Loading...
Брошенная в Арктике подземная военная база ядерного оружия в гранитной горе. "Площадка-52" - новости Подоляка

Брошенная в Арктике подземная военная база ядерного оружия в гранитной горе. «Площадка-52»

Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Брошенная в Арктике подземная военная база ядерного оружия в гранитной горе. "Площадка-52"

Сегодня мы расскажем про огромную заброшенную 4406-ю Ремонтно-Техническую Базу ядерного обеспечения, которая снабжала ядерными боеголовками подводные лодки проекта 651 из состава 35-й дивизии подводных лодок Северного флота.

Памятный вымпел в честь 25-летия РТБ.
Памятный вымпел в честь 25-летия РТБ.

Как бы это не прозвучало странно, но история создания этой базы берёт своё начало с поступления в состав Военно-Морского Флота СССР новых дизельных подводных лодок проекта 651, предназначенных для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника и вооружённых помимо минно-торпедного вооружения ещё и четырьмя крылатыми ракетами П-5, а впоследствии и П6.

Именно такие подводные лодки стали основой для сформирования 17 марта 1964 г. 35-я дивизии подводных лодок в составе 1-й флотилии подводных лодок Северного флота с постоянным местом базирования в Западной лице.

А т.к. для ракет П-5 и П-6 были разработаны ещё и специальные (ядерные) боевые части ракет, в расположенной в паре десятков километров горе началось строительство этого подземного комплекса крупной Ремонтно-Технической Базы, предназначенной для хранения, обслуживания и выдачи на флот специальных боевых частей крылатых ракет П-5 и П-6.

В 1967 г. строительство базы было завершено, а 25 мая того же года была сформирована 4406-я РТБ СФ в.ч. 40036, которая находилась в прямом подчинении 12-го Главного Управления Министерства Обороны СССР, занимавшегося всем, что связано с ядерным оружием.

Именно этой части с одной из Центральных Баз Хранения ядерного оружия, предстояло получать и приводить в более высокую степень готовности ядерные боевые части крылатых ракет П-5 и П-6 с мощностью 250, а впоследствии и 650 килотонн в тротиловом эквиваленте.

Рисунок из дембельского альбома, найденного в группе служивших в этой части в Одноклассниках.
Рисунок из дембельского альбома, найденного в группе служивших в этой части в Одноклассниках.

Сама же база получила условное наименование «52-я площадка» или «Площадка №52», а её первым командиром стал А. И. Мищенко.

А 24 октября 1969 г. 35-я дивизия была передислоцирована поближе к РТБ на базу ВМФ в Видяево, где вошла в состав 9-й эскадры подводных лодок СФ, которая в 1970 г. была переформирована во флотилию.

Рисунок из дембельского альбома, найденного в группе служивших в этой части в Одноклассниках.
Рисунок из дембельского альбома, найденного в группе служивших в этой части в Одноклассниках.

В 1980 г. командовать РТБ был назначен новый командир А. И. Бачурин. В 1982 г. Бачурина на посту сменил капитан 1-го ранга Ю. В. Садиков, затем его сменил Н. Н. Жуковский, а того капитан 1-го ранга М. В. Северин.

К концу 1980-х гг. подводные лодки модификаций 651-го проекта стали заменять новые более современные собратья с новыми ракетными комплексами, которые получали вооружение в других местах, а стрые подлодки выводились из эксплуатации, направляясь в отстойник в ожидании распила и 15 декабря 1990 г. 35-я дивизия подводных лодок была расформирована.

К распаду СССР все подлодки этого проекта были списаны и в начале 1990-х гг. (вероятно 1993 г.) с РТБ были вывезены более невостребованные специальные боевые части ракет, а саму базу стали использовать для хранения обычных вооружений.

Ну а в 1997 г. РТБ была окончательно расформирована, а последний призыв завершил на ней службу в 1998 г., после чего база была полностью заброшена и впоследствии разграблена мародёрами.

-5

Ну а мы отправляемся по старой бетонке, чтобы посмотреть что осталось от этого подземного комплекса в гранитной скале на сегодняшний день.

Фото 1980-х гг., найденное в группе служивших в этой части в Одноклассниках.
Фото 1980-х гг., найденное в группе служивших в этой части в Одноклассниках.

Когда-то у поворота к базе даже нельзя было останавливаться.

-7

Наверх сопки уходят покосившиеся столбики с остатками тройного периметра.

-8

Сразу за бывшим КПП располагался домик караула роты охраны, что охраняла территорию этого когда-то глубоко секретного объекта в горе.

-9

Стена с амбразурами у входа.

-10

И разбитые помещения внутри.

-11

Следом располагался Монтажно-Испытательный Корпус, где производили регламентные работы перед погрузкой СБЧ на специальные машины-хранилища.

-12

Здесь внутри тоже давно царит пустота. Под потолками раньше располагались кран-балки.

-13

Второй зал.

-14

Готовься серьёзно, напряжённо, неуклонно к защите Отечества. В. И. Ленин.

-15

И мы выходим на главную площадку с руинами бывших зданий.

-16

Вид на сам МИК.

-17

Рядом с ним расположено маскировочное сооружение первого левого портала, через который осуществлялся вход и завоз изделий в хранилище. К сожалению в этот момент начался сильный дождь и мы не смогли нормально его сфотографировать в фокусе.

-18

Сразу за маской раньше располагались мощные многотонные железобетонные защитные ворота. Здесь мародёры не поленились их вырвать и раздолбать бетон ради металлической обшивки, рёбер жёсткости и арматуры.

Эта часть входа защищена парой сегментов быстровозводимого сооружения из арочных сборных железобетонных конструкций.

Фото конца 2000-х гг. ещё целой створки ворот, найденное в интернете.
Фото конца 2000-х гг. ещё целой створки ворот, найденное в интернете.

А так их створки выглядели до того, как их уничтожили мародёры.

-20

Слева от ворот располагался тамбур-шлюз для прохода офицеров личного состава, когда-то оснащённый двумя защитными воротами весом по 3 тонны.

-21

Проходим тамбур.

-22

И попадаем в транспортный тоннель, вдоль которого проходил ряд технических помещений систем воздухозабора и предварительного охлаждения воздуха.

-23

Забор осуществлялся через вентиляционные шахты, расположенные чуть выше портала.

-24

Далее техблок заканчивается, а тоннель продолжается дальше.

-25

И приводит к развилке. Здесь прямо располагались металлические защитно-герметические ворота, которые также распилили на металл, а справа к тоннелю примыкает основной технический блок комплекса.

-26

Оснащённый тамбур-шлюзами с тремя герметическими дверями, но туда мы заглянем позже с другой стороны базы.

-27

За бывшими воротами тоннель продолжался дальше и выходил в небольшой зал.

-28

На выходе также раньше были защитно-герметические ворота.

-29

За которыми располагался зал для разворота изделий.

-30

И проход в огромный пенал хранилища СБЧ, где ещё уцелели остатки ещё одного типа защитных ворот, когда-то оснащённых гидравлическими приводами. Створки ворот тоже залиты бетоном внутри и весят по несколько тонн.

-31
-32

А за воротами вдаль на метров 100 уходит главный зал хранилища СБЧ. Сколько же ядерных боеголовок сюда влазило остаётся лишь гадать.

-33

К слову, по всей базе то и дело встречаются участки, по которым было понятно, что строили объект в большой спешке. Например, все основные горные выработки имеют капитальную бетонную крепь, называемую обделкой (не путать с отделкой), но только лишь на своде. А вот боковые стены представляют собой ряды отлитых столбов, на которые опирается бетонный свод, между которых построены лёгкие стенки с полостями, заполнены всем подряд от камней, до вообще ничем.

-34

Сам зал раньше покрывал обычный шифер, служивший для борьбы с протекающей гидроизоляцией.

-35

Возвращаемся обратно в разворотный зал и отправимся вдоль примыкающего к нему блока с помещениями, где располагалось оборудование климатического контроля, служившего для поддержания необходимого температурно-влажностного режима в пенале хранилища. Все они конечно давно пусты.

-36

На некоторых из помещений были установлены гермодвери.

-37

Проходим блок.

-38

И выходим во второй разворотный зал, где на входе в пенал второго хранилища сохранились обе створки защитных ворот, пусть и без петель с механизмами.

-39

Так этот въезд в пенал выглядит сейчас.

-40

Стоп-кадры из фильма «Новая земля — Технология испытаний».

А собственно так происходил процесс выдачи изделия через эти ворота.

-41

На самих створках ещё читаются предупреждающие знаки, говорящие как о радиационной опасности.

-42

Так и о взрывоопасности.

-43

Ворота изнутри.

-44

И второй пенал хранилища с грудами шифера, но он покороче метров на 20 чем предыдущий.

-45

А ещё к нему по центру примыкает проход в другой блок.

-46

Также оснащённый защитными воротами, за которые мы заглянем дальше.

-47

А пока досмотрим пенал и возвращаемся назад.

-48

К разворотному залу.

-49

Здесь напротив ворот расположен небольшой блок помещений со вторым проходом в главный технический блок.

-50
-51

Проход в блок с несколькими помещениями.

-52
-53

И выходим обратно в разворотный зал, откуда продолжим свой путь к следующему важному блоку. Здесь также располагались помещения систем климатического контроля для второго пенала хранилища.

-54

Но помещений здесь чуть больше и некоторые устроены иначе.

-55

И вот мы выходим с следующий главный блок объекта через проём от очередных герметических ворот.

-56

И попадаем в высокий зал регламентных работ длиной метров 60, где под сводом всё ещё сохранился шифер.

-57

Здесь под сводом также когда-то ходил настоящий мостовой кран, который также распилили на металл.

-58

Оканчивается зал примыкающим к нему слева проходом.

-59
-60

Который приводит к ещё одним защитным воротам.

-61

Которые ведут во второй пенал хранилища.

-62

Снова возвращаемся назад.

-63
-64

Проходим зал регламентных работ, который по сути выполняет роль финального сборочного цеха базы перед выдачей изделия на поверхность в МИК. Снова проходим по транспортному тоннелю.

-65

И выходим к развилке, где слева расположены помещения систем выпуска воздуха и выхлопа дизелей, прямо продолжается тоннель к порталу, а справа проход в главный техблок, когда-то перекрытый гермощитом. Заглянем наконец и в этот блок.

-66

Сначала идут два помещения вентиляционных двух режимов забора воздуха — первый через ствол вентшахты, а второй через транспортный тоннель портала, следом технический проём, когда-то закрытый гермощитами, который предназначался для загрузки тяжёлого оборудования.

-67

И конечно же здесь располагалось помещение дизель-генераторных электростанций объекта, которые были необходимы на случай выхода из строя основного источника энергоснабжения.

Фото 1980-х гг., найденное в группе служивших в этой части в Одноклассниках.
Фото 1980-х гг., найденное в группе служивших в этой части в Одноклассниках.

Примерно так выглядело помещение щитовой при жизни.

-69

Помещение, где располагался бак с расходным запасом топлива.

-70

Помещения кислотной и аккумуляторной.

-71

В кислотной была своя отдельная система вентиляции, изолированная от основной вентиляции объекта.

-72
-73
-74

Небольшая вентиляционная.

-75

И ещё несколько помещений.

-76

Доходим до места примыкания второго входа, который мы видели ранее.

-77

Санузлы.

-78
-79

И помещения главной вентиляционной всего сооружения.

-80

Здесь располагалась полноценная климатическая установка.

-81

Снова тамбур-шлюзы.

-82

Ну и снова вернёмся в транспортный тоннель, выходящий из зала регламентных работ.

-83
-84

В конце его раньше стояли гермоворота.

-85

Затем ещё одни.

-86

Дальше стояли защитные ворота.

-87

Здесь две обглоданных изуродованных створки ворот так и не смогли утащить металлисты.

-88

И следом проём от ещё одних таких же ворот с пристроенной парой сегментов арочного сооружения.

-89

И собственно второй правый портал, через который происходила выгрузка СБЧ с последующей отправкой в МИК, где они грузились на спецмашины и уходили к площадкам загрузки ракет на подводные лодки.

-90

А вокруг располагалось ещё несколько простеньких технических зданий.

-91
-92
-93
-94

За одним из которых на самой окраине площадки находилось ещё одно небольшое подземное сооружение. Вероятно это было убежищем для личного состава, только построено оно уже не в горе, а в виде небольшого насыпного быстровозводимого сооружения из арочных сборных железобетонных конструкций.

-95
-96

На этом мы и закончим осмотр территории бывшей РТБ СФ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии