачурина на посту сменил капитан 1-го ранга Ю. В. Садиков, затем его сменил Н. Н. Жуковский, а того капитан 1-го ранга М. В. Северин.
К концу 1980-х гг. подводные лодки модификаций 651-го проекта стали заменять новые более современные собратья с новыми ракетными комплексами, которые получали вооружение в других местах, а стрые подлодки выводились из эксплуатации, направляясь в отстойник в ожидании распила и 15 декабря 1990 г. 35-я дивизия подводных лодок была расформирована.
К распаду СССР все подлодки этого проекта были списаны и в начале 1990-х гг. (вероятно 1993 г.) с РТБ были вывезены более невостребованные специальные боевые части ракет, а саму базу стали использовать для хранения обычных вооружений.
Ну а в 1997 г. РТБ была окончательно расформирована, а последний призыв завершил на ней службу в 1998 г., после чего база была полностью заброшена и впоследствии разграблена мародёрами.
Ну а мы отправляемся по старой бетонке, чтобы посмотреть что осталось от этого подземного комплекса в гранитной скале на сегодняшний день.
Когда-то у поворота к базе даже нельзя было останавливаться.
Наверх сопки уходят покосившиеся столбики с остатками тройного периметра.
Сразу за бывшим КПП располагался домик караула роты охраны, что охраняла территорию этого когда-то глубоко секретного объекта в горе.
Стена с амбразурами у входа.
И разбитые помещения внутри.
Следом располагался Монтажно-Испытательный Корпус, где производили регламентные работы перед погрузкой СБЧ на специальные машины-хранилища.
Здесь внутри тоже давно царит пустота. Под потолками раньше располагались кран-балки.
Второй зал.
Готовься серьёзно, напряжённо, неуклонно к защите Отечества. В. И. Ленин.
И мы выходим на главную площадку с руинами бывших зданий.
Вид на сам МИК.
Рядом с ним расположено маскировочное сооружение первого левого портала, через который осуществлялся вход и завоз изделий в хранилище. К сожалению в этот момент начался сильный дождь и мы не смогли нормально его сфотографировать в фокусе.
Сразу за маской раньше располагались мощные многотонные железобетонные защитные ворота. Здесь мародёры не поленились их вырвать и раздолбать бетон ради металлической обшивки, рёбер жёсткости и арматуры.
Эта часть входа защищена парой сегментов быстровозводимого сооружения из арочных сборных железобетонных конструкций.
А так их створки выглядели до того, как их уничтожили мародёры.
Слева от ворот располагался тамбур-шлюз для прохода офицеров личного состава, когда-то оснащённый двумя защитными воротами весом по 3 тонны.
Проходим тамбур.
И попадаем в транспортный тоннель, вдоль которого проходил ряд технических помещений систем воздухозабора и предварительного охлаждения воздуха.
Забор осуществлялся через вентиляционные шахты, расположенные чуть выше портала.
Далее техблок заканчивается, а тоннель продолжается дальше.
И приводит к развилке. Здесь прямо располагались металлические защитно-герметические ворота, которые также распилили на металл, а справа к тоннелю примыкает основной технический блок комплекса.
Оснащённый тамбур-шлюзами с тремя герметическими дверями, но туда мы заглянем позже с другой стороны базы.
За бывшими воротами тоннель продолжался дальше и выходил в небольшой зал.
На выходе также раньше были защитно-герметические ворота.
За которыми располагался зал для разворота изделий.
И проход в огромный пенал хранилища СБЧ, где ещё уцелели остатки ещё одного типа защитных ворот, когда-то оснащённых гидравлическими приводами. Створки ворот тоже залиты бетоном внутри и весят по несколько тонн.
А за воротами вдаль на метров 100 уходит главный зал хранилища СБЧ. Сколько же ядерных боеголовок сюда влазило остаётся лишь гадать.
К слову, по всей базе то и дело встречаются участки, по которым было понятно, что строили объект в большой спешке. Например, все основные горные выработки имеют капитальную бетонную крепь, называемую обделкой (не путать с отделкой), но только лишь на своде. А вот боковые стены представляют собой ряды отлитых столбов, на которые опирается бетонный свод, между которых построены лёгкие стенки с полостями, заполнены всем подряд от камней, до вообще ничем.
Сам зал раньше покрывал обычный шифер, служивший для борьбы с протекающей гидроизоляцией.
Возвращаемся обратно в разворотный зал и отправимся вдоль примыкающего к нему блока с помещениями, где располагалось оборудование климатического контроля, служившего для поддержания необходимого температурно-влажностного режима в пенале хранилища. Все они конечно давно пусты.
На некоторых из помещений были установлены гермодвери.
Проходим блок.
И выходим во второй разворотный зал, где на входе в пенал второго хранилища сохранились обе створки защитных ворот, пусть и без петель с механизмами.
Так этот въезд в пенал выглядит сейчас.
Стоп-кадры из фильма «Новая земля — Технология испытаний».
А собственно так происходил процесс выдачи изделия через эти ворота.
На самих створках ещё читаются предупреждающие знаки, говорящие как о радиационной опасности.
Так и о взрывоопасности.
Ворота изнутри.
И второй пенал хранилища с грудами шифера, но он покороче метров на 20 чем предыдущий.
А ещё к нему по центру примыкает проход в другой блок.
Также оснащённый защитными воротами, за которые мы заглянем дальше.
А пока досмотрим пенал и возвращаемся назад.
К разворотному залу.
Здесь напротив ворот расположен небольшой блок помещений со вторым проходом в главный технический блок.
Проход в блок с несколькими помещениями.
И выходим обратно в разворотный зал, откуда продолжим свой путь к следующему важному блоку. Здесь также располагались помещения систем климатического контроля для второго пенала хранилища.
Но помещений здесь чуть больше и некоторые устроены иначе.
И вот мы выходим с следующий главный блок объекта через проём от очередных герметических ворот.
И попадаем в высокий зал регламентных работ длиной метров 60, где под сводом всё ещё сохранился шифер.
Здесь под сводом также когда-то ходил настоящий мостовой кран, который также распилили на металл.
Оканчивается зал примыкающим к нему слева проходом.
Который приводит к ещё одним защитным воротам.
Которые ведут во второй пенал хранилища.
Снова возвращаемся назад.
Проходим зал регламентных работ, который по сути выполняет роль финального сборочного цеха базы перед выдачей изделия на поверхность в МИК. Снова проходим по транспортному тоннелю.
И выходим к развилке, где слева расположены помещения систем выпуска воздуха и выхлопа дизелей, прямо продолжается тоннель к порталу, а справа проход в главный техблок, когда-то перекрытый гермощитом. Заглянем наконец и в этот блок.
Сначала идут два помещения вентиляционных двух режимов забора воздуха — первый через ствол вентшахты, а второй через транспортный тоннель портала, следом технический проём, когда-то закрытый гермощитами, который предназначался для загрузки тяжёлого оборудования.
И конечно же здесь располагалось помещение дизель-генераторных электростанций объекта, которые были необходимы на случай выхода из строя основного источника энергоснабжения.
Примерно так выглядело помещение щитовой при жизни.
Помещение, где располагался бак с расходным запасом топлива.
Помещения кислотной и аккумуляторной.
В кислотной была своя отдельная система вентиляции, изолированная от основной вентиляции объекта.
Небольшая вентиляционная.
И ещё несколько помещений.
Доходим до места примыкания второго входа, который мы видели ранее.
Санузлы.
И помещения главной вентиляционной всего сооружения.
Здесь располагалась полноценная климатическая установка.
Снова тамбур-шлюзы.
Ну и снова вернёмся в транспортный тоннель, выходящий из зала регламентных работ.
В конце его раньше стояли гермоворота.
Затем ещё одни.
Дальше стояли защитные ворота.
Здесь две обглоданных изуродованных створки ворот так и не смогли утащить металлисты.
И следом проём от ещё одних таких же ворот с пристроенной парой сегментов арочного сооружения.
И собственно второй правый портал, через который происходила выгрузка СБЧ с последующей отправкой в МИК, где они грузились на спецмашины и уходили к площадкам загрузки ракет на подводные лодки.
А вокруг располагалось ещё несколько простеньких технических зданий.
За одним из которых на самой окраине площадки находилось ещё одно небольшое подземное сооружение. Вероятно это было убежищем для личного состава, только построено оно уже не в горе, а в виде небольшого насыпного быстровозводимого сооружения из арочных сборных железобетонных конструкций.
На этом мы и закончим осмотр территории бывшей РТБ СФ.
Поделись видео: